Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Соболевой Т.Е.,
судей
Старкова М.В.,
Кормильцевой И.И.,
при секретаре Гребенщиковой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы Буркова А. Л. о признании незаконными действий Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург", выразившихся в не допуске Беляева С. И. на заседание избирательной комиссии 28 июля 2013 года в 11:00,
по апелляционной жалобе заявителя Буркова А. Л.,
на решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Старкова М.В., объяснения заявителя, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург", возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Дубовских Т.В., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Екатеринбургской городской Думы от 11 июня 2013 года N 27/77 на 08 сентября 2013 года назначены выборы Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы (л.д. 18).
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" от 28 июля 2013 года N 20/249 Бурков А. Л. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы.
Бурков А.Л. обратился в суд с вышеназванным заявлением. Указал, что усматривает умысел в действиях заинтересованного лица по несвоевременной регистрации доверенных лиц, с целью не допустить их для участия на заседаниях избирательной комиссии. Беляева С.И., который является доверенным лицом заявителя, незаконно не допустили на заседание избирательной комиссии, несмотря на то, что Беляев С.И. был извещён о месте и времени заседания комиссии, а также является уполномоченным представителем избирательного объединения, которое выдвинуло заявителя кандидатом на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы.
Решением суда первой инстанции требования заявителя оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бурков А.Л. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает решение суда незаконным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекшим ошибочные выводы, а также в связи с неправильным применением норм, устанавливающих порядок исчисления сроков. Суд первой инстанции не установил, что Беляев С.И. не был допущен на заседание избирательной комиссии как уполномоченный представитель избирательного объединения; неправильно определил истечение срока регистрации доверенных лиц; необоснованно сослался на положения ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации; оставил без внимания, что 26 июля 2013 года заинтересованное лицо имело возможность выполнить обязанность по регистрации Беляева С.И. в качестве доверенного лица. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии права кандидата и его доверенного лица присутствовать на заседании избирательной комиссии, на которой решается вопрос о регистрации кандидата.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург", опровергая утверждения заявителя как не влияющие на правомерность обжалуемых действий, и полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов гражданского дела, 24 июля 2013 года Бурков А.Л. и уполномоченный представитель избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии "Трудовая партия России" в Свердловской области" представили в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург" необходимые документы для выдвижения кандидата на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы.
25 июля 2013 года кандидат на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы Бурков А. Л. обратился в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург" с заявлением (представлением) о регистрации доверенных лиц, приложив список доверенных лиц и их согласия (л.д. 7).
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" от 28 июля 2013 года N 20/250 Беляев С. И., Голоснова Н. И., Ермилова Н. П. были зарегистрированы доверенными лицами кандидата на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы Буркова А. Л. (л.д. 8).
Из протокола заседания Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" от 28 июля 2013 года N 20 (л.д. 74-96) усматривается, что до начала заседания из зала заседания комиссии было предложено удалиться гражданину Беляева С. И., как не входящему в круг лиц, предусмотренный в пункте 1 статьи 31 Избирательного кодекса Свердловской области.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, установил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил правильное по существу решение. При рассмотрении заявленных требований в суде первой инстанции не были установлены обстоятельства, а также не нашли своего подтверждения доводы заявителя, влекущие возможность признания незаконными обжалуемых действий; не содержится подобных суждений и в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облечённое в форму постановления или решения и не закреплённое в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершённое ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Полномочия суда, принимающего решение по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, содержатся в частях 1 и 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объёме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Действительно, как предусмотрено положением пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) на всех заседаниях комиссии, а также при подсчёте голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчёт голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчёте голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 31 Избирательного кодекса Свердловской области.
Применительно к рассматриваемому заявлению и на основании собранных по делу доказательств допустимо согласиться с тем, что на момент совершения обжалуемых действий Беляев С.И. ещё не являлся доверенным лицом кандидата (заявителя) и не входил в круг лиц, предусмотренный в пункте 1 статьи 31 Избирательного кодекса Свердловской области. Кроме того, из материалов гражданского дела никоим образом не усматривается наступление в результате обжалуемого действия какого-либо нарушения избирательных прав непосредственно для самого заявителя, который был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы.
Таким образом, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о нарушении избирательных прав заявителя, как субъекта избирательных правоотношений, не были установлены, а обоснованность заявления не нашла своего должного подтверждения, то судом первой инстанции обоснованно было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, и применительно к обстоятельствам данного дела, совокупность доводов апелляционной жалобы в данном случае не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, в силу вышеизложенных обстоятельств и приведённых положений законодательства. Судебная коллегия не усматривает возможности для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, полагает, что обжалуемое заявителем решение суда следует оставить без изменения.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвёртой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом первой инстанции не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Буркова А. Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Соболева Т.Е.
судьи
Старков М.В.
Кормильцева И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.