Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционным жалобам Станишаускаса Э. Р., представителя администрации г. Томска - Виденко М. А. на решение Советского районного суда г. Томска от 18 апреля 2013 года
дело по заявлению Станишаускаса Э. Р. об оспаривании постановления администрации г. Томска от 05.09.2012 "О предварительном согласовании Департаменту капитального строительства администрации г. Томска места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/", постановления администрации г. Томска от 12.09.2012 "О резервировании земель для муниципальных нужд", решения администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по /__/, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения Станишаускаса Э.Р., его представителей Токареву Н.Г. (доверенность от 10.12.2012 сроком действия три года), Русинова В.А., (доверенность от 30.05.2013 сроком действия три года, поддержавших доводы жалобы, возражавших против доводов жалобы администрации г. Томска, представителя администрации г. Томска Герасимова В.В. (доверенность N 423 от 28.10.2013 сроком полномочий 1 год), поддержавшего доводы жалобы, возражавшего против доводов жалобы заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Станишаускас Э.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконными постановления администрации г. Томска от 05.09.2012 "О предварительном согласовании Департаменту капитального строительства администрации г. Томска места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/", постановления администрации г. Томска от 12.09.2012 N 1762-з "О резервировании земель для муниципальных нужд", решения администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении заявителю в собственность земельного участка по /__/, возложении на администрацию г. Томска обязанности предоставить ему в собственность земельный участок площадью /__/ кв.м по адресу: /__/.
В обоснование требований указал, что 26.07.2012 обратился в администрацию г.Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности нежилое строение. В нарушение месячного срока, предусмотренного ч. 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, ему отказано в данной просьбе. Отказ мотивирован тем, что 05.09.2012 администрацией г. Томска по ходатайству Департамента архитектуры и градостроительства принято постановление "О предварительном согласовании Департаменту капитального строительства администрации г. Томска места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/", а также в связи с принятием постановления администрации г. Томска от 12.09.2012 "О резервировании земель для муниципальных нужд". Считал отказ в образовании и предоставлении ему земельного участка незаконным, т.к. имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого принадлежащим ему на праве собственности нежилым строением. Полагал, что со стороны администрации имело место намеренное затягивание срока рассмотрения его заявления об образовании и предоставлении земельного участка, что сделало возможным принятие оспариваемых постановлений от 05.09.2012 и 12.09.2012. Указанные постановления нарушают его права как собственника нежилого строения, поскольку исключают возможность приватизации земельного участка под строением, реконструкцию существующего строения и возведения нового строения.
В судебном заседании Станишаускас Э.Р. и его представитель Токарева Н.Г. требования поддержали.
Представитель администрации г. Томска Герасимов В.В. возражал против удовлетворения требований.
Обжалуемым решением суд на основании ч. 2 ст. 9, ст. 12, ч. 1 ст. 36, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 13, п. 1 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 98, 194-199, ч. 1 ст. 254, ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 1, ст. 2, 3, п. 2 ч. 1 ст. 18, ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 28-32, п. 4 ст. 34, п. 6 ст. 36, подп. 9 п. 2 ст. 49, ст. 69-70.1, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп 2, 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 N 74-ОЗ (в ред. от 13.08.2012) "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области", ст. 38, 40 Устава г. Томска, принятого решением Думы г. Томска от 04.05.2010 N 1475, пп. 1.1, 1.2.1, 1.2.2 Временного положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков для строительства на территории г. Томска, утв. постановлением Мэрии г. Томска от 27.01.1995 N 37, раздела 5 Генерального плана г. Томска, утв. решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687, заявление удовлетворил частично: признал незаконным отказ администрации г. Томска в образовании и предоставлении в собственность Станишаускаса Э.Р. земельного участка, расположенного по адресу: /__/, оформленный письмом от 21.09.2012 N 6200. Возложил на администрацию г. Томска обязанность рассмотреть заявление Станишаускаса Э.Р. от 26.07.2012 N 1384/14 в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в соответствии с положениями ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ. В остальной части в удовлетворении требований Станишаускаса Э.Р. отказал. Взыскал с администрации г. Томска в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В апелляционной жалобе Станишаускас Э.Р. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. Полагает необоснованным вывод суда относительно соблюдения процедуры принятия постановления Мэра г. Томска от 05.09.2012 N 1699-з. Так, данным постановлением утвержден акт выбора земельного участка. Суд при рассмотрения дела не проверил соблюдение процедуры выбора земельного участка. Между тем указанная процедура нарушена. При выборе земельного участка администрацией г. Томска было проигнорировано его заявление от 26.08.2012 с предложением и замечаниями относительно предстоящего предоставления земельного участка, данное заявление нашло отражение в заключении от 03.09.2012 N 09-25/202. Суд не дал оценки данному обстоятельству, однако оно влечет незаконность указанного заключения. Утвержденный на основании незаконного заключения акт выбора земельного участка также является незаконным. Поскольку акт выбора земельного участка был утвержден постановлением администрации г. Томска от 05.09.2012 N 1699-з, указанное постановление является незаконным и должно быть признано недействительным. Следовательно, незаконно и последующее постановление от 12.09.2012 N 1762-з о резервировании спорного земельного участка. Кроме того, суд при рассмотрении дела не выяснил обстоятельства опубликования оспариваемых постановлений в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления, а следовательно, не проверил факт вступления их в силу. Ссылается на то, что администрацией г. Томска нарушен срок рассмотрения его заявления о предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Между тем в случае своевременного рассмотрения администрацией г. Томска его заявления и принятия по нему положительного решения администрация возможно выбрала бы иной вариант размещения дороги. Считает, что судом нарушены требования ч. 1 ст. 258 ГПК РФ об устранении нарушения прав заявителя в полном объеме. Его нарушенное право не может быть восстановлено путем возложения на администрацию г. Томска обязанности рассмотреть заявление в порядке, установленном законом. Администрация вынуждена будет рассмотреть его заявление с учетом существующих постановлений от 05.09.2012 N 1699-з и от 12.09.2012 N 1762-з, которые препятствуют предоставлению земельного участка в собственность. Суд, оставляя в силе постановление администрации г.Томска от 12.09.2012 о резервировании, обеспечил в будущем отказ заявителю в приватизации спорного земельного участка, т.к. закон не допускает предоставления в собственность граждан участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Виденко М.А. просит решение отменить в части признания незаконным отказа в образовании и предоставлении в собственность заявителя земельного участка и возложения обязанности рассмотрения заявления Станишаускаса Э.Р. от 26.07.2012. Полагает, что суд необоснованно не применил подлежащую применению к спорным правоотношениям норму п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Кроме того, суд формально подошел к рассмотрению требований заявителя о признании незаконным отказа от 21.09.2012 N 6200. Вместе с тем при рассмотрении дела судом установлено наличие оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка: резервирование земельного участка для размещения автомобильной дороги, предусмотренной Схемой транспортной инфраструктуры, входящей в состав генерального плана, утв. решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687, то есть до момента обращения заявителя в администрацию г. Томска. Отсутствие указания на эти основания в оспариваемом решении от 21.09.2012 N 6200 не влияет на права заявителя, поскольку информация о резервировании была опубликована в официальном источнике Томской области - газете " /__/", заявитель имел возможность с ней ознакомиться и выразить свое отношение.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как видно из дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое строение площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/, право собственности Станишаускаса Э.Р. на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано 16.04.2012. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: /__/ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Ответом администрации г. Томска от 21.09.2012 N 6200 заявителю отказано в образовании и предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м для эксплуатации нежилого строения - склад, поскольку постановлением администрации Города Томска от 05.09.2012 "О предварительном согласовании Департаменту капитального строительства администрации Города Томска места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/ в /__/" указанный земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер /__/).
Судом установлено, что 27.07.2012 Департамент капитального строительства администрации г. Томска обратился с заявлением N 2689 о предоставлении земельного участка для строительства /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" согласно прилагаемой схеме, указанное заявление зарегистрировано и передано в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с резолюцией "Для подготовки документов (акт выбора)".
Согласно выписке из протокола N 30 заседания комиссии по определению ценности зеленых насаждений и ландшафтов от 23.08.2012 по результатам рассмотрения заявления Департамента капитального строительства администрации г. Томска о согласовании отвода земельного участка и выезда на место (акт от 23.08.2012 N 428-л) установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка зеленые насаждения отсутствуют. Комиссия решила предварительно согласовать отвод земельного участка для строительства /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/.
Из письма Управления охраны окружающей среды и природного комплекса администрации г. Томска от 24.08.2012 N 1239 следует, что Департамент капитального строительства администрации г. Томска проинформирован о согласовании управлением акта выбора земельного участка для строительства /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/.
Согласно заключению Администрации Кировского района г. Томска от 03.09.2012 N09-25/202 в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ от 23.10.2001 N 136-ФЗ в целях информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка по /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/ было опубликовано объявление в газете " /__/" от 22.08.2012 N 115 с предложением гражданам и юридическом лицам ознакомиться с декларацией о намерениях а администрации. За период обсуждения предложений и замечаний граждан и юридических лиц в администрацию не поступало.
По ходатайству Департамента капитального строительства администрации г. Томска от 27.07.2012 N 2689 в соответствии с актом выбора земельного участка администрацией г. Томска издано постановление от 05.09.2012 N 1699-3 2012 "О предварительном согласовании Департаменту капитального строительства администрации г. Томска места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/", согласно которому: утвержден акт выбора земельного участка для строительства /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/ (приложение); образованы из земель населенных пунктов земельные участки площадью /__/ кв.м (учетный номер /__/) и /__/ кв.м (учетный номер /__/), утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вид разрешенного использования земельных участков определен - улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации; земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог; на земельных участках установлен ограниченный режим использования: в целях обеспечения беспрепятственного прохода и проезда к смежным земельным участкам; в охранных зонах инженерных коммуникаций, в соответствии с которым запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая их сохранности; в охранной зоне пояса II пояса /__/ с режимом регулируемого природопользования с запретом на размещение производств и предприятий и расширения уже существующих производств и предприятий без согласования с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования " /__/"; Департаменту капитального строительства администрации г. Томска предварительно согласовано место размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/ на земельном участке общей площадью /__/ кв.м, состоящем из земельных участков площадями /__/ кв.м (учетный номер /__/) и /__/ кв.м (учетный номер /__/), согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане; Департаменту капитального строительства администрации г. Томска рекомендовано выполнить комплекс работ по межеванию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет.
Постановлением администрации г. Томска от 12.09.2012 N 1762-3 "О резервировании земель для муниципальных нужд" в связи с необходимостью размещения автомобильной дороги общего пользования местного значения для муниципальных нужд (размещение автомобильной дороги местного значения от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/) сроком на семь лет зарезервированы земли населенного пункта /__/ площадью /__/ кв.м и площадью /__/ кв.м согласно прилагаемой схеме резервируемых земель. Установлен ограниченный режим использования, в соответствии с которым запрещается возведение новых, а также реконструкция существующих зданий, строений, сооружений на землях населенного пункта /__/ площадью /__/ кв.м и площадью /__/ кв.м.
Схема резервируемых земель по /__/ представлена как приложение к постановлению от 12.09.2012.
В подтверждение того, что к числу земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, отнесен земельный участок, расположенный по адресу /__/, представлено приложение к постановлению Мэра г. Томска от 05.09.2012 - схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории /__/ (л.д.58).
Акт выбора земельного участка для строительства /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/, согласно которому комиссия решила согласовать оптимальный вариант выбора места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/ на земельном участке площадью /__/ кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Удовлетворяя требования о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что закон не содержит запрета на предоставление сформированного земельного участка в собственность, изменение вида разрешенного использования возможно при решении вопроса о предоставлении земельного участка.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с обоснованностью данного вывода.
Земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. 69, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. Порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления органу местного самоуправления, который, в свою очередь, рассматривает его по правилам ст. 36 ЗК РФ.
Действительно, ни положения ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ни иные нормы закона не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка образование земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет, судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Учитывая, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 10.09.2012, постановление о резервировании участка для муниципальных нужд принято 12.09.2012, представитель заинтересованного лица в суде первой инстанции пояснял, что резервирование не являлось основанием для отказа, а потому суд первой инстанции правильно указал, что решение вопроса о предоставлении земельного участка относится к исключительной компетенции администрации г.Томска, нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию г.Томска рассмотреть заявление в установленном ст. 36 ЗК РФ порядке в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Отказывая в удовлетворении требований о признании оспариваемых постановлений незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что возможный отказ в будущем заявителю в предоставлении в собственность земельного участка не является основанием их недействительности и не препятствуют получению земельного участка на условиях аренды.
Оснований не соглашаться с обоснованностью данного вывода у судебной коллегии также не имеется.
Как видно из дела, заявитель связывает незаконность постановления от 05.09.2012 "О предварительном согласовании Департаменту капитального строительства администрации г. Томска места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/" с принятием без учета его прав как собственника строения, расположенного на спорном земельном участке, и имеющего преимущественное право на приватизацию данного участка. Кроме того, постановлением от 12.09.2012 N 1762-3 "О резервировании земель для муниципальных нужд" запрещено возведение новых, а также реконструкция существующего сооружения, что нарушает его права как владельца недвижимого имущества.
В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28).
Согласно пункту 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ и ст. 6 Закона Томской области от 04.10.2002 N 74-ОЗ (ред. от 18.02.2013) "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п.1.1. постановления Мэрии г. Томска от 27.01.1995 N 37 "Об утверждении Временного положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков для строительства на территории г. Томска" предоставление и изъятие земельных участков для строительства объектов любого назначения на территории города Томска осуществляется постановлениями Мэра города на основании Генерального плана города, проектов планировки и застройки территорий, другой градостроительной документации по заявлениям юридических лиц и граждан (далее по тексту - застройщиков).
В отдельных случаях до принятия постановления о предоставлении земельного участка осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, а именно: при размещении наиболее градостроительно значимых или технически сложных объектов, требующих глубокого проектного обоснования; при размещении объекта, не предусмотренного имеющейся градостроительной документацией; при размещении объекта, предполагающего вариантность размещения; при размещении объекта, который может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду (п. 1.2.1.)
Как пояснил представитель заинтересованного лица и следует из представленных доказательств, резервируемые земли расположены в границах проектируемой автомобильной дороги, предусмотренной Схемой транспортной инфраструктуры, входящей в состав Генерального плана, утв. Решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N 687.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 14 решения Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 (ред. от 14.08.2012, с изм. от 05.02.2013) "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск"
до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления города Томска в соответствии с земельным законодательством и в пределах их полномочий распоряжаются землями, расположенными в границах города Томска, за исключением земельных участков, на которые в порядке, установленном законодательством, зарегистрированы права собственности физических и юридических лиц, а также права собственности Российской Федерации и Томской области.
Для строительства, реконструкции и иных целей могут предоставляться на правах собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования только свободные от прав третьих лиц земельные участки, сформированные из состава земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности, которые согласно земельному законодательству не изъяты из оборота.
Сформированные из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются физическим и юридическим лицам для строительства, реконструкции в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, предоставление участка возможно из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей уполномоченным на то органом и предполагаются к продаже.
Учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, само по себе данное решение не является нарушением прав и законных интересов правообладателей земельных участков в пределах выбираемого участка, поскольку не рассматривается законодателем в качестве основания изменения или прекращения уже существующих прав на землю частных лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление от 05.09.2012 прав Станишаускаса Э.Р. не нарушает, предусмотренный порядок предварительного согласования спорного земельного участка соблюден, оснований для признания его незаконным не имеется.
Согласно положениям ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальныx нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.
В силу п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
На основании предоставленных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Наличие у администрации г. Томска полномочий на принятие решения о резервировании земель следует из положений, предусмотренных в п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (согласно указанной норме функция по резервированию земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд относится к вопросам местного значения городского округа), и корреспондирующих положений ст. 40 Устава г. Томска.
На основании п. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.
Из раздела 5 Генерального плана г. Томска следует, что развитие транспортной инфраструктуры г. Томска является первоочередной социальной и градостроительно-инженерной задачей. Разрешение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры; в основу peшений Генерального плана по развитию транспортного комплекса положен подход преобразования сложившейся радиально полу кольцевой системы в радиально-кольцевую.
Согласно ч. 3, 4, 5, 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа, содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя, в том числе, существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
В материалы дела представлена выкопировка из дежурного плана /__/ с показом земельного участка по /__/, карта градостроительного зонирования с показом земельного участка по /__/ с кадастровым номером /__/, с указанием территориальных зон, которая является частью генерального плана.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В материалы дела представлены доказательства того, что администрацией г.Томска проводились работы по предварительному анализу по выбору наиболее оптимального расширения варианта дороги, что следует из представленного Акта выбора, в котором указано, что согласован наиболее оптимальный вариант выбора места размещения /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в /__/.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты компетентным лицом, в пределах полномочий, с соблюдением процедуры.
В силу ч.1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Правила о преимущественном праве покупки или аренды заключаются в том, что собственник земельного участка, желающий продать его или сдать в аренду, обязан сначала предложить его купить или арендовать собственнику здания, строения, сооружения, расположенного на данном земельном участке. Такое предложение (извещение) должно быть сделано письменно с указанием цены (арендной платы) и всех других условий, на которых собственник земельного участка продает его или сдает в аренду. Если собственник здания, строения, сооружения откажется от приобретения или заключения договора аренды или не приобретет (не арендует) земельный участок в течение месяца со дня извещения, собственник земельного участка вправе продать или передать в аренду земельный участок любому лицу. При нарушении преимущественного права покупки собственник здания, строения, сооружения имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя или арендатора.
Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" при внесении изменений в ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в отношении приватизации зарезервированного земельного участка установлен запрет.
Резервирование - это первичная стадия последующего изъятия земельного участка, регулируется ст. 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ. Порядок резервирования земель определяется постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд".
Собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования (п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение), к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Гл. I.1 Земельного кодекса Российской Федерации не установлен запрет на образование земельных участков из земельных участков или земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
При этом, исходя из положений ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничения прав, связанные с резервированием земель, сохраняются в отношении образуемых земельных участков.
Таким образом, в момент принятия оспариваемых актов администрация г. Томска осуществляла функции по резервированию земельных участков для муниципальных нужд.
В соответствии со статьями 9, 10 и 18 Градостроительного кодекса РФ схемы, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований и являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В целях упорядочения системы предоставления и изъятия земельных участков, сокращения сроков их освоения и более эффективного использования земельного фонда города, обеспечения реализации Генерального плана города и другой градостроительной документации Мэром города Томска принято постановление от 27.01.1995 N37 "Об утверждении временного положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков для строительства на территории города Томска".
Учитывая, что в соответствии с Генеральным планом города спорный земельный участок относится к землям общего пользования и планируется для застройки и использования в общественных интересах заявитель не является правообладателем спорного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.11.2013, оснований для вывода о том, что участок не мог быть зарезервирован, не имеется.
В силу ст. 56.1. ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Права собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков по возведению зданий, строений, сооружений, по проведению мелиоративных работ, строительству прудов и иных водных объектов могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничение на совершение именно этих действий связано с тем, что строительство новых объектов, проведение оросительных, культуртехнических и иных мелиоративных работ увеличивают стоимость земельного участка, изъятие которого предполагается в будущем.
Т.о. резервирование земель относится к числу ограничений и является предпосылкой к последующему изъятию участка для государственных или муниципальных нужд. Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в силу ст. 56 ЗК. Не прошедшие государственной регистрации ограничения, указанные в акте о резервировании земель для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков.
Ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральными законами. Отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены Земельным кодексом и некоторыми иными федеральными законами.
Так, согласно абз. 2 п. 8 ст. 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
Опубликование объявления о предстоящем предоставлении земельного участка /__/ от /__/ до заезда в жилой район " /__/" в официальном источнике Томской области - газете " /__/" от 22.08.2012 - соответствует закону и означает информирование, в том числе и заявителя как жителя Томкой области.
По мнению судебной коллегии, установленный п. 5 оспариваемого постановления N 1762-з от 12.09.2012 ограниченный режим использования испрашиваемого земельного участка, согласно которому запрещено возведение новых, а также реконструкция существующих зданий, строений, сооружений на землях населенного пункта /__/, не нарушает права заявителя как собственника строения.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными не имелось.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалоб нет.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Станишаускаса Э. Р., администрации г. Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.