Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
заявление Г. об оспаривании в части Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 N 226, а также об оспаривании преамбулы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 N 226
УСТАНОВИЛ:
25.05.2006 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 226 "О Порядке предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", опубликованное в печатном издании "Якутия", N 100, 06.06.2006.
Заявитель Г. обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений названного Порядка, а также преамбулы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 N 226 противоречащими нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
Из содержания заявления следует, что поводом для обращения в суд послужило то обстоятельство, что Г. является инвалидом, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с чем был включен в республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Однако, в апреле 2011 года заявитель необоснованно был исключен из списка граждан-получателей социальных выплат в связи с тем, что Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета (далее - Комиссия) на основании незаконного нормативного правового акта было принято неправомерное решение в отношении заявителя, при этом Комиссия действовала в отсутствие на то необходимых полномочий и вопреки требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В заявлении Г. содержатся требования о признании незаконными и недействующими со дня принятия следующих положений нормативного правового акта:
преамбулы Постановления Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года N 22 (далее -Постановление ) в части слов "во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований";
пункта 1 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" утверждённого названным Постановлением (далее -Порядок), в части слов "нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года";
пункт 3 Порядка в части слов "социальной нормы общей площади жилья" и в части слов "на 1 гражданина";
подпунктов "е" и "ж" пункта 8.5 Порядка;
пункта 17 Порядка;
Приложения N2 к Порядку в части слов "в течение 3-х календарных месяцев".
В судебном заседании заявитель Г. требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил суду, что непосредственно его права и свободы затрагиваются подпунктом "ж" пункта 8.5 Порядка и принятым на основании данной нормы неправомерным решением Комиссии об исключении заявителя из реестра граждан-получателей социальных выплат на приобретение жилья. В остальной части не представил объяснений относительно нарушенных прав и интересов.
Представители Правительства Республики Саха (Якутия) Федорова Т.Д., действующая на основании доверенности от 18.06.2013 г. N ... , Николаева М.Н., действующая на основании доверенности от 18.06.2013 г. N ... , полагают, что оспариваемые нормы не нарушают права самого заявителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и представителей, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемые нормы в большей части не затрагивают прав заявителя, суд приходит к следующему.
В обоснование заявления Г., в частности, указано на противоречие преамбулы Постановления Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года N 22 в части слов "во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" части 4 статьи 5 Жилищного Кодекса РФ, поскольку в соответствии с названной правовой нормой федерального законодательства исключительное право издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации принадлежит Правительству РФ.
По мнению заявителя, излагая содержание преамбулы нормативного правового акта в вышеприведенной формулировке, а именно - во исполнение названного Федерального закона, Правительство РС(Я) превысило предоставленные ему полномочия.
Между тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что содержание преамбулы оспариваемого нормативного правового акта само по себе не затрагивает прав заявителя, обоснованных доводов в этой части, указывающих на нарушение законных прав и интересов заявителя, создание препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод в результате применения непосредственно преамбулы названного Постановления РС (Я), Г. не приводится.
Пунктом 1 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" утверждённого Постановлением Правительства РС(Я) от 25.05.2006г. N226, установлены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем с использованием средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Названный пункт Порядка в части слов "нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года" оспаривается заявителем в той мере, в которой он распространяется на инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В обоснование данных требований заявитель ссылается на несоответствие данной правовой нормы статьям 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Заявитель полагает, что выражение "нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года" делает возможным предоставление мер социальной поддержки в зависимости от наличия у субъекта социальной защиты одного из тех условий, которые в соответствии с федеральным законодательством необходимы в совокупности для реализации права инвалида на обеспечение жильем.
Однако, предъявляя требования о признании вышеприведенной правовой нормы незаконной и недействующей, заявитель не указывает, каким образом вышеприведенное правовое регулирование влияет на его собственные права и интересы. Заявитель по сути выражает несогласие с формулировкой, определяющей категории лиц, которым предоставляются социальные выплаты, однако не утверждает, что не был принят на соответствующий учет или такая выплата не была ему предоставлена именно в результате применения пункта 1 Порядка. Напротив, обращает внимание на необходимость толкования данной нормы в смысле одновременного наличия таких условий, как нуждаемость в жилищных условиях и постановка на учет до 01.01.2005 г. При этом указывает, что первоначально был включен в список граждан-получателей социальных выплат в соответствии именно с пунктом 1 Порядка, как субъект, отвечающий одновременно обоим вышеприведенным условиям.
Также заявитель просит признать пункт 3 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в части слов "социальной нормы общей площади жилья" и в части слов "на 1 гражданина" в той мере, в которой он распространяется на инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с названным правовым положением в общем размере социальной выплаты расчет размера социальной выплаты за счет средств федеральных субвенций производится исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Республике Саха (Якутия), определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и социальной нормы общей площади жилья в размере 18 кв. м на 1 гражданина.
Размер социальной выплаты, предоставляемой за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), производится исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Республике Саха (Якутия), определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и социальной нормы общей площади жилья в размере 18 кв. м на 1 гражданина.
При этом заявитель указывает на то, что вышеприведенная формулировка противоречит пункту 2 части 3 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Кроме того, термин "социальная норма общей площади жилья" отсутствует в Жилищном Кодексе РФ и Методике распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.03.2006г. N169.
Кроме того, по утверждению заявителя, то обстоятельство, что в настоящее время объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации и государственном бюджете Республики Саха (Якутия), по обеспечению жильём определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, не означает, что данные лица могут улучшить свои жилищные условия без учёта состава семьи, поскольку законодательство, существовавшее до 1 января 2005 года предоставляло льготное жилищное обеспечение с учётом семейного положения. Таким образом, заявитель полагает, что гражданин, имеющий право на меру социальной поддержки, указанный в п.3 Порядка, обладает правом получения жилого помещения исходя из состава семьи в соответствии с нормой предоставления.
Рассматривая данные требования заявителя, суд учитывает, что вышеприведенные правовые нормы по сути регулируют расчет размера социальной выплаты, и на заявителя не распространяются, так как на момент подачи заявления и рассмотрения дела судом Г. не относится к числу лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, в любом случае поводом для обращения в суд не является вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты в размере, не отвечающем требованиям действующего законодательства.
Согласно подпункту "е" пункта 8.5 Порядка Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета вправе принимать решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае, в частности, снятия гражданина органом местного самоуправления с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заявитель Г ... считает названную правовую норму не соответствующей федеральному законодательству, и указывает на то, что Комиссия наделена властными полномочиями, в частности, по принятию решений об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. При этом заявитель указывает на то, что названная Комиссия не является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), то есть решения Комиссии не могут носить обязательный характер. Между тем Правительство Республики Саха (Якутия), наделив Комиссию властными полномочиями, практически создало государственный орган, тем самым, вторглось в компетенцию Президента РС(Я) по определению структуры исполнительных органов государственной власти РС(Я). Полагает, что тем самым нарушены положения Федерального закона "О защите конституционных органов власти в Российской Федерации" от 09.10.1992г. N 3618-1, согласно которому запрещено присваивать полномочия конституционных органов власти, установленные Конституцией и законами РФ и Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации
Между тем из содержания оспариваемой нормы следует, что названная Комиссия осуществляет полномочия по принятию решения об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае, в частности, снятия гражданина органом местного самоуправления с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, данное правовое положение не затрагивает права заявителя, поскольку какое-либо решение Комиссии в отношении Г. в соответствии с подпунктом "е" пункта 8.5 Порядка не принималось, решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Комиссия также не выносила, на день рассмотрения дела Г ... состоит на данном учете в Окружной Администрации ГО "Город Якутск", что следует из материалов дела, а также объяснений участников производства. В связи с этим суд полагает, что в данной части требования Г. не направлены на защиту каких-либо нарушенных прав и интересов самого заявителя.
Подпункт "ж" пункта 8.5 Порядка оспаривается заявителем ввиду неопределенности данной правовой нормы. Так, по мнению заявителя, возможность принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по причине отсутствия оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. При этом заявитель обращает внимание суда на то, что подпункт "ж" пункта 8.5 Порядка не содержит ссылки на конкретные нормы законодательства Российской Федерации, применяемые для решения вопроса об отказе в предоставлении мер социальной поддержки инвалидам. Между тем, по мнению заявителя, единственным и основным условием включения в список на предоставление социальных выплат является постановка гражданина на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. При этом заявитель ссылается на то, что он и члены его семьи приобрели статус нуждающихся в улучшении жилищных условий и право на получение жилого помещения до 1 марта 2005г., с данного учета не были сняты в установленном законом порядке. Однако, неопределенность оспариваемой заявителем правовой нормы позволила Комиссии принять решение об исключении истца из республиканского реестра граждан - получателей социальный выплат на текущий финансовый год. Более того, данное решение было принято Комиссией в отсутствие на то необходимых полномочий, которыми обладают исключительно органы местного самоуправления при решении вопроса о снятии гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что гражданин после получения уведомления обязан в течение 15 дней представить в управление социальной защиты населения заявление о предоставлении социальной выплаты на текущий год, заявление о своем согласии на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку с приложением документов, перечень которых содержится в названном пункте Порядка.
В связи с этим заявитель Г ... приводит доводы о том, что пункт 17 Порядка обязывает непосредственно самого заявителя (инвалида) представлять указанные в пункте документы в полном объёме в управление социальной защиты населения
Напротив, согласно абзацу 9 п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 1157 от 02 октября 1992г. "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" сбор, оформление и предоставление документов и материалов, необходимых для реализации инвалидами прав и льгот, установленных законодательством, возлагается на органы государственного управления, местную администрацию, предприятия, организации и учреждения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями (п.3 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901). Пункт 17 Порядка возлагает на инвалидов дополнительную обязанность и меру социальной поддержки на приобретение жилого помещения, установленную законодательством Российской Федерации, ставит в зависимость от исполнения инвалидами этих обязанностей.
Таким образом, оспариваемая норма (п. 17 Порядка) вводит дополнительные условия для получения социальной выплаты, что ограничивает права заявителя на получение социальной гарантии.
Также Приложение N2 к Порядку в части слов "в течение 3-х календарных месяцев" и пункт 17 Порядка в части слов "обязан в течение 15 дней" заявитель считает несоответствующим статье 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нарушающим права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, так как данные нормы право на предоставление и получение социальной выплаты ставят в зависимость от срока предоставления документов. В связи с этим заявительный характер права на получение социальной выплаты переходит в разрешительный характер реализации права.
Данные нормы (пункт 17 Порядка и Приложение N 2 к Порядку) очевидно не нарушают права заявителя, из содержания заявления следует, что Г. был принят на соответствующий учет получателей социальной выплаты, на котором состоял до определенного времени. При этом доводов о нарушении его прав при включении в республиканский реестр оспариваемой нормой в заявлении не приводится, по сути доводы заявления в указанной части сводятся к защите прав и интересов неопределенного круга лиц, однако такими процессуальными полномочиями заявитель не обладает.
Главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определен круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В силу абзаца 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 данного Кодекса.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или части 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель Г. обратился в суд с вышеназванным заявлением как физическое лицо, мотивируя тем, что является инвалидом, имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, однако, необоснованно был исключен из списка граждан - получателей социальных выплат в связи с тем, что Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета на основании незаконного нормативного правового акта было принято необоснованное решение в отношении заявителя, при этом Комиссия действовала в отсутствие на то необходимых полномочий и вопреки требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем Г. по сути оспариваются те правовые нормы, которые не затрагивают очевидно его права и интересы, за исключением требований, касающихся подпункта "ж" пункта 8.5 Порядка. В остальной части заявление Г. фактически подано в защиту неопределенного круга лиц в отсутствие необходимых на то полномочий.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в указанной части на основании пункта 1 части 1 статьи 134, абзаца 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по заявлению Г. об оспаривании отдельных положений Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 N 226 "О Порядке предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов " в части, касающейся: преамбулы названного Постановления Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года N 22 в части слов "во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований";
пункта 1 названного Порядка в части слов "нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года";
пункта 3 названного Порядка в части слов "социальной нормы общей площади жилья" и в части слов "на 1 гражданина";
подпункта "е" пункта 8.5 названного Порядка;
пункта 17 названного Порядка;
Приложения N2 к названному Порядку в части слов "в течение 3-х календарных месяцев".
Разъяснить заинтересованным лицам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья Верховного суда РС (Я) Л.А.Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.