Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Ахкямова Р.Р., Бурова А.И.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 26 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" С.С.С.
на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 8 апреля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно- коммунальном хозяйстве г. Сарапула" о признании не соответствующим закону представления Прокурора г. Сарапула от 28 января 2013 г. N 47ж-2013 об устранении нарушений законодательства в части начисления нанимателям жилых помещений многоквартирного дома N 139 по ул. Азина г. Сарапула платы за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения и отмене представления в этой части.
Заслушав доклад судьи Ахкямова Р.Р., пояснения представителя ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" С.С.С.., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Б.Т.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обратилось в Сарапульский городской суд с заявлением о признании не соответствующим закону представления Прокурора г. Сарапула от 28 января 2013 г. N 47ж-2013, понуждении прокурора отменить это представление.
Свои требования заявитель мотивировал следующим. Установка общедомовых приборов учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении". Пункт 5 этой статьи обязывает собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г. О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений дома N N по ул. "адрес" от 22 декабря 2009 г. между ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" и собственниками помещений указанного дома заключен договор управления многоквартирным домом от 1 января 2010 г. Согласно п. 2.2 договора управления управляющий обязан организовать выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с перечнем работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с оплатой работ из средств на содержание имущества, в пределах суммы, поступившей на счет управляющего. Перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома утвержден общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (протоколами от 22.12.2009 г., от 7.12.2010г., от 28.11.2011 г.). Таким образом, собственниками помещений многоквартирного дома решения об установке общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения и отопления были приняты в рамках проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Ссылка в оспариваемом представлении прокурора г. Сарапула на ст. 166 ЖК РФ является несостоятельной, так как эта статья вступила в действие после проведения в многоквартирном доме работ по установке общедомовых приборов учета.
Приложение N 8 к Постановлению Госстроя от 27 сентября 2003 г. N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда ", носит рекомендательный характер, в связи с чем, не может применяться в рамках обязательств управляющей компании и собственников по проведению капитального ремонта.
Согласно Постановлениям Администрации г. Сарапула от 4 декабря 2009 г. N 2971, от 1 декабря 2010 г. N 3710, от 20 марта 2012 г. N 764 плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, в котором собственники помещений приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлена в размере, принятом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт в 2010-2012 г.г. предъявлялась нанимателям жилых помещений многоквартирного дома по тарифам, утвержденным общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома. В соответствии с п. 6.1 договора управления платежи на содержание и ремонт общего имущества, оплачиваемые собственниками, нанимателями и пользователями помещений дома, являются накопительными и расходуются в соответствии с условиями договора, то есть на выполнение работ, определенных техническим регламентом содержания общего имущества дома и Перечнем работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, внесение платы нанимателями жилых помещений на счет содержания и ремонта общего имущества, в том числе на выполнение работ согласно Перечню работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2010-2012 г.г. и расходование денежных средств на выполнение данных работ, полученных от нанимателей жилых помещений в счет платы за содержание и ремонт общего имущества, соответствует жилищному закону и договору управления многоквартирным домом.
Представитель заявителя ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" С.С.С., действующая на основании доверенности от 22 декабря 2012 г. (сроком действия до 31 декабря 2013 г.), письменно уточнила заявленные требования (л.д. 51) и просила признать не соответствующим закону представление Прокурора г. Сарапула от 28.01.2013 г. N 47ж-2013 об устранении нарушений законодательства в части начисления нанимателям жилых помещений многоквартирного дома "адрес" платы за установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, отменить представление в этой части.
Прокурор Х.И.Р. с заявлением не согласился, считает вынесенное прокурором представление основанным на нормах действующего жилищного закона.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить, поскольку судом не правильно применены нормы материального права, сославшись на доводы, приведенные в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Установлено, что к прокурору г. Сарапула с заявлением обратились жители многоквартирного дома "адрес", указав, что 14 квартир в доме не приватизированы, являются муниципальными, значит пользователи помещений не должны оплачивать установку общедомовых приборов учета: на водоснабжение, на водоотведение и на установку общего электросчетчика, в то время как управляющая компания разделила все эти затраты на собственников жилья и пользователей жилья (л.д. 52-53).
Прокурором г. Сарапула 28 января 2013 г. N 47ж-2013 директору ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" было направлено представление, которым предписано устранить допущенные нарушения закона связанные с возложением обязанности платы за установку коллективных ( общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов на нанимателей жилых помещений. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Правоспособность заявителя, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула", подтверждается Уставом (л.д. 9-26), свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 18 N 002763430 (л.д. 8).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 1 января 2010 г. N 186 ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома "адрес" (л.д. 27-34).
Из представленных заявителем энергосервисного контракта от 5 июля 2010 г. (л.д. 78-91), рабочих проектов (л.д. 92 - 130), договоров подряда (л.д. 131- 145), актов выполненных работ (л.д. 61-62, 66-69, 71-72, 74-77), счетов об оплате работ (л.д. 63, 65, 70, 73), усматривается, что в многоквартирном доме "адрес" были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, расхода питьевой воды, прибор учета горячего водоснабжения. Стоимость работ по установке этих приборов учета оплачена управляющей компанией.
Из протоколов собраний собственников помещений многоквартирного дома от 20 декабря 2009 г. (л.д. 35), от 7 декабря 2010 г. (л.д. 36), от 11 сентября 2011 г. (л.д. 37), от 28 ноября 2011 г. (л.д. 38) усматривается, что были утверждены размеры ежемесячных платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, принято решение заключить энергосервисный договор на разработку мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности, а также реализации указанных мероприятий за счет средств на содержание и ремонт общего имущества, утверждены перечни работ по ремонту общего имущества.
Из перечней работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома усматривается, что в перечень имущества по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома были включены мероприятия по установке общедомового прибора учета электроэнергии, установке общих приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установке общего прибора учета теплоснабжения (л.д.40-42).
Указанные обстоятельства установлены в суде первой инстанции и сторонами не оспариваются.
Судебная коллегия полагает, что доводы заявителя о необоснованности выводов суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из приложения N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя РФ) от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) следует, что работы по установке приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к капитальному ремонту.
Соответственно, начисление управляющей компанией нанимателям жилых помещений многоквартирного дома платы за установку этих приборов учета противоречит действующему законодательству.
Судом первой инстанции обосновано отвергнута ссылка заявителя на то, что установленный Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, носит рекомендательный характер, поскольку они носят обязательный характер, что отраженно во вводной части Правил.
Ссылка заявителя на п. 15 Приложения N 2 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", утвержденного Госстроем России, которым, по мнению заявителя, работы по установке узлов учета потребления тепловой энергии и воды на нужды отопления и горячего водоснабжения включены в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) не может быть признана обоснованной поскольку в данном пункте методического пособия, нет указания на ведение работ по установке узлов учета.
Ко всему прочему, данное пособие используется в качестве вспомогательного методического материала и носит разъяснительный характер.
Следует также отметить, что в п. 6.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, речь идет о начислениях за работы по установке общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов только собственникам жилых помещений и ничего не указано о начислении платы за данные виды услуг нанимателям жилых помещений.
Соответственно доводы заявителя в данной части также подлежат отклонению.
Вышеуказанные обстоятельства указывают на законность выводов суда первой инстанции, о том, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относились и относятся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Таким образом, начисление управляющей компанией нанимателям помещений в многоквартирном доме платы за содержание и ремонт общего имущества с включением в нее платы за установку коллективных (общедомовых) приборов учета было произведено незаконно, в нарушение условий договора управления многоквартирным домом.
Соответственно представление прокурора г. Сарапула от 28 января 2013 г. N 47ж-2013, вынесенное в отношении управляющей компании ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула", в оспариваемой заявителем части носит законный и обоснованный характер.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 8 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Судьи Р.Р. Ахкямов
А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.