Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте"

 

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

ГАРАНТ:

См. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"

 

Настоящий Федеральный закон определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности федерального железнодорожного транспорта (далее - железнодорожный транспорт), его место и роль в экономике и социальной сфере Российской Федерации, регламентирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа.

ГАРАНТ:

О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации см. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 732

 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере Российской Федерации

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.

Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

 

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

железнодорожный транспорт - один из видов транспорта общего пользования, находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее - федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта);

железная дорога - основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав;

устав железных дорог Российской Федерации - федеральный закон, определяющий права, обязанности и ответственность железных дорог, юридических лиц и граждан, в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и предприятий других видов транспорта, участвующих в прямом смешанном сообщении;

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"

 

рынок транспортных услуг - сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками;

производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта - единая сеть железных дорог; предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производство или поставку запасных частей, оборудования и материалов, обеспечение средствами связи, сбор и обработку технологической информации, научные разработки в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта; предприятия и учреждения по подготовке кадров в области железнодорожного транспорта; предприятия и учреждения социальной сферы;

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 8 ноября 1997 г. N 1201 из структуры железнодорожного транспорта выведены ремонтные и обслуживающие предприятия и подразделения, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 338, непосредственно не связанные с организацией движения железнодорожного транспорта и обеспечением безопасности железнодорожного движения

 

обеспечение безопасности движения - деятельность органов железнодорожного транспорта, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и граждан, направленная на бесперебойное функционирование железных дорог и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий;

полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами;

охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта;

перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;

прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования;

пассажир - гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде;

груз - объект железнодорожной перевозки (изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы и другие), принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную уставом железных дорог Российской Федерации ответственность;

багаж - вещи, иные материальные ценности, отправляемые пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату в багажном вагоне до станции назначения, указанной в проездном документе пассажира;

грузобагаж - груз, иные материальные ценности, перевозимые в пассажирских и почтово-багажных поездах;

опасные грузы - вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей природной среде;

специальные перевозки - отдельный вид перевозок, обеспечивающий транспортирование специальных грузов для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд;

международное железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, включая железнодорожное сообщение с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте

1. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, устава железных дорог Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта и обеспечивающих его нормальную работу.

2. Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

 

Статья 4. Имущество железнодорожного транспорта

1. Имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.

2. Управление предприятиями, учреждениями и распоряжение имуществом и объектами железнодорожного транспорта осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"

 

Решение о закреплении имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении за предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта принимается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Продажа принадлежащего предприятиям железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в аренду или распоряжение этим имуществом иным способом, осуществляемые без изменения права федеральной собственности на это имущество, производятся этими предприятиями с согласия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление безвозмездно во временное пользование, списание с баланса подвижного состава и контейнеров, находящихся в федеральной собственности, производимые без изменения права этой собственности, осуществляются применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом.

Продажа подвижного состава и контейнеров гражданам и юридическим лицам с изменением права федеральной собственности на это имущество осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Средства, полученные от операций с имуществом, предусмотренных настоящим пунктом, зачисляются в общую сумму доходов предприятий железнодорожного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий, на балансе которых находится это имущество. Зачисление в бюджеты различных уровней налога на прибыль, полученную предприятиями железнодорожного транспорта от указанных операций с имуществом, производится в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О финансировании учреждений и государственных унитарных предприятий за счет средств арендной платы см. письмо Минфина РФ от 28 августа 2000 г. N 01-02-01/03-3183

О ставках арендной платы за грузовые вагоны инвентарного парка МПС России и сбора за их техническое обслуживание и содержание см. указание МПС РФ от 7 июня 2002 г. N Н-490у

Об арендной плате, получаемой предприятиями железнодорожного транспорта, см. письмо Госналогслужбы РФ от 11 апреля 1996 г. N ВН-4-07/32н

 

3. Железные дороги, а также объекты и иное имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и осуществление аварийно-восстановительных работ, не подлежат разгосударствлению и приватизации.

Приватизация других предприятий, объектов и иного имущества железнодорожного транспорта с определением сроков и условий их проведения допускаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"

Указом Президента РФ от 8 ноября 1997 г. N 1201 из структуры железнодорожного транспорта выведены ремонтные и обслуживающие предприятия и подразделения, непосредственно не связанные с организацией движения железнодорожного транспорта и обеспечением безопасности железнодорожного движения, а также предусмотрена последующая приватизация этих предприятий и подразделений

 

Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта

 

Статья 5. Земли железнодорожного транспорта

1. Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

2. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26Ц

 

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог", утвержденные указанием МПС РФ от 24 ноября 1997 г. N С-1360у

 

3. Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, санитарным и иным нормам.

 

Статья 6. Охранные зоны железнодорожного транспорта

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях федерального значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта

 

Статья 7. Управление на железнодорожном транспорте

1. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог и являющихся юридическими лицами, по отношению к которым железные дороги выполняют функции управления, в области организации и обеспечения перевозочного процесса, осуществляется указанным федеральным органом в соответствии с его компетенцией.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные и иные организации и граждане не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Компетенция федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, функции, полномочия и ответственность железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставами и положениями, утверждаемыми указанным федеральным органом или по его поручению - железными дорогами.

ГАРАНТ:

См. Положение о Министерстве путей сообщения РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848

 

3. Контроль за деятельностью предприятий и учреждений железнодорожного транспорта наряду с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляют также другие федеральные органы исполнительной власти, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены функции по такому контролю.

 

Статья 8. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий железнодорожного транспорта

1. Создание, реорганизация и ликвидация железных дорог производятся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по решению Правительства Российской Федерации.

Начальники железных дорог назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, согласованному с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Контракты с начальниками железных дорог заключает и уставы железных дорог утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Создание, реорганизация и ликвидация иных предприятий железнодорожного транспорта, основанных на праве хозяйственного ведения, в том числе входящих в состав железных дорог, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Прекращение деятельности (закрытие) железнодорожных линий осуществляется указанным федеральным органом по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Утверждение уставов предприятий и учреждений, входящих в состав железных дорог, а также заключение трудовых договоров (контрактов) с их руководителями осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

ГАРАНТ:

Об особенностях регулирования труда руководителя организации см. также Трудовой кодекс РФ

 

Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области
экономики и финансов

 

Статья 9. Основы организации перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа на железнодорожном транспорте

1. Перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении осуществляются в порядке и на условиях, которые устанавливаются уставом железных дорог Российской Федерации, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации и правилами перевозок грузов.

2. Перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа железнодорожным транспортом в международном сообщении транзитом по территории Российской Федерации осуществляются на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации.

3. Показатели качества перевозок (сроки доставки, сохранность грузов, грузобагажа, багажа) и обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа, обязательные для железных дорог и других предприятий, связанных с их перевозкой и обслуживанием, устанавливаются в порядке, предусмотренном уставом железных дорог Российской Федерации, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации и правилами перевозок грузов.

 

Статья 10. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа по железным дорогам Российской Федерации

1. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с соответствующими международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 194

См. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, утв. Госкомцен СССР и МПС СССР 31 марта 1989 г. N 328

Об изменении уровня тарифов по перевозке грузов железнодорожным транспортом см. справку

 

2. Дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, оплачиваются железным дорогам отправителями, получателями и пассажирами по ценам, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 11. Основы финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта

ГАРАНТ:

О привлечении инвестиций на финансирование железнодорожного транспорта см.: постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 868, Положение о железнодорожном займе МПС России, утвержденное МПС РФ 29 августа 1996 г.

 

1. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений.

2. Экономические взаимоотношения между железными дорогами (включая распределение доходов от перевозок, расчеты в связи с несохранными перевозками грузов и повреждением технических средств), предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также заключаемыми на его основе договорами между этими предприятиями и учреждениями.

Порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.

3. Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретение железнодорожного подвижного состава относятся к федеральным государственным нуждам и осуществляются в установленном порядке за счет средств федерального бюджета и собственных средств железных дорог.

Строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения региона и приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения могут осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств железных дорог, а также за счет добровольных взносов заинтересованных организаций и граждан.

4. Для решения общеотраслевых задач железнодорожного транспорта в федеральном органе исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создаются централизованные фонды и резервы, в том числе для материального и социального развития предприятий и учреждений железнодорожного транспорта.

5. Порядок взносов налога на прибыль (доход), а также других платежей в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по предприятиям, осуществляющим и обеспечивающим перевозочный процесс, определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно письму МНС РФ от 3 января 2002 г. N ВГ-6-02/1@ организации, рассчитывавшиеся с бюджетом до 1 января 2002 года в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (предприятия, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства), исчисляют и уплачивают авансовые платежи в 1 квартале 2002 года в порядке, действовавшем в 2001 году. Однако постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. N 121 особый порядок уплаты налога на прибыль, установленный постановлением Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 629, отменен

 

6. Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены льготы на проезд на железнодорожном транспорте.

При предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте компенсация льготного проезда осуществляется за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Порядок продажи проездных билетов на железнодорожном транспорте определяется уставом железных дорог Российской Федерации и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О некоторых требованиях к оформлению проездных билетов см. указание МПС РФ 26 мая 1995 г. N К-419-у, разъяснение ГКАП РФ

 

7. Расчеты отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, дополнительные сборы за грузовые операции и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пеней осуществляются в порядке, определяемом уставом железных дорог Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.

Предприятия железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и уставом железных дорог Российской Федерации.

 

Раздел V. Безопасность движения, охрана грузов и объектов
железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

 

Статья 12. Организация обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств

1. Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, грузобагажа и багажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, охрану труда железнодорожников и охрану окружающей природной среды.

ГАРАНТ:

См. Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава ПОТ РО-32-ЦВ-400-96, утвержденные МПС РФ 3 октября 1996 г.

См. Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС РФ от 20 ноября 2002 г. N ЦБТ-924

 

2. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, включает:

правовое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;

разработку государственной технической, экономической и социальной политики и ее осуществление на основе практических мер по предупреждению нарушений безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;

осуществление контроля за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в области безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом.

3. Организация обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин в целях профилактики нарушений безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности машинистами (помощниками) при исполнении ими служебных обязанностей, утвержденное приказом МПС РФ от 17 апреля 2000 г. N 911

 

4. Государственная политика в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными целевыми программами.

5. На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железных дорогах. Положение об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

 

Статья 13. Основные положения по безопасности движения

1. Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железных дорог, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровая и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются.

Пребывание посторонних лиц в указанных зонах без служебной необходимости запрещается. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.

Организация работ по обязательной сертификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в рамках создаваемой им в соответствии с Федеральным законом "О сертификации продукции и услуг" системы сертификации на железнодорожном транспорте. Проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками системы сертификации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации утверждены указанием МПС 12 ноября 1996 г. N 166 у

Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте, утверждены приказом МПС РФ от 27 декабря 1999 г. N 45Ц

 

3. Объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений, места пересечения железнодорожных путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы сооружения и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы.

Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно информировать администрацию железной дороги о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения, для принятия соответствующих мер.

4. Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и выгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

ГАРАНТ:

См. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные МПС РФ 27 декабря 1994 г.

 

Железные дороги обязаны обеспечивать безопасность транспортирования опасных и специальных грузов и в пределах тактико-технических возможностей имеющихся восстановительных средств принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

5. Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

6. Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, строительными нормами и правилами.

Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом в области транспорта.

7. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

Статья 14. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте

1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Положение о военизированной охране федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению указанными подразделениями, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

ГАРАНТ:

См. также Положение об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом утвержденное приказом Министра обороны РФ от 23 августа 1997 г. N 321

 

2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Охрана и сопровождение отдельных грузов осуществляются грузоотправителями или грузополучателями в порядке, предусмотренном уставом железных дорог Российской Федерации.

4. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на железнодорожном транспорте обеспечиваются органами внутренних дел на транспорте и территориальными подразделениями милиции во взаимодействии с подразделениями военизированной охраны, предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации работы нарядов милиции и членов поездных бригад в поездах дальнего и местного сообщений, утвержденную приказом МВД РФ и МПС РФ от 31 января 2000 г. N 105/6Ц

О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 184

 

Статья 15. Организация работы железнодорожного транспорта в особых обстоятельствах

1. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления этих мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, стихийных бедствий, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, а также в условиях сложной криминогенной обстановки.

Порядок компенсации затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанных с оказанием помощи в ликвидации крушений, аварий, стихийных бедствий, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Органы внутренних дел и внутренние войска федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивают правопорядок на железнодорожном транспорте. В необходимых случаях органы внутренних дел на транспорте принимают меры по обеспечению личной безопасности работников железнодорожного транспорта с разъездным характером труда (при исполнении ими служебных обязанностей) на участках железных дорог в регионах со сложной криминогенной обстановкой.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железные дороги, другие предприятия и учреждения железнодорожного транспорта входят в российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

5. Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, возникли препятствия к дальнейшей перевозке груза, грузобагажа и багажа, лишающие предприятия железнодорожного транспорта возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему получателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, грузобагажа и багажа, указанные предприятия в порядке, установленном уставом железных дорог Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации, по поручению отправителя или получателя грузов, грузобагажа и багажа, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения вправе их передавать и реализовывать или при невозможности передать (реализовать) грузы, грузобагаж и багаж - возвратить их отправителю.

При этом сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за переданные (реализованные) грузы, грузобагаж и багаж за вычетом сумм, причитающихся этому предприятию, перечисляется получателю, указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости, и отправителю - во всех остальных случаях.

6. Сумма, полученная железной дорогой за реализацию груза, грузобагажа и багажа, на которые отсутствуют документы, перечисляется в доход федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на возмещение претензий, выплаченных железной дорогой за не прибывший по назначению груз, грузобагаж и багаж. В случае невостребования получателем (отправителем) указанной суммы средства по истечении сроков исковой давности подлежат перечислению в доход федерального бюджета.

 

Раздел VI. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного
транспорта

 

Статья 16. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта

1. Трудовые отношения, в том числе гарантии и компенсации, работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о труде, а также международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О совершенствовании системы организации заработной платы работников, занятых в основной деятельности железных дорог, см. приказ МПС РФ от 15 декабря 1997 г. N 24Ц

 

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

3. Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Указанные работники, а также лица, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.

ГАРАНТ:

См. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020

О порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте см. Положение, утвержденное приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц

О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад см. Инструкцию МПС РФ от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552

 

4. Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, не могут привлекаться по решениям органов государственной власти для выполнения другой работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Работники предприятий и учреждений железнодорожного транспорта ежегодно пользуются правом на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке и условиях бесплатного проезда на федеральном железнодорожном транспорте работников этого вида транспорта см. постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 729

 

За работниками предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняется право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для работников железнодорожного транспорта, за счет средств указанных предприятий и учреждений.

6. Работники подразделений военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сотрудников внутренних дел.

Условия и оплата труда, вопросы обеспечения личной безопасности, гарантии правовой и социальной защиты работников подразделений военизированной охраны, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам предприятий и учреждений железнодорожного транспорта с разъездным характером труда при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территориях других государств, определяются Правительством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О размерах и условиях выплаты иностранной валюты взамен суточных работникам предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта при исполнении ими служебных обязанностей в период пребывания на территориях иностранных государств см. постановление Правительства РФ от 20 августа 1997 г. N 1055

 

Статья 17. Дисциплина на железнодорожном транспорте

1. Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Прекращение работы как средство разрешения коллективных трудовых споров на железных дорогах не допускается.

Указанные случаи прекращения работы являются грубым нарушением трудовой дисциплины и влекут наложение дисциплинарного взыскания.

ГАРАНТ:

Согласно Трудовому кодексу РФ забастовки в организациях железнодорожного транспорта являются незаконными и не допускаются в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей

См. Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный приказом МПС РФ от 27 марта 2003 г. N 12

 

Раздел VII. Внешнеэкономическая деятельность, взаимоотношения предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта

 

Статья 18. Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта

Организация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в международном железнодорожном и прямом международном смешанном сообщениях, развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельность осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 19. Взаимодействие предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта

1. Железнодорожный транспорт при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в смешанном сообщении взаимодействует с морским, воздушным, автомобильным и речным видами транспорта.

2. Перевозки пассажиров, грузобагажа и багажа в прямом смешанном сообщении осуществляются в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении производятся на основании устава железных дорог Российской Федерации, правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, а также уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта.

ГАРАНТ:

См. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом СССР 17, 24 апреля 1956 г.

 

4. Перевозки грузов в прямом международном смешанном сообщении производятся на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации.

5. Правоотношения предприятий железнодорожного транспорта с юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Федеральным законом, уставом железных дорог Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.

6. Граждане и юридические лица, являющиеся собственниками объектов железнодорожного транспорта, сооружающие новые железнодорожные линии для перевозки грузов и пассажиров с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также проектирующие и производящие подвижной состав, осуществляют проектирование и строительство указанных линий и подвижного состава по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Правоотношения предприятий железнодорожного транспорта с указанными юридическими лицами и гражданами, имеющими в собственности железнодорожные линии с выходом на железнодорожные пути общего пользования, определяются настоящим Федеральным законом, уставом железных дорог Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также заключаемыми на их основе договорами.

 

Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте

 

Статья 20. Ответственность предприятий железнодорожного транспорта

1. Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд или перевозку груза, грузобагажа и багажа, кроме случаев, предусмотренных уставом железных дорог Российской Федерации, правилами и условиями перевозок, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Предприятия железнодорожного транспорта в области перевозок грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, определяемых уставом железных дорог Российской Федерации за невыполнение плана перевозок грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими.

Предприятия железнодорожного транспорта наряду с имущественной ответственностью за просрочку в доставке грузов при сохранной перевозке несут имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза (в том числе в связи с просрочкой в их доставке), грузобагажа или багажа из расчета их цены, указанной в счете, договоре, контракте на поставку груза, грузобагажа, багажа с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции. При определении массы грузов допускается предельная погрешность измерений, установленная соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

О возмещении перевозчиком ущерба, причиненного при перевозке груза или багажа, см. Гражданский кодекс РФ

 

При несохранной перевозке груза, грузобагажа и багажа с объявленной ценностью железная дорога несет имущественную ответственность в размере объявленной ценности или доли объявленной ценности, соответствующей утраченной, испорченной или поврежденной части груза, грузобагажа или багажа.

ГАРАНТ:

C 1 июля 1999 г. на территории Российской Федерации действуют Правила перевозок грузов с объявленной ценностью на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 13Ц

 

Предприятия железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, грузобагажа и багажа, а также грузов граждан для личных бытовых целей несут ограниченную ответственность в порядке и размерах, которые определяются уставом железных дорог Российской Федерации и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам Российской Федерации.

Ответственность предприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основания, освобождающие предприятия железнодорожного транспорта от ответственности за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по перевозкам, определяются уставом железных дорог Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.

4. Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание земель железнодорожного транспорта.

 

Статья 21. Ответственность отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа, других организаций и пассажиров перед предприятиями железнодорожного транспорта

1. Отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа, другие организации, а также пассажиры при пользовании услугами железнодорожного транспорта и нахождении на его предприятиях и объектах обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, устава железных дорог Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на железнодорожном транспорте.

2. Юридические лица, являющиеся отправителями и получателями, в области перевозок грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, установленных уставом железных дорог Российской Федерации за:

невыполнение плана перевозок грузов;

использование без разрешения железной дороги вагонов и контейнеров общесетевого парка;

задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под выгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от отправителя;

нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров органами таможенного, пограничного или других видов контроля;

перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности;

неочистку подвижного состава и контейнеров после выгрузки;

повреждение или утрату предоставленного железной дорогой подвижного состава или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;

предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.

3. Ответственность отправителей, получателей и пассажиров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с перевозкой грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основания для освобождения отправителей, получателей и пассажиров от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из перевозки грузов, грузобагажа и багажа, определяются уставом железных дорог Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и заключаемыми на их основе договорами.

4. Должностные лица и граждане за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил охраны порядка и безопасности движения, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут в соответствии с законодательством Российской Федерации административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовную ответственность.

5. Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта виновными гражданами и юридическими лицами, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, если в результате их действий (бездействия) не были приняты необходимые меры для предупреждения и пресечения умышленного блокирования транспортных коммуникаций и иных незаконных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 22. Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков

1. При неисполнении, ненадлежащем или несвоевременном исполнении обязательств по перевозке пассажиров, хранению и перевозке грузов, грузобагажа и багажа, пассажиры, отправители и получатели вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии в порядке и сроки, которые установлены уставом железных дорог Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Правила предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС РФ от 27 сентября 2000 г. N 25Ц

О претензиях и исках по перевозкам грузов см. также Гражданский кодекс Российской Федерации

 

2. При отклонении претензий полностью или частично или неполучении ответа в течение установленных для их рассмотрения сроков пассажиры, отправители и получатели грузов, грузобагажа и багажа имеют право предъявить иски к предприятиям железнодорожного транспорта соответственно в суд, арбитражный суд или третейский суд в шестимесячный срок со дня получения ответа или со дня истечения сроков, установленных уставом железных дорог Российской Федерации для ответа.

Порядок предъявления и рассмотрения исков пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа при осуществлении международного железнодорожного сообщения определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

3. Претензии предприятий железнодорожного транспорта к пассажирам, отправителям и получателям, связанные с перевозками пассажиров, хранением и перевозками грузов, грузобагажа и багажа, предъявляются в сроки, установленные уставом железных дорог Российской Федерации.

При отклонении претензий полностью или частично или неполучении ответа в течение сроков, установленных для их рассмотрения, предприятия железнодорожного транспорта вправе предъявить иски в суд, арбитражный суд или третейский суд в течение шестимесячного срока. Указанный срок исчисляется в порядке, установленном уставом железных дорог Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Гражданским кодексом РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами

 

Раздел IX. Иные вопросы организации и деятельности железнодорожного транспорта

 

Статья 23. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте

В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях и в учреждениях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения на территории Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время - московское.

 

Статья 24. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте

На железнодорожном транспорте применяется русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Информация на железнодорожных станциях, вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов, грузобагажа и багажа наряду с государственным языком Российской Федерации могут осуществляться и на других языках с учетом интересов местного населения и железнодорожного транспорта.

 

Статья 25. Страхование пассажиров, отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, грузов, грузобагажа и багажа

1. Пассажиры железнодорожного транспорта (за исключением пассажиров железнодорожного транспорта следующих в международном и пригородном сообщениях) на период следования поездом, а также работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, командированные в районы, в которых введено чрезвычайное положение, или в районы со сложной криминогенной обстановкой, выполняющие контрольно-инспекционные функции в поездах, работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев.

ГАРАНТ:

Об обязательном личном страховании пассажиров см. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750

О тарифах по обязательному личному страхованию пассажиров железнодорожного транспорта см. письмо Росстрахнадзора от 5 августа 1996 г. N 02-04-08/5

 

2. Порядок и условия обязательного личного страхования пассажиров и отдельных категорий работников железнодорожного транспорта определяются соответствующим федеральным законом.

3. На железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании наряду с обязательным личным страхованием может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, грузобагажа и багажа.

 

Статья 26. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта

1. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта является важнейшей государственной задачей по укреплению безопасности государства и осуществляется в мирное время в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации в целях заблаговременной подготовки для обеспечения потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, неотложных нужд экономики и населения страны в перевозках.

2. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

4. Ответственность за надлежащее состояние мобилизационной подготовки и гражданской обороны на предприятиях и в учреждениях железнодорожного транспорта несут их руководители.

ГАРАНТ:

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации см. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ

 

Статья 27. Лицензирование отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляемых на железнодорожном транспорте гражданами (физическими лицами), а также юридическими лицами, не входящими в систему железнодорожного транспорта, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, устанавливаемом федеральным законом.

ГАРАНТ:

О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте см. постановление Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383

 

Раздел X. Заключительные положения

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Считать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Закон СССР "О железнодорожном транспорте" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 18, ст. 519); постановление Верховного Совета СССР "О введении в действие Закона СССР "О железнодорожном транспорте" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 18, ст. 520).

3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

 

Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин

 

Москва, Кремль

25 августа 1995 года

N 153-ФЗ

 


Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования


Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 августа 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3505


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.


Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу, за исключением положений статьи 17, по истечении четырех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 17 настоящего Федерального закона действует до вступления в силу федерального закона, определяющего перечень профессий работников железнодорожного транспорта общего пользования, забастовка которых является незаконной и не допускается