Инструктивные указания Госарбитража СССР от 12 мая 1971 г. N И-1-14
"О некоторых вопросах арбитражной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом"
(извлечение)
17 декабря 1984 г.
См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
В целях обеспечения единства арбитражной практики разрешения споров, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, Государственный арбитраж СССР считает необходимым дать органам арбитража следующие указания:
1. В тех случаях, когда железная дорога признала претензию, но не перечислила заявителю признанную сумму, взыскание этой суммы в соответствии с действующим законодательством производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариальной конторы.
Исходя из этого, государственные арбитражи должны отказывать в принятии исковых заявлений о взыскании с железных дорог сумм по признанным ими претензиям.
2. Согласно § 3 Правил предъявления и рассмотрения претензий допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти, по однородным грузам, погруженным на одной станции одним отправителем на одну станцию назначения в адрес одного получателя.
Госарбитражи встречаются с фактами, когда грузополучатель, ссылаясь на то, что стоимость всего груза оплачена им по одному счету, объединяет в одной претензии, а затем и в иске более пяти названных отправок.
При разрешении споров о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза следует проверять соблюдение заявителем претензионного порядка, имея в виду, что в соответствии со ст. 38 Устава железных дорог и § 2 Правил приема грузов к перевозке отправкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной.
Независимо от того, по нескольким счетам или же по одному счету на несколько отправок произведены расчеты между поставщиком и покупателем, предъявление одной претензии в указанном выше случае допускается не более, как по пяти отправкам.
Если же возникнет необходимость предъявления претензии по остальным отправкам, включенным в счет, грузополучатель вправе приложить ко второй претензии надлежаще заверенную копию счета.
3. Отказ станции от составления коммерческого акта, когда железная дорога в соответствии со ст. 65 Устава железных дорог и Правилами перевозок обязана выдать прибывший груз с проверкой веса, количества мест и состояния его и когда при такой выдаче обнаруживаются обстоятельства, перечисленные в ст. 168 Устава, обжалуется грузополучателем в порядке, предусмотренном § 16 Правил составления актов.
Госарбитражам необходимо обращать внимание на то, что грузополучатель обязан обжаловать указанный отказ станции по каждой отдельной отправке груза, прибывшего в его адрес, независимо от количества отправок. Подача одной жалобы на несколько отправок действующими правилами перевозок грузов не предусмотрена.
Инструктивными указаниями Государственного арбитража СССР от 17 декабря 1984 г. N И-1-2 в пункт 4 настоящих инструктивных указаний внесены изменения
4. В соответствии со ст. 169 Устава железных дорог в случае утраты груза право на предъявление претензии предоставлено: грузополучателю - при условии представления грузовой квитанции с отметкой станции назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции - документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой станции назначения о неприбытии груза;
грузоотправителю - при условии представления грузовой квитанции.
В практике рассмотрения этой категории споров встречаются случаи, когда железная дорога уклоняется от выдачи справки о приеме к перевозке груза либо от наложения отметки на такой справке или грузовой квитанции о неприбытии груза.
Доказательствами уклонения железной дороги от выдачи указанной справки могут служить, в частности, копия запроса о высылке справки и почтовая квитанция об его отсылке, а доказательством отказа от наложения отметки о неприбытии груза - копия жалобы начальнику отделения железной дороги на отказ станции назначения сделать требуемую отметку и документ, подтверждающий подачу этой жалобы.
Эти доказательства должны быть приобщены не только к исковому заявлению, но и к претензии.
Если указанные доказательства не были приложены к претензии, предъявленной железной дороге, следует признать, что заявителем нарушен установленный порядок предъявления претензий. Поэтому арбитражи в этих случаях должны возвращать исковые заявления, а при установлении таких нарушений в заседании - прекращать производство по делу, если возможность непосредственного урегулирования спора утрачена, и оставлять иск без рассмотрения, если возможность непосредственного урегулирования спора не утрачена.
5. Обстоятельства, могущие служить основаниями для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей при железнодорожной перевозке, удостоверяются в соответствии со ст. 168 Устава коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог, в которых должно быть точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность.
Между тем некоторые госарбитражи при рассмотрении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением грузов при перевозке, поверхностно оценивают сведения, содержащиеся в коммерческих актах, в частности, насколько точно и подробно в них описано состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена недостача, порча и повреждение его, (исправность подвижного состава и пломб, наличие или отсутствие следов хищения, полнота и правильность погрузки, размещения или крепления груза, соблюдение условий перевозки и т. д.); арбитражи часто не принимают во внимание и не оценивают по существу представляемые грузоотправителями дополнительные доказательства по делам, например, акты контрольных взвешиваний при отгрузке.
Следует иметь в виду, что коммерческие акты являются одним из доказательств, которые необходимо рассматривать в совокупности со всеми другими доказательствами, представляемыми сторонами. Решения по спорам о недостаче, порче и повреждении груза должны приниматься лишь в результате тщательного и всестороннего исследования всех обстоятельств дел, проверки сохранности груза при перевозке, установления причин и места образования недостач, порчи, повреждения.
6. Правила пломбирования вагонов и контейнеров предусматривают, что пломбы, навешиваемые на вагон (контейнер), должны иметь соответствующие знаки, указывающие на принадлежность их конкретному грузоотправителю или железной дороге. При этом содержание знаков, наносимых пломбировочными тисками грузоотправителя и транспортно-экспедиционной организации, не входящей в систему Министерства путей сообщения, устанавливается этими организациями по согласованию с начальником грузового отдела отделения железной дороги отправления груза.
В соответствии с приложением 1 Правил составления актов в коммерческом акте должно содержаться не только указание о наличии пломб и отсутствии следов вскрытия или повреждения пломб, но и описание оттисков на пломбах: при пломбировании вагонов (контейнеров) железной дорогой - наименование станции и дороги, контрольные знаки; при пломбировании перевозочных средств грузоотправителем - наименование станции и дороги, отправителя и контрольные знаки.
Согласно ст. 148 Устава железных дорог железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
При разрешении споров, связанных с несохранностью грузов, следует иметь в виду, что в случаях, когда в коммерческом акте указано, что пломбы не имеют следов вскрытия или повреждения, но отсутствуют перечисленные выше сведения о знаках на пломбах, либо указано, что знаки не ясны, железная дорога может быть освобождена от ответственности, если представит доказательства о принадлежности пломб конкретному грузоотправителю. При необходимости проверки правильности сведений о знаках на пломбах, содержащихся в коммерческом акте, следует истребовать от грузоотправителей и грузовых отделов отделений железных дорог отправления грузов данные о содержании знаков, наносимых соответствующими пломбировочными тисками.
7. Если в соответствии с Правилами перевозок грузов была произведена отправка груза маршрутом или группой вагонов по одной накладной, и на станцию назначения груз прибыл с недостачей одного, двух и т. д. вагонов, то этот факт должен быть удостоверен коммерческим актом.
К железной дороге в указанном случае предъявляется иск о возмещении стоимости недостающего, а не утраченного груза.
8. Некоторые грузополучатели оспаривают размер начисленной железной дорогой платы за хранение выгруженных тарных и штучных грузов, ссылаясь на то, что груз в действительности имеет меньший вес, чем об этом указано в накладной.
На основании ст. 65 Устава железных дорог тарные и штучные грузы выдаются грузополучателю с проверкой веса только в поврежденных местах. Поэтому железная дорога вправе определять плату за хранение неповрежденных тарных и штучных грузов, исходя из веса этих грузов, указанного в накладной. Вопрос о возмещении убытков, вызванных внесением платы за хранение в излишних размерах, в связи с завышением веса груза, грузополучатель должен решать непосредственно с грузоотправителем.
При выдаче железной дорогой груза с проверкой и установлении недостачи веса плата за хранение должна исчисляться исходя из фактического веса.
9. В соответствии с Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов грузоотправителю в зависимости от рода грузов могут утверждаться два и более самостоятельных плана перевозок.
Ответственность за невыполнение планов перевозок должна определяться по каждому плану отдельно, вне зависимости от того, что общий объем перевозок окажется выполненным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивные указания Госарбитража СССР от 12 мая 1971 г. N И-1-14 "О некоторых вопросах арбитражной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом" (извлечение)
Текст инструктивных указаний опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1983 г., N 11 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 1983 г.), в Систематизированном сборнике инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете министров СССР, М., 1987
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 17 декабря 1984 г. N И-1-2