См. также: Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество (Минск, 26 мая 1995 г.)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию охраны границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Минске 26 мая 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
/ подпись / / подпись /
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
/ подпись / / подпись /
За Республику Грузия За Туркменистан
/ подпись /
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
/ подпись /
За Кыргызскую Республику За Украину
/ подпись /
Одобрена Решением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
о Концепции охраны границ
государств-участников Содружества
Независимых Государств с государствами,
не входящими в Содружество,
от 26 мая 1995 года
Концепция
охраны границ государств-участников Содружества
Независимых Государств с государствами,
не входящими в Содружество
I. Общие положения
В настоящей Концепции под термином "Границы" понимаются участки государственных границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество.
Концепция охраны Границ государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) есть совокупность совместно выработанных ими взглядов на охрану, координацию усилий и взаимодействие пограничных войск по обеспечению безопасности Границ.
Концепция включает в себя основы пограничной политики на Границах, основные направления сотрудничества по обеспечению их безопасности, а также пути реализации ее положений.
Концепция основывается на положениях Устава ООН, принципах ОБСЕ, Устава Содружества Независимых Государств и других документах, принятых государствами-участниками Содружества.
II. Основы пограничной политики на Границах
Пограничную политику на Границах составляет согласованная, скоординированная или совместная деятельность институтов государственной власти государств-участников Содружества Независимых Государств, направленная на обеспечение безопасности Границ.
Основными целями пограничной политики на Границах являются: обеспечение стабильности, безопасности и нерушимости Границ; создание необходимых условий для формирования единого экономического и таможенного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств; обеспечение эффективной борьбы с международным и внутренним терроризмом, любыми проявлениями сепаратизма и национализма, наркобизнесом; содействие мирному разрешению пограничных инцидентов и территориальных разногласий на Границах.
В своей пограничной политике государства-участники Содружества руководствуются следующими принципами:
взаимного уважения суверенитета, равенства и территориальной целостности;
обеспечения взаимной безопасности при установлении или изменении Границ, определении и обеспечении их режима;
нерушимости Границ и мирного разрешения спорных пограничных вопросов;
всестороннего сотрудничества по охране Границ;
признания приоритетности совместных решений (принятых на основе консенсуса) по вопросам охраны Границ;
взаимной ответственности государств за обеспечение охраны своего участка Границы с учетом интересов безопасности всех государств - участников Содружества.
III. Основные направления сотрудничества государств - участников
Содружества по обеспечению охраны Границ
Государства-участники Содружества, осуществляя сотрудничество по вопросам охраны Границ:
обеспечивают соблюдение своих законодательных и нормативных актов в части, касающейся охраны Границ, поддержания режима Границ и пограничного режима, положений соответствующих международных договоров по вопросам Границ на двусторонней и многосторонней основе;
осуществляют правовое регулирование и содействуют сближению национального законодательства по пограничным вопросам, не нанося ущерба ни одному из государств-участников Содружества;
обеспечивают самостоятельно или коллективно (по соглашению с другими государствами-участниками Содружества) пресечение проникновения через Границу террористических групп и других преступных элементов, незаконного перемещения оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, психотропных и наркотических веществ, других запрещенных к ввозу-вывозу предметов и грузов и нелегальной миграции;
проводят накопление, анализ, обработку и обмен информацией по вопросам безопасности Границ, оценку внутренних и внешних угроз и выявление источников опасности на Границах, разработку и координацию межгосударственных целевых программ по вопросам обеспечения стабильности и охраны Границ;
своевременно выявляют (самостоятельно или совместно с силами и средствами пограничных войск, других министерств и ведомств государств - участников Содружества) признаки подготовки к вооруженному нападению на государства-участники Содружества;
принимают действенные меры по локализации любых проявлений нестабильности и конфликтов на Границе;
создают при необходимости на двусторонней или многосторонней основах региональные объединенные командования (штабы, координационные советы) пограничных войск заинтересованных государств-участников Содружества в целях совместной охраны Границ и реализации ими пограничной политики;
проводят консультации и согласовывают, координируют свои позиции по обеспечению охраны Границ и при принятии решений по вопросам пограничной политики на Границах с учетом интересов безопасности государств-участников Содружества;
развивают системы правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, других граждан, участвующих в охране Границ вне пределов своих государств, в соответствии с заключенными договорами, осуществляют мероприятия по повышению уровня жизни (с учетом региональных особенностей прохождения службы), материального, финансового и иных видов обеспечения;
содействуют решению вопросов строительства пограничных войск и определения их статуса, обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, подготовки военных кадров пограничных войск государств-участников Содружества, а также координации усилий по разработке проектов межгосударственных соглашений по этим и другим вопросам, связанным с деятельностью пограничных войск государств - участников Содружества.
Формы и способы решения пограничными войсками государств - участников Содружества задач сотрудничества в охране Границ определяются их национальным законодательством и соответствующими межгосударственными соглашениями.
Приоритетные направления деятельности пограничных войск определяются государствами-участниками Содружества с учетом конкретно сложившейся обстановки на их Границах.
IV. Охрана Границ
Охрана Границ является составной частью системы обеспечения безопасности государств-участников Содружества и осуществляется путем реализации комплекса внешнеполитических, экономических, военных, правовых, организационных, технических, оперативных и других мер. Их согласованная деятельность в сфере общих интересов направляется высшими и соответствующими координирующими органами Содружества Независимых Государств на:
пресечение противоправного, в том числе насильственного, изменения установленного прохождения Границ, захвата и незаконного использования (освоения) приграничных участков территорий государств-участников Содружества,
защиту на Границах интересов государств-участников Содружества от посягательств;
предупреждение и противодействие любым проявлениям на Границах сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма, а также их использованию против территориальной целостности, суверенитета и независимости какого-либо из государств-участников Содружества.
Охрану Границ осуществляют на суше, море, реках, озерах и иных водоемах пограничные войска; в воздушном пространстве и в подводной среде морских акваторий - вооруженные силы, если национальным законодательством не предусматривается иное.
Решение об участии в случае необходимости (оказании помощи пограничным войскам) формирований вооруженных сил и других войск в совместных пограничных операциях, охране и защите отдельных участков Границ, а пограничных войск - в совместных с вооруженными силами операциях по прикрытию и обороне Границ, принимаются государствами - участниками Содружества в соответствии с их национальным законодательством.
В интересах содействия выполнению совместных задач по охране Границ, их прикрытию и обороне органы управления, части и соединения пограничных войск и назначенных для этих целей формирований вооруженных сил:
устанавливают и поддерживают постоянную связь оповещения и взаимодействия;
осуществляют отработку и совершенствование вопросов взаимодействия в ходе совместных рекогносцировок, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (оперативно-тактических) учений.
V. Реализация положений Концепции
Государства-участники Содружества в соответствии с национальным законодательством осуществляют реализацию положений настоящей Концепции поэтапно с учетом интеграционного развития Содружества Независимых Государств в целом, путем выявления круга проблем, представляющих взаимный интерес, расширения основы для совместных действий по реализации пограничной политики на Границах. Концепция предполагает
на первом этапе:
создание договорно-правовой базы сотрудничества государств - участников Содружества по пограничным вопросам, предусмотренной Перспективным планом интеграционного развития Содружества Независимых Государств;
завершение и создание национальной пограничной инфраструктуры и строительства пограничных войск;
организацию обеспечения информационных центров пограничных войск и формирование основ единой системы информационного обеспечения охраны Границ, а также осуществление необходимой координации в ее оперативном обеспечении;
на втором этапе:
совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества государств-участников Содружества по вопросам обеспечения охраны Границ;
создание единой системы информационного обеспечения охраны Границ с использованием унифицированных программных и технических средств.
Реализация положений Концепции осуществляется также путем достижения соответствующих двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами-участниками Содружества по вопросам сотрудничества в охране Границ, разработки механизма принятия и проведения в жизнь коллегиальных решений Совета командующих Пограничными войсками в области пограничной политики.
* * *
Государства-участники Содружества в перспективе имеют целью создать на основе Концепции целостную систему обеспечения охраны Границ, поэтому положения настоящей Концепции могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере дальнейшего развития интеграционных процессов и укрепления сотрудничества между государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Реализация положений настоящей Концепции не затрагивает международно-правового статуса государственных границ, которые не охватываются термином "Граница".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о Концепции охраны границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество (Минск, 26 мая 1995 г.)
Текст решения опубликован в Бюллетене международных договоров, 1996 г., N 2, стр. 3, в Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", 1995 г., N 2, стр. 52