Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.
и судей: Шуваевой Е.И., Леонтьевой И.В.
при секретаре: Долженкове С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании18 августа 2011 года дело по иску Лымарь О.А. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Курской области о взыскании невыплаченной премии, материальной помощи, процентов компенсации морального вреда, поступившее по кассационной жалобе Лымарь О.А. на решение Ленинского районного суда г. Курска области от 7 июля 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лымарь О.А. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Курской области о взыскании невыплаченной премии, материальной помощи, процентов, компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., истицу Лымарь О.А., ее представителя по ордеру Бушина С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на нее представителей ответчиков Демьяненко Ж.В. и Сергеевой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лымарь О.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Курской области о взыскании невыплаченной премии, материальной помощи, процентов компенсации морального вреда в сумме 67 661 руб., из которых 53 943 руб., премии не доплаченные ей в 2009 и 2010 г.г. проценты за задержку выплаты 3 718 руб., компенсация морального вреда в сумме 10 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Лымарь О.А. просит решение суда отменить как незаконное ввиду неверного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Приказом N 2-к от 16.01.2004 г. Лымарь О.А. назначена начальником Управления Пенсионного фонда РФ по г. Курску (ныне ГУ Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области).
29.07.2009 г. Лымарь О.А. - начальнику Управления ПФР ГУ по городу Курску и Курскому району предоставлен отпуск по уходу за ребенком (внуком) до достижения им возраста 1,5 лет с 29.07.2009 г. по 28.11.2010 г.
В период с 29.11.2010 г. по 16.01.2011 г. Лымарь О.А. находилась в очередном отпуске, а с 17.01.2011 г. по 28.05.2012 г. находится отпуске по уходу за ребенком (внуком) до достижения им возраста 3 лет, приказ Управляющего отделением ПФР N 213 от 23.11.2010 г.
Судом установлено, что Правление пенсионного фонда РФ 8 декабря 2009 г. приняло Постановление N 40 пл "О премировании работников системы ПФР" в связи с очередной годовщиной со дня образования ПФР и успешным выполнением задач, поставленных перед Пенсионным фондом РФ в 2009 г., за счет экономии средств по фонду оплаты труда, сложившейся в пределах средств на оплаты труда, предусмотренных в бюджете ПФР на 2009 г. (л.д.101).
Приказом N 315 от 15.12.2009 г. Заместителя Управляющего Отделением ПФР по Курской области (л.д.103), на основании распоряжения председателя Правления ПФ РФ, размер премии руководителей территориальных органов ПФР подведомственных отделению ПФР по Курской области установлен в размере четырех окладов.
Размер премии начальника управления ПФР по г. Курску и Курскому району определен на основании приказа N133 от 17.12.2009 г. и.о. начальника управления ПФР по г. Курску и Курскому району в размере одного оклада (л.д.114-115).
6 декабря 2010 г. Правлением пенсионного фонда РФ от 6 декабря 2010 г. N 41 пл (л.д.145) принято постановление "О направлении на дополнительное материальное стимулирование работников системы ПФР", в соответствии с которым, в связи с 20-й годовщиной со дня образования Пенсионного фонда Российской Федерации, определено о направлении средств фонда оплаты труда, предусмотренных в бюджете ПФР в 2010 г. на дополнительное материальное стимулирование работников в виде премий.
На основании указанного постановления, председателем Правления ПФ РФ, издано распоряжение N 466рл от 15 12 2010 г. о премировании сотрудников фонда, в том числе определен размер премий управляющих отделениями ПФР в размере 8-ми окладов (л.д.146).
Приказами Управляющего ОПФР по Курской области N 359, 363 (л.д.148,154) установлен в размере 8-ми должностных окладов размер премии для начальников управлений и исполняющих обязанности начальников управлений, в том числе и заместителю начальника управления ПФР по г. Курску и Курскому району Ашурковой В.Н., выполняющую дополнительную работу по должности начальника управления ПФР по г.Курску и Курской области Лымарь О.А., в размере восьми должностных окладов.
Размер премии истице определен в размере одного должностного оклада.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд, правильно исходил из того, что в силу ст.256 ТК РФ, среди гарантий, установленных женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, не предусмотрено сохранение каких-либо выплат, вытекающих из заключенного с ними трудового договора в части оплаты труда.
Как усматривается из исковых требований, Лымарь О.А. обращаясь в суд с настоящим иском, истица ссылалась на то, что премии начальнику управления выплачивались в размере 3-х и 8-ми должностных окладов, в связи с годовщиной ПФ РФ, что свидетельствует о том, что они не связаны с результатами труда, а потому не имелось оснований для выплаты их ей в меньшем размере.
Доводы истицы о том, что выплаченные премии не связаны с результатами труда являются несостоятельными по следующим основаниям.
Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации приняло Постановление от 20.06.2007 г. N 145 п. "Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ", зарегистрированное в Минюсте РФ 18.07.2007 г. N 9863. Целями которого, является обеспечение социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда работников территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Согласно п.п.6,7 Постановления, фонд оплаты труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, включает в себя должностные оклады, ежемесячные надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию, за особые условия и специальный режим работы, за сложность и напряженность, за выслугу лет, премии по результатам работы, процентные надбавки со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременные выплаты при предоставлении очередного отпуска в виде материальной помощи.
Кроме того, в фонд оплаты труда включаются средства на выплаты районных коэффициентов, надбавки к должностному окладу за период работы в Чеченской Республики, в закрытых административных территориях, дополнительных мер материального стимулирования в виде премий по решению Правления, за счет средств предусмотренных на оплату труда за счет средств на соответствующий год, других выплат предусмотренных Федеральными законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.6 и 9.4 постановления N 145 п, установлена возможность выплаты премий по результатам работы с учетом выполнения работником своих должностных обязанностей и разовых премий к юбилейным, памятным праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, с награждением государственными и ведомственными наградами, а также другие единовременные (разовые) премии.
Анализ положений Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ от 20.06.2007 г. N 145 п "Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ", свидетельствует о том, что его положения распространяются на физических лиц, состоящих с Фондом в трудовых отношениях. Предусмотренные ч.2 п. 3.6 и ч.2 п. 9.4 премии разового характера неразрывно связаны с личностью работников, и не связаны с какими-либо достижениями юридического лица.
Указание в преамбуле постановлений Правления о выплате премий в связи с достижением очередной годовщины Фонда и ссылки на указанные пункты Постановления не меняют правовой природы произведенных выплат.
С учетом приведенных положений, суд первой инстанции, обоснованно не принял во внимание доводы истца о том, что премии в 2009 и 2010 г. выплачивались не по результатам работы, а в связи с годовщиной образования Фонда, так как сама истица не отрицала того обстоятельства, что все работники получили премии в разном размере исходя из установленного им должностного оклада, что само по себе свидетельствует об отсутствии равенства при определении критериев их выплаты.
Поскольку премии, о которых заявлен спор не являются разовыми, судебная коллегия не находит оснований для оценки Положений о премировании работников Отделения ПФР по Курской области, утвержденных приказом управляющего ОПФР по Курской области от 29.12.2007 г. N 263 в той их части, которая предусматривает для работников, длительное время не выполняющих свои должностные обязанности, порядок их выплаты по решению Управляющего Отделением ПФР, что само по себе не свидетельствуют о нарушении каких-либо прав истца.
Ссылки истицы на то, что она занимает штатную должность начальника управления и в период ее нахождение в отпуске по уходу за ребенком имеет право на получение премии в том же размере, что и работающие руководители, а выплата премии в меньшем размере является дискриминацией, несостоятельны.
Как усматривается из материалов дела, начиная с 29 июля 2009 г. истица, являясь руководителем управления ПФР по г. Курску и Курскому району не исполняет трудовые обязанности, возложенные на нее трудовым договором по уважительным причинам и не получает заработную плату как эквивалент затраченного ею труда, в которую в силу ст. 129 ТК РФ, включаются в качестве ее составной части и меры стимулирующего характера в виде премий.
Действующее трудовое законодательство не предусматривает гарантий в виде выплаты части заработной платы в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, за исключением ее работы на условиях неполного рабочего дня.
Доводы истицы о ее дискриминации, в связи с тем, что она находится в отпуске по уходу за ребенком, основаны на неверном примени норм трудового законодательства, которое не устанавливает равенство прав работников, непосредственно выполняющих трудовые обязанности и работников, находящихся в отпуске по уходу за детьми и по этим причинам не выполняющих свои трудовые обязанности.
Не имелось у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований о взыскании недополученных средств на санаторно-курортное лечение.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23.08.2005 г. N 155п, зарегистрированном в Минюсте РФ 23.08.2005 г. утверждено Положение о выплатах компенсационного характера работникам системы пенсионного фонда Российской Федерации.
Денежная компенсация работникам, не воспользовавшимся путевками на санаторно-курортное лечение, указана в качестве одной из компенсационных выплат социального характера, размер которой, в силу п.2 Положения, определяется решением Правления ПФР.
Размеры компенсационных выплат социального характера работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждены постановлением Правления ПФР от 31.08.2005 г. N 163п. Размер денежной компенсации работникам, не воспользовавшимся путевками в соответствии с п.3 утвержденного размера, устанавливается отдельным решением Правления ПФР.
Согласно Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 29.10.2010 г. N 303п "О размерах и порядке выплаты денежной компенсации работникам, не воспользовавшимися путевками на санаторно-курортное лечение в 2010 г." размер компенсации установлен до 15 000 руб.
Размер денежной компенсации конкретному работнику (включая лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком) устанавливается комиссиями по социально-бытовым вопросам территориальными органами ПФР, пункт 3 Постановления N 303п.
Приведенные условия выплаты компенсации свидетельствует о том, что размер компенсации в отношении каждого работника, и лиц, находящихся в отпусках по уходу за детьми может быть разным, но не превышающем 15 000 руб.
При таких обстоятельствах, оснований для определения Лымарь О.А. компенсации на санаторно-курортное лечение в 2010 г. в большем, чем выплачено размере, не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания процентов и денежной компенсации морального вреда, суд правильно пришел к выводу о том, что указанные выплаты производны от основных требований, которые не удовлетворены, так как судом не установлено нарушений трудовых прав истицы, что не позволяет удовлетворить их в указанной части.
Доводы кассационной жалобы о неверном применение судом норм трудового права, в части гарантий прав и равенства всех участников трудовых правоотношений не являются основанием к отмене постановленного решения, так как утверждения истца о том, что установленные законом гарантии, дают право женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком на равные права в части оплаты труда являются несостоятельными, так как таких гарантий законом не установлено.
Ссылки в жалобе на то, что премии выплаченные работникам в 2009 и 2010 г.г., являются разовыми, основанием для признания постановленного решения незаконным не являются, так как не дают права истице требовать их выплаты в большем размере, так как существующее у работодателя правовое регулирование порядка и размера их выплаты не устанавливает, обязанность работодателя выплачивать премии разового характера всем работникам в одинаковом размере, не связывает их размер с занимаемой должностью и не дает право работнику требовать их выплаты в том размере, в котором они выплачены другим сотрудникам.
При этом оспаривание истицей правомерности приказа о выплате ей премии в 2009 г. в размере одного должностного оклада, по мотивам отсутствия полномочий у исполняющей обязанности начальника Управления ПФ РФ по г. Курску и Курскому району Ашурковой В.Н., может повлечь лишь признание незаконным произведенную на основании приказа выплату, а не увеличение ее размера, тем более, право оспаривать приказ по указанным основаниям принадлежит работодателю, в связи с чем, судебная коллегия не может принять в этой части доводы жалобы в качестве основания к отмене постановленного решения.
Содержащиеся в кассационной жалобе суждения о неверном применении судом положений о порядке выплаты компенсации на санаторно-курортное лечение, не влекут отмены решения суда первой инстанции, так как локальные нормативные акты ответчиков не устанавливают для работников гарантий в виде выплаты компенсаций в установленном Правлением ПФ РФ размере. Напротив, их анализ свидетельствует о том, что установлен только максимальный размер этой выплаты, а конкретный размер выплаты конкретному работнику определяется решением комиссии по социально-бытовым вопросам, без установления запрета на определение ее в меньшем размере.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам высказанным истицей в суде первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которыми законных оснований не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основанием к отмене постановленного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 360, 361, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 7 июля 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Лымарь О.А., без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.