судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего: Степановой В.В.
судей: Игнатенковой Т.А. и Москаленко Т.П.
при секретаре: Гончаровой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истицы Ухлиновой Зинаиды Ивановны на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15 июня 2010 года, которым постановлено:
Ухлиновой Зинаиде Ивановне в удовлетворении исковых требований к администрации городского поселения города Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о понуждении установить норматив потребления горячей воды в размере 3,1 куб.м. в месяц на одного человека в зависимости от расхода холодной воды в размере 5,47 куб. м. в месяц на одного человека; о понуждении администрации городского поселения город Грязи обязать МУП "Тепловые сети" произвести перерасчет с момента установления необоснованного норматива с зачетом в счет последующей оплаты за коммунальные услуги; о взыскании в счет компенсации причиненного морального вреда суммы в размере 12 990 рублей, отказать.
Признать пункт 2 "Горячее водоснабжение" Приложение N1 к решению Совета депутатов города Грязи от 20.12.2007 года N180 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Грязи от 24.11.2006 года N72 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужда отопления и горячего водоснабжения для населения города Грязи" недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Данное решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию администрацией городского поселения города Грязи в районной общественно-политической газете "Грязинские известия".
Заслушав доклад судьи Степановой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ухлинова З.И. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения города Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о понуждении ответчика привести в соответствие с законодательством и нормативными актами, нормативы потребления горячего водоснабжения по степени благоустройства и сроков пересмотра, используемых для предоставления коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований Ухлинова З.И. пояснила следующее.
Постановлением главы администрации Грязинского района Липецкой области от 29.12.2004 года N2537 с 01.01.2005 года были установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг на территории Грязинского района Липецкой области, которые должны действовать согласно законодательства не менее трех лет, то есть до 2008 года. Однако, решением Совета депутатов городского поселения г.Грязи от 24.11.2006 года N72 нормативы потребления горячей воды были увеличены на 3,8% и составили 109 л/сутки на 1 человека, против 105 л/сутки на 1 человека ранее действовавших.
Решением Совета депутатов городского поселения город Грязи от 20.12.2007 года N180 норматив потребления с 01.01.2008 года вновь был увеличен на 22,5 % и составил 133,5 л/сутки на 1 человека (4,0584 куб.м).
Кроме нарушения сроков пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг, установленных "Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, нормативы потребления горячей воды были определены с нарушением требований установленных, указанными Правилами (N 306 от 23.05.2006 года).
В частности, не учитывалась степень благоустройства многоквартирного дома: основания пересмотра действующих нормативов потребления не соответствуют требованиям пункта 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг; в нарушение требований пункта 41 Правил из расчета не исключены значения расхода коммунального ресурса, отличающегося от среднего на 20%; в нарушение требований пункта 25 Правил в расчете отсутствует указание на исключение значения расхода коммунального ресурса, возникшего в результате нарушений технической эксплуатации внутридомовых инженерных сетей, правил пользой жилыми помещениями.
По инициативе суда определением от 27.02.2010 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Совет депутатов городского поселения города Грязи.
В судебном заседании 19.04.2010 года истец Ухлинова З.И., уточнила требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального Кодекса, и просила понудить администрацию городского поселения города Грязи оставить без изменения норматив потребления горячей воды, определенный пунктом 2.1.1. в количестве 3,315 куб.м, и расходом тепла на отопительный период 202 дня - 0,763 Гкал с 01.01.2007 года с соблюдением индексов роста платы для всех групп населения, потребляющих горячую воду; понудить администрацию МУП "Тапловые сети" администрации городского поселения г.Грязи произвести перерасчет платы с 01.01.2007 года и засчитать переплаты по необоснованному нормативу в последующее начисление платы за отопление и горячее водоснабжение; взыскать с администрации городского поселения г.Грязи в пользу истца в счет компенсации причиненного морального вреда сумму в размере 12 990 рублей. Просила взыскать с ответчиков в пользу истца, все понесенные по делу судебные издержки.
В судебном заседании 27.05.2010 года истец Ухлинова З.И., уточнила исковые требования и просила установить норматив расхода горячей воды в размере 3,1 куб.м. в месяц на одного человека в зависимости от расхода холодной воды - 5,47 куб.м. в месяц; обязать администрацию городского поселения город Грязи понудить МУП "Тепловые сети" произвести перерасчет с момента установления необоснованного норматива зачетом в дальнейшее начисление платы за коммунальные услуги; взыскать администрации городского поселения город Грязи в ее пользу в счет компенсации морального вреда сумму в размере 12 990 рублей.
По инициативе суда определением от 27.05.2010 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МУП "Тепловые сети" администрации городского поселения город Грязи.
Представитель ответчика - администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Блашенцев Н.Н. исковые требования не признал, пояснил, что при определении норматива потребления горячей воды не имеет значения, до какой температуры нагрет теплоноситель, сколько необходимо затратить количества теплоты для подогрева одного куба воды. Эти величины, наряду с нормативом потребления ресурса имеют значение при расчете размера оплаты за потребленный ресурс. Правилами N 306 единица измерения норматива была установлена в куб. м. в месяц на одного человека. При определении норматива потребления горячей воды был использован аналоговый метод, использование которого также предусмотрено указанными Правилами. Изменение в постановление главы администрации городского поселения г. Грязи (приложение N 1) в части разграничения жилых помещений по степени благоустройства были внесены также в соответствии с определением степени благоустройства жилого помещения, содержащимся в указанных Правилах. Нормативы потребления горячей воды были определены и установлены на основании Правил установления и определения нормативов потребления в соответствии с действующим законодательством и в рамках компетенции органов местного самоуправления. Администрация городского поселения г. Грязи не обладает распорядительно-властными полномочиями в отношении МУП "Тепловые сети", связи с этим требование истца о возложении на администрацию г. Грязи обязанности понудить МУП "Тепловые сети" произвести перерасчет производимых начислений по оплате за потребленный коммунальный ресурс считает не обоснованным. Возражал и против требования истца о взыскании компенсации морального вреда,, как не предусмотренного законом.
Представитель ответчика - Совет депутатов городского поселения г. Грязи - Козлова Т.А. исковые требования не признала и поясняла, что необходимость установления нормативов потребления коммунальных услуг с 01.01.2007 года было вызвано созданием в 2006 году муниципального образования - городского поселение город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области. В данный период формировалась нормативная база указанного муниципального образования. Кроме того, в связи с утверждением Постановлением Правительства от 23.05.2006 года N306 Правил установления и определения нормативов потребления, необходимо было привести действовавшие нормативы в соответствие с вновь принятым нормативным актом. Нарушений действующего законодательства при разрешении вопроса об установлении норматива потребления допущено не было.
Представитель ответчика - МУП "Тепловые сети" - Соколов С.Ю., исковые требования истца не признал и пояснил, что 2005 - 2006 годах по программе энергосбережения в многоквартирных жилых домах были установлены общедомовые приборы учета. При анализе данных о количестве потребляемых гражданами коммунальных ресурсов (е частности, горячее водоснабжение), было установлено, что в связи с износом инженерных сетей и коммуникаций, количество реально потребляемого коммунального ресурса превышает более чем на 5 % от нормативного потребления. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в Совет депутатов городского поселения г. Грязи с предложением об изменении действующих нормативов потребления. Для рассмотрения данного вопроса были представлены соответствующие материалы и пояснительная записка с обоснованием всех расчетов. При определении норматива потребления горячей воды применяется аналоговый метод, предусмотренный Правилами N 306 от 23.05.2006 года.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе истец Ухлинова З.И. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность
Выслушав объяснения истицы Ухлиновой З.И., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Совета депутатов городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Козловой Т.А., возражавшей против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Разрешая спор между сторонами, суд полно проверил все его обстоятельства, и обоснованно отказал истице в удовлетворении требований к администрации городского поселения г.Грязи об установлении норматива потребления горячей воды в размере 3,1 куб.м. в месяц на одного человека в зависимости от расхода холодной воды - 5,47 куб.м. в месяц, как не обоснованные и противоречащие закону.
При этом суд правильно указал, что функции по установлению нормативов потребления коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения в г.Грязи, в соответствии с приведенными судом нормами, действующими на тот период времени, возложены на Совет депутатов городского поселения г.Грязи.
Обоснованно судом отказано и в удовлетворении исковых требований Ухлиновой З.И. к администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в части возложения на ответчика (администрацию г.Грязи) обязанности понудить МУП "Тепловые сети" произвести перерасчет с момента установления необоснованного норматива с зачетом в дальнейшее начисление платы за коммунальные услуги, с применением норматива потребления, рассчитанного истцом.
Как видно из материалов дела, МУП "Тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица и самостоятельно реализует права и несет обязанности, возникающие в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности). Учредителем администрации городского поселения г. Грязи является администрация городского поселения г. Грязи.
В силу части 3 статьи 56 Гражданского кодекса РФ учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника его имущества.
Исходя из данной правовой нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что на ответчика - администрацию городского поселения г.Грязи обязанность понудить МУП "Тепловые сети" произвести перерасчет с момента установления необоснованного норматива с зачетом в дальнейшее начисление платы за коммунальные услуги возложена быть не может.
Отказывая и в удовлетворении требований истицы Ухлиновой З.И. о компенсации морального вреда, суд пришел к правильному выводу о том, что данные требования носят имущественный характер, а потому нормы гражданского законодательства о компенсации морального вреда, а именно ст.ст.150, 151 ГК РФ, в данном случае не применимы.
Не вытекают данные требования и из Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку, как правильно указал суд, между администрацией городского поселения г.Грязи и истицей регулируемые данным законом правоотношения потребителя и исполнителя услуги отсутствуют.
Правильным является и вывод суда о том, что пункт 2 (Горячее водоснабжение) Приложения N 1к решению Совета депутатов г.Грязи от 20.12.2007 года N180 "О внесении изменений в решение Совета депутатов г.Грязи от 20.12.2007года N180 "О внесении изменений в решение Совета депутатов г.Грязи от 24.11.2006 года N72 " Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения для населения г.Грязи" не соответствуют статье 157 ЖК РФ и пунктам 5.10,13,14, 23 и 43 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N306, поэтому обоснованно данный нормативный акт признал недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод кассатора о том, что данный нормативный акт необходимо было признать недействующим с момента его установления, основаны на ошибочном толковании закона и не могут повлечь отмены постановленного по делу решения суда.
Как видно из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. N48 (с последующими изменениями) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Коль скоро, оспариваемое решение Совета депутатов г.Грязи ранее уже применялось и по указанном в нем нормативам производились начисления и оплата за коммунальные услуги, в целях обеспечения стабильности правоотношений, суд обоснованно признал данное решение в части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Ссылка кассационной жалобы на то, что по вопросу возмещения судебных расходов решение суда не постановлено, не является основанием для его отмены, поскольку истица в этой части не лишена права обратиться в суд с отдельными требованиями.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истицы Ухлиновой Зинаиды Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Докладчик: В.В.Степанова.
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.