Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 апреля 2012 г. по делу N 33А-145
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Батаева А.В. и Попова В.В.,
при секретаре Дурносвистовой Е.С., с участием представителя заявителя Меньшикова С.А., представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 000 старшего лейтенанта юстиции Крестова Э.В рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части 000 капитана юстиции Коровина А.И. на решение Тверского гарнизонного военного суда от 30 января 2012 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 000 прапорщика Бритьковой Н. А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 000, связанных со снятием заявителя с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения представителя должностного лица и жилищной комиссии в обоснование доводов апелляционной жалобы, а также представителя заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, с октября 1993 года Бритькова проживает со своим сыном Артемом в общежитии войсковой части 000 по адресу:., в котором они зарегистрированы с 15 марта 2002 года. 5 мая 2004 года Бритьковой заключен с войсковой частью 000 договор найма этого служебного жилья на условиях временного проживания. Решением жилищной комиссии войсковой части 000 от 27 сентября 1994 года она с сыном Артемом признана нуждающейся в жилом помещении. После рождения в мае 1998 года у Бритьковой сына Ивана последний до 15 марта 2002 года проживал и был зарегистрирован по вышеуказанному адресу, однако на жилищный учет не принимался.
В марте 2005 года Бритьков Иван был зарегистрирован по месту жительства своего отца в двухкомнатной квартире по адресу:., а в сентябре 2010 года он стал собственником этой квартиры.
Решением командира и жилищной комиссии войсковой части 000 от 19 сентября 2011 года (протокол N 14) Бритькова и ее сын Артем сняты с жилищного учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то, у ее сына, Бритькова Ивана, имеется в собственности вышеназванная двухкомнатная квартира.
Полагая свои права нарушенными, Бритькова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать вышеуказанные действия командира и жилищной комиссии войсковой части 000 незаконными и возложить на них обязанность отменить решение от 19 сентября 2011 года (протокол N 14) в части исключения ее с сыном Артемом с учета нуждающихся в жилом помещении и повторно рассмотреть вопрос о восстановлении их на таком учете.
Гарнизонный военный суд заявление Бритьковой удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 000 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Бритьковой.
В обоснование этого автор жалобы указывает, что несовершеннолетний сын заявителя, Бритьков Иван, является собственником жилого помещения общей площадью 49.1 кв. метр, что не позволяет Бритьковой и ее сыну Артему состоять на жилищном учете, поскольку каждый из них обеспечен общей площадью жилья свыше установленной в г. Твери учетной нормы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Нормы материального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом применены правильно.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 31 того же Кодекса к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как установлено судом, решением жилищной комиссии войсковой части 000 от 27 сентября 1994 года Бритькова и ее сын Артем признаны нуждающимися в жилом помещении. При этом они проживают в общежитии войсковой части 000 по адресу:., в котором зарегистрированы с 15 марта 2002 года. 5 мая 2004 года Бритьковой заключен с войсковой частью 000 договор найма этого служебного жилья на условиях временного проживания.
Основанием для принятия оспоренного решения командира и жилищной комиссии войсковой части 000 о снятии Бритьковой и ее сына Артема с жилищного учета послужило то, что у ее несовершеннолетнего сына Ивана имеется в собственности двухкомнатная квартира N 106 по адресу:.
Между тем, удовлетворяя заявление Бритьковой, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ее сын Иван на улучшение жилищных условий за счет МВД РФ не претендует, зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, членом семьи Бритьковой, как нанимателя специализированного жилого помещения, не является и, таким образом, права пользования специализированным жилым помещением, нанимателем которого является заявитель, исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, не приобрел.
Равным образом Бритькова и ее сын Артем в жилое помещение, находящееся в собственности у Бритькова Ивана, не вселялись и права пользования этим жилым помещением не приобрели.
Таким образом, Бритькова и ее сын Артем не стали членами семьи собственника жилого помещения Бритькова Ивана, а последний не стал членом семьи нанимателя специализированного жилого помещения Бритьковой.
Изменений в жилищных условиях семьи нанимателя специализированного жилого помещения Бритьковой после оформления ее сыном Иваном права собственности на квартиру, в результате которого были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло, поэтому суд первой инстанции правомерно признал необоснованным решение командира и жилищной комиссии войсковой части 000 от 19 сентября 2011 года (протокол N 14) о снятии Бритьковой и ее сын Артема с жилищного учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Обоснованно сослался суд в решении и на ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
При этом суд правильно отметил в решении, что п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, как самостоятельное основание для снятия с жилищного учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона не содержится. Не утрачены Бритьковой и ее сыном Артемом и основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Иная оценка обстоятельств дела и норм материального права, которой придерживается автор апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного является несостоятельной.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 30 января 2012 года по заявлению Бритьковой Н. А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части 000 - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.