Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Аракчеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Фельдблюм Э.Э. к Военному комиссариату Республики Татарстан об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии,
УСТАHОВИЛ:
Фельдблюм Э.Э. (истец) обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан (ответчик ВК РТ) об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии, указав, что в период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года ответчиком нарушались права истца на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. С момента выхода истца на пенсию при начислении и выплате пенсии не учитывалось ежемесячное увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии, а с 01 января 2000 года не учитывался рост продовольственной денежной компенсации. Однако ответчиком до 2000 года ежемесячное увеличение стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ МО РФ не учитывалось. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установил размер компенсации стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, то есть 608 рублей 33 копейки в месяц. Основываясь на статьях 43, 49 и 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статье 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04 октября 2001 года N КАС 01-370С, Положении о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года N 400, истец просит обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недополученную пенсию с учетом роста индекса потребительских цен в размере 18933 рубля 31 копейку.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца - Еремин В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Республики Татарстан - Габитов А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Фельдблюм Э.Э. является получателем пенсии, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации через Военный комиссариат Республики Татарстан.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации - "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом".
В силу статьи 43 Закона РФ N 4468-1 (в первоначальной редакции) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратный МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.
Федеральным законом от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" в указанный выше Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми исключено положение о том, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов. Закон в этой части вступил в силу с 01 июля 1996 года
Увеличение денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации 04 октября 2001 года N КАС01-370 было отменено решение Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2001 года, и признаны незаконными пункт 8, подпункт "б" пункта 9, подпункт "б" пункта 4 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ" в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04 октября 2001 года разъяснено, что указанные пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 312 действовавшего на момент рассмотрения дела Гражданского процессуального кодекса РСФСР, вступило в законную силу с момента его вынесения, то есть с 04 октября 2001 года.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части
Поскольку вышеназванные пункты Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами.
Однако это не означает, что право на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка как неотъемлемой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсии у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел возникает только с 04 октября 2001 года.
При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению пункт 8 подпункт 9, подпункт "б" пункта 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям статьи 43, 49 Закона. Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года N 941) противоречил положениям Закона, имеющего большую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию, при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона.
Верховный суд Российской Федерации на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04 октября 2001 года N КАС01-370), если требования о перерасчете пенсий предъявляются, начиная с 1993 года, дал разъяснения, что пенсии подлежат перерасчету начиная с 1993 года.
Более того, в противном случае граждане, которым пенсия была назначена до вступления Кассационного определения Верховного Суда РФ от 04 октября 2001 года, оказывались бы в худшем положении по сравнению с лицами, которым такая пенсия назначена после вступления определения в законную силу.
В связи с этим суд полагает также необходимым применить статью 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а пункт 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом.
Определение месячной стоимости продовольственного пайка с 1993 года до января 2000 года входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 года N 479-28 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей" указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время предусматривалось, что исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны РФ. Законодательство о федеральном бюджете до 2000 года не предусматривало размер месячной стоимости продовольственного пайка, Военные комиссариаты субъектов РФ определяли месячную стоимость продовольственного пайка на основании сведений Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ).
Как следует из пункта 11 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.
С января 2000 года денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами "О федеральном бюджете" на соответствующий год, а на 2005 год и на 2006 год - постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 906 и от 22 февраля 2006 года N 101 соответственно. Федеральным законом от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" с 01 января 2000 года был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 рублей 43 копеек до 20 рублей.
Соответственно, при выплате истцу пенсии, ответчик не осуществлял перерасчет пенсии с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ Министерства обороны РФ. Более того, исчисление размера продовольственного пайка исходя из размера 20 рублей в сутки, ответчик начал производить лишь с 01 декабря 2000 года.
Федеральным законом от 30 июня 2002 года в статью 43 Закона были внесены изменения, в силу которых для исчисления пенсий лицам рядового и начальствующего состава в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной продовольственной компенсации. Верховный суд РФ (Бюллетень ВС РФ, 2005, N 7, с. 22) в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ указывал, что пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел (аналогично военнослужащим), начиная с 2000 года, должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на 2000, 2001, 2002, 2003 годы для обеспечения единообразного подхода в размере денежной продовольственной компенсации с целью избежания неравенства при установлении ее денежного выражения.
Исследовав справку о выплаченном размере пенсии и денежном довольствии истцу, установлено, что за период с 01 февраля 1993 года истцом недополучена пенсия, поскольку при определении размера пенсии продовольственный паек учитывался в размере меньшем, чем было установлено. Таким образом, исковые требования истца о перерасчете стоимости пенсии с учетом динамики роста стоимости продовольственного пайка за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года подлежат удовлетворению.
Перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера.
В соответствии со статьей 58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Приведенные выше положения указывают, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, не требующий обязательного обращения пенсионера, поскольку данный перерасчет вытекает непосредственно из нормативного акта.
При указанных обстоятельствах требование истца о перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии является обоснованным.
Является обоснованным и требование истца о выплате ему задолженности по пенсионному обеспечению с учетом индексации, так как согласно пункту 8 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года N 941 в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации.
В связи с тем, что необходимо произвести перерасчет пенсии истца, то на день вынесения решения перерасчет производится с индексацией.
При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ.
На каждый текущий месяц общая задолженность складывается из общей суммы задолженности за предыдущий месяц, проиндексированной с применением указанных индексов, с прибавлением недоплаченной пенсии за текущий месяц. Суд обязывает ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет и выплатить ее с индексацией в указанном размере за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.
За период с 01 сентября 1993 года до 31 декабря 1999 года при расчете денежного довольствия, принимаемого к учету для исчисления пенсии, должен учитываться рост стоимости продовольственного пайка, с 01 января 2000 года до 30 ноября 2000 года - денежная продовольственная компенсация, определенная законодательством о бюджете - 20 рублей в сутки.
Согласно расчетам истца, размер недополученной пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 2010 год с применением индексации составил 18933 рубля 31 копейка. Суд, исследовав расчет и письменные материалы дела, считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования частично на сумму 15245 рублей 62 копейки.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - "издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, и с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 609 рублей 82 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования
Фельдблюм Э.Э. к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии - удовлетворить частично.
Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Фельдблюм Э.Э. пенсии с учетом увеличения размера продовольственного пайка за период с 01 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Фельдблюм Э.Э. задолженность по пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 2010 год с учетом роста индекса потребительских цен в общем размере 15245 (пятнадцать тысяч двести сорок пять) рублей 62 копейки.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 609 (шестьсот девять) рублей 82 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней через Советский районный суд города Казани.
Судья: А. А. Шайдуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.