Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Миркиной Е.И.,
при секретаре Орловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, обращающегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общей площадью 200х100 метров по адресу: г.Томск, ул.Мостовая, 38б, расположенной вблизи проезжей части (ориентировочно 400-450 метров от автозаправочной станции на ул. Мостовой), указав, что прокуратурой Ленинского района г.Томска проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Ленинского района. В ходе проверочных мероприятий обнаружено несанкционированное размещение отходов. Свалка расположена по адресу: г.Томск, ул.Мостовая, 38б, вблизи проезжей части (ориентировочно 400-450 метров от автозаправочной станции на ул. Мостовой). Площадь свалки -200х100 метров, высотой 1,5 метра. Состав свалки - строительный, твердый бытовой мусор. Данная свалка организована в результате сброса отходов неустановленными лицами. Несанкционированное размещение отходов (свалки) общей площадью 200х100 метров по адресу: г.Томск, ул.Мостовая, 38б свидетельствует о том, что орган самоуправления не исполняет обязанности, возложенные на него федеральными законами. На основании чего просит возложить обязанность на Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общей площадью 200х100 метров, высотой 1,5 метра, по адресу: г. Томск ул.Мостовая, 38б, расположенной вблизи проезжей части (ориентировочно 400-450 метров от автозаправочной станции на ул. Мостовой).
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г.Томска помощник прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецова Н.А., действующая на основании удостоверения N095249, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г.Томска в судебное заседание не явился, будучи о времени и месте судебного заседания извещенным надлежащим образом, о причине неявки суд не известил.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из акта обследования территории N 1-168 18.07.2011г., проведенной государственным инспектором Томской области по охране природы Бурковым К.В., а также акта проверки от 07.10.2011г., проведенной помощником прокурора Ленинского района г.Томска Соколовой Г.С., следует, что в ходе проведенных проверок по выявлению мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Ленинского района г.Томска обнаружена несанкционированная свалка мусора по адресу: г.Томск, ул.Мостовая, 38б. Свалка расположена по адресу: г. Томск ул.Мостовая, 38б, вблизи проезжей части (ориентировочно 400-450 метров от автозаправочной станции на ул. Мостовой), общей площадью 200х100 метров, высотой 1,5 метра. Причина образования - отсутствие уборки, сброс отходов неустановленными лицами.
Указанным актом от 18.07.2011г., приложенной к нему картой-схемой несанкционированной свалки на территории г.Томска и фотографией, подтверждается факт наличия и место размещения несанкционированной свалки по адресу: г.Томск, ул. Мостовая, 38б.
Свалка расположена в Ленинском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования "город Томск".
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. N 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы были закреплены и в Уставе г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005г. N 841.
Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общей площадью 200х100 метров по адресу: г.Томск, ул.Мостовая, 38б, поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворить.
Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), общей площадью 200х100метров по адресу: г.Томск, ул.Мостовая, 38б, вблизи проезжей части (400-500 метров от автозаправочной станции по ул. Мостовой).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.
Судья/подпись/
Копия верна:
Судья: Е.И. Миркина
Секретарь: В.Н. Орлова
Решение вступило в законную силу ________________________ 2011г.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.