Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зинченко И.П.,
судей Семерневой Е.С.,
Калимуллиной Е.Р.
с участием прокурора Истоминой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 февраля 2011 г. дело по иску Сухоложского городского прокурора в интересах Пригульновой Ю.Е., Чипуриной К.Б., Голомолзина Ю.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Сухой Лог о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе ответчика администрации городского округа Сухой Лог, кассационному представлению Сухоложского городского прокурора Свердловской области, на решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 30 декабря 2010 г., которым исковые требования удовлетворены частично
Заслушав доклад судьи Семерневой Е.С., заключение прокурора Истоминой И.В., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухоложский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с исками в интересах Пригульновой Ю.Е., Чипуриной К.Б., Голомолзина Ю.М. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации ГО Сухой Лог, указав в обоснование, что вышеуказанные лица относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец Пригульновой Ю.Е. лишен родительских прав решением суда ... , мать умерла ... ; отец и мать Чипуриной К.Б. лишены родительских прав решением суда ... ; отец Голомолзина Ю.М. умер ... , мать умерла ...
13.08.2007 Пригульнова Ю.Е. и Чипурина К.Б., 20.08.2007 опекун Голомолзина Ю.М. ... , подали в администрацию ГО Сухой Лог заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилых помещений.
Постановлениями главы ГО Сухой Лог: от 23.08.2007 ... Пригульнова Ю.Е. и Чипурина К.Б., от 21.11.2007 ... Голомолзин Ю.М., были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
30.06.2010 Пригульнова Ю.Е., 30.08.2010 Чипурина К.Б. окончили те образовательные учреждения, где проходили обучение, в свою очередь 12.08.2009 в отношении Голомолзина Ю.М., в связи с достижением им совершеннолетия, была снята опека ... Несмотря на окончание Пригульновой Ю.Е. и Чипуриной К.Б. образовательных учреждений, прекращением опеки в отношении Голомолзина Ю.М., жилое помещение за счет средств областного бюджета предоставлено не было.
Полагает, что ответчиками нарушаются права детей-сирот, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159, поскольку реализация положений названного закона возложена на ответчиков.
Просил суд возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилые помещения, соответствующие установленным социальным нормам - не менее 25 кв. м;
- распределить данные жилые помещения каждому из лиц, в интересах которых действует прокурор;
- передать жилые помещения в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог на безвозмездной основе;
- обязать администрацию ГО Сухой Лог предоставить переданные Министерством жилые помещения по договору социального найма Пригульновой Ю.Е., Чипуриной К.Б., Голомолзину Ю.М..
Ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области письменно просил в исковых требованиях, адресованных Министерству, отказать, сообщил суду о нормативно установленном порядке обеспечения детей-сирот жильем в 2010 году, в соответствии с которым обеспечение жильем каждого из лиц, в интересах которых действует прокурор, будет произведено и без судебного решения. Дополнительно довел до сведения суда о заключении контрактов на строительство жилых помещений для детей-сирот, а также о подготовке приказа о распределении таких помещений детям-сиротам ...
Представитель ответчика администрации ГО Сухой Лог в письменном отзыве во всех трех случаях Глава ГО Сухой Лог Суханов С.К. указал, что в соответствии с пунктом 8 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 N 646-ПП жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления после передачи их в муниципальную собственность. В связи с этим ответчик считает, что в случае передачи жилых помещений для истцов в муниципальную собственность, эти помещения будут предоставлены истцам в установленном законом порядке.
Суд постановил: Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа Сухой Лог предоставить по договору социального найма жилые помещения по месту жительства истцов Пригульновой Ю.Е., Чипуриной К.Б., Голомолзина Ю.М..
В удовлетворении остальных требований Сухоложского городского прокурора - отказать".
В кассационной жалобе ответчик оспаривает судебное решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, ссылаясь на не возможность предоставления жилых помещений детям-сиротам, без приобретения их и распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с определенным порядком обеспечения и государственными полномочиями за счет средств областного бюджета.
Прокурор в кассационном представлении указывает, что исключение Министерства строительства и архитектуры Свердловской области из числа ответчиков влечет за собой невозможность исполнения судебного решения в данном виде, ввиду наличия определенного порядка и взаимосвязанных между собой полномочий у исполнительного государственного органа и органа местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Принимая решение, суд правильно исходил из наличия оснований для защиты законных интересов истцов, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в сфере жилищных отношений.
Судом установлено, что Пригульнова Ю.Е., Чипурина К.Б., Голомолзин Ю.М. являются по своему социальному статусу детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Пригульнова Ю.Е., Чипурина К.Б., Голомолзин Ю.М. не имеют закрепленного за ними жилого помещения после окончания обучения. Голомолзин Ю.М. отчислен из учреждения среднего профессионального образования 30 июня 2010 года на основании приказа ...
До настоящего времени, законодательно закрепленное за ними право на жилое помещение по договору социального найма ( ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не реализовано, жилые помещения в их владение и пользование не поступили, поэтому суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о предоставлении жилых помещений в соответствии с нормами жилищного законодательства, установленными для обеспечения жильем детей-сирот.
Обязанность предоставить жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Федеральным законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок обеспечения лиц указанной категории в 2010 г. закреплен Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 N 646-П, в соответствии с положениями которого, ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления.
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам, в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка).
Обязанность предоставить жилье, приобретенное за счет средств областного бюджета, суд обоснованно возложил на Администрацию г. Сухого Лога, что предусмотрено Жилищным Кодексом Российской Федерации, которым установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, а именно предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что в удовлетворении требований прокурора к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области следует отказать, ввиду того, что они фактически воспроизводят законодательно установленный порядок предоставления жилья за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области и в дополнительном закреплении не нуждаются.
В обоснование суд ссылается на то обстоятельство, что денежные средства на обеспечение детей, уже выделены Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, согласно утвержденного Порядка, передаются организации, которая обеспечивает строительство жилья, выделяет квартиру для лиц, включенных Администрацией ГО Сухой Лог в предложение и передает ее администрации ГО Сухой Лог в муниципальную собственность, для последующего заключения с ними договора социального найма.
Данные выводы суда не могут быть признаны законными в связи с тем, что возлагая обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам за счет средств областного бюджета только на Администрацию г. Сухого Лога, суд не принял во внимание, что предусмотренный Порядок ( утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 N 646-П,) связывает осуществление органами местного самоуправления своих полномочий по предоставлению жилых помещений только после проведения определенных процедур возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В силу п. 3, п. 12 вышеизложенного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое осуществляет распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений, в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области, с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения, подготовка которых осуществляется в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями представленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Обязанность обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, который принимается Правительством Свердловской области ежегодно и утверждается во исполнение положений ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, возлагается законом непосредственно на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Привлеченные по делу в качестве соответчики самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия в целях выполнения возложенных на них законом обязанностей по предоставлению жилья указанной категории граждан.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено только на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления в Свердловской области не имеется.
В этой связи возложение обязанности только на орган местного самоуправления, не может быть принят во внимание как противоречащий не только духу, но и букве Федерального закона N 184- ФЗ от 06 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для реализации права детей- сирот на получение жилья, действующее законодательство предусмотрело правовой механизм, включающий в себя выполнение каждым из ответчиков юридически значимых действий в пределах компетенции.
В результате образуется сложный юридический состав, который и даст возможность, в конечном итоге, указанной категории граждан получить жилое помещение.
Более того, как видно из содержания и смысла вышеприведенных норм, ныне действующее законодательство не дает оснований для того, чтобы сводить правовую конструкцию "предоставление жилого помещения" сугубо только к " заключению договора социального найма".
В связи с изложенным, суд ошибочно отказал в удовлетворении требований в отношении Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, поэтому надлежит возложить на него обязанность в соответствии с его полномочиями, предусмотренными вышеуказанным Порядком. При этом доводы ответчика не могут иметь правового значения, поскольку на момент рассмотрения дела в суде, вышеуказанные обязанности Министерством не исполнены.
Таким образом, судебная коллегия считает возможным решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, принять новое решение об удовлетворении требований.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, поскольку доводы кассационной жалобы ответчика Администрации г. Сухой Лог, судебная коллегия признает несостоятельными и не влекущими отмену или изменение решения суда.
Руководствуясь ст.ст.360, абз.4 ст. 361, 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 30 декабря 2010 г., отменить в части. Принять новое решение.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилых помещений по месту жительства истцов (Пригульновой Ю.Е., Чипуриной К.Б., Голомолзина Ю.М.) не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Сухой Лог.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Сухой Лог по заключению с Пригульновой Ю.Е., Чипуриной К.Б., Голомолзина Ю.М. договоров социального найма на приобретённые для них жилые помещения".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.