Доклад
Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств- участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года*
(Москва, 6 марта 1998 г.)
В 1996-1997 годах в ряде государств-участников Содружества отмечено некоторое улучшение базовых показателей состояния борьбы с преступностью. Однако процесс криминализации, охвативший наиболее важные сферы общественного устройства, по-прежнему вселяет серьезную тревогу в сознание граждан о способности органов государственной власти и управления навести и поддерживать должный правопорядок.
В 1996-1997 годах в государствах - участниках Содружества совершено более 7 миллионов преступлений, почти половина из них тяжкие. Особенно широкое распространение получили организованная преступность и коррупция, терроризм, бандитизм и заказные убийства. Продолжают увеличиваться масштабы преступного проникновения в сферу экономики, в финансово-банковские и промышленные структуры.
Не снижается количество преступных группировок с межрегиональными и международными связями. Расширяется деятельность криминального мира по незаконному обороту наркотиков. Активизировалась контрабанда оружия и боеприпасов. Обострилась проблема нелегальной миграции, которая приобретает все более криминальный оттенок. На постсоветском пространстве находится около 1 млн. незаконных мигрантов.
Широкое распространение получил криминальный автобизнес. По данным Интерпола, до 40% похищенных автомобилей в Западной Европе реализуется в странах СНГ.
На фоне этих негативных явлений Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года (далее - Межгосударственная программа), утвержденная Советом глав государств Содружества 17 мая 1996 года, стала основой для развития правового пространства и конкретных совместных мер борьбы с транснациональной преступностью.
Выполнение мероприятий Межгосударственной программы отражено в прилагаемой к Докладу Справке.
В соответствии с Межгосударственной программой в ряде государств - участников Содружества на правительственном уровне утверждены планы по ее реализации. В рамках своей компетенции выработаны конкретные меры для выполнения Межгосударственной программы Советом командующих Пограничными войсками, Советом министров внутренних дел и Координационным советом генеральных прокуроров государств - участников Содружества.
В целях укрепления международно-правовой базы сотрудничества принят Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Завершена подготовка проектов международных договоров и соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией, о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств - участников Содружества, о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания, о пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности.
Активизировалась работа по присоединению государств - участников Содружества к основным договорам, касающимся уголовно-правовой сферы, в рамках ООН, ее специализированных учреждений и Совета Европы.
Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ разработала и приняла модельные уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы, а также модельные законодательные акты о противодействии незаконному обороту наркотических средств, о борьбе с организованной преступностью.
Продолжена работа по формированию специализированного банка данных министерств внутренних дел государств - участников Содружества и выполнен комплекс организационных и технических мероприятий по созданию первой очереди Объединенного банка данных органов безопасности и спецслужб государств - участников Содружества.
В рамках реализации Межгосударственной программы правоохранительными органами государств - участников СНГ были проведены согласованные крупномасштабные мероприятия и специальные операции по борьбе с преступностью, в частности, по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов и культурных ценностей, незаконного оборота наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, хищений материальных ценностей и грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
Советом министров внутренних дел и Координационным советом генеральных прокуроров государств - участников Содружества организовано издание информационных бюллетеней по вопросам борьбы с преступностью.
По проблемам совершенствования, взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ 24-25 апреля 1997 года в городе Минске проведена Международная научно-практическая конференция, а 2-3 декабря 1997 года в городе Москве состоялось Совместное заседание Координационного совета генеральных прокуроров, Совета министров внутренних дел, Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета командующих Пограничными войсками, Совета руководителей таможенных служб, руководителей налоговой полиции и соответствующих служб государств-участников Содружества Независимых Государств. Совместное заседание подготовило проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью.
Вместе с тем, ход реализации Межгосударственной программы показывает пока недостаточный уровень сотрудничества правоохранительных органов государств - участников и соответствующих межгосударственных органов Содружества.
Рядом государств - участников Содружества не внесены в установленные Межгосударственной программой сроки четыре проекта соглашений (см. справку).
Проблемой остается гармонизация национального законодательства государств - участников Содружества в вопросах борьбы с преступностью.
Борьба с транснациональной преступностью ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления. Недостаточно осуществляются совместные меры, направленные на предупреждение преступных посягательств, на целенаправленное разрушение международных связей преступных сообществ.
Взаимный обмен оперативной информацией не носит регулярного характера. Медленно пополняются оперативно-справочные, розыскные, криминалистические и иные учеты, а также единые информационные банки.
Требует решения вопрос о более тесном взаимодействии правоохранительных органов государств - участников СНГ при осуществлении розыска и выдачи лиц, находящихся в международном розыске. Проявляется несовершенство правового механизма реализации договорных положений о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу.
Проблемой является розыск и возвращение угнанных транспортных средств, особенно в части взаимодействия по обмену информацией.
Не в полной мере используются возможности проведения "контролируемых" поставок наркотиков как одного из самых действенных способов, позволяющих перекрывать каналы контрабанды ими.
Назрела необходимость повысить качество и оперативность исполнения взаимных поручений и запросов по конкретным правонарушениям.
С определенными трудностями сталкиваются правоохранительные органы при выполнении на территории других государств оперативно-розыскных и следственных действий по уголовным делам, расследуемым в отношении граждан одного или нескольких государств. В этой связи возникает необходимость дальнейшей доработки ныне действующей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года для упрощения процедурных вопросов ее применения.
Анализ состояния транснациональной преступности и хода выполнения Межгосударственной программы показывает необходимость принятия дополнительных мер к наращиванию совместных усилий в борьбе с преступностью на территории государств-участников Содружества Независимых Государств.
Подготовку соответствующих предложений целесообразно поручить Координационному совету генеральных прокуроров, Совету министров внутренних дел, Совету руководителей органов безопасности и спецслужб. Совету командующих Пограничными войсками и Совету руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств.
Исполнительный Секретариат СНГ
-------------------------------------------------------------------------
* Доклад подготовлен во исполнение пункта 6.3. Межгосударственной программы. Основой Доклада является информация, поступившая в Исполнительный Секретариат СНГ от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины, из уставных и отраслевых органов Содружества, а также материалы Международной научно-практической конференции по проблемам совершенствования взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ.
-------------------------------------------------------------------------
* В графе "Исполнитель" называются государства, органы СНГ, которые в указанный срок разрабатывают и вносят в установленном порядке проект документа на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года (Москва, 6 марта 1998 г.)
Текст документа официально опубликован не был