Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
Конвенции о коллективной экологической безопасности
Интенсивное использование природных ресурсов и их быстрое истощение все чаще вызывают экологические кризисы, которые, возникая локально, перерастают в кризисы межрегиональные, а иногда и в кризисы глобального значения. На рубеже XXI века существование любых природных, ресурсных и биосферных систем на нашей планете не только взаимообусловлено, но и жизненно зависит друг от друга. Обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности этих систем и реинвестирование планетарных ресурсов может быть достигнуто и должно рассматриваться только как коллективное согласованное действие государств и геополитических систем, которые осуществляют свой экономический рост благодаря использованию их потенциала.
Понимая необходимость согласованных действий по реализации концепции социально-экономического развития и сохранения природно-ресурсного потенциала планеты и сознавая ответственность за экологическую безопасность жизненной среды, обеспечивающей гарантию соблюдения права человека на жизнь,
принимая во внимание положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ и результаты Софийского совещания государств - участников СБСЕ по защите окружающей среды, а также соответствующие положения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в частности, программу АПЕЛЛ, а также двусторонние и многосторонние соглашения и мероприятия по охране окружающей среды и развитию национальной экологической политики,
учитывая, что коллективная экологическая безопасность является:
- необходимым условием для устойчивого экономического развития государств, геополитических систем;
- ограничительным фактором при координации и интеграции промышленно-хозяйственной деятельности между ними;
- инструментом для гармонизации политико-экономических отношений между любыми социально-экономическими системами,
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ, Исполнительный секретариат СНГ и Межгосударственный экономический комитет Экономического союза СНГ выходят с инициативой формирования Конвенции о коллективной экологической безопасности как международного открытого документа, определяющего согласительные правовые нормы, обеспечивающего интегрированное системное экономическое регулирование для поддержания приемлемого уровня экологической безопасности государств и целостности природно-ресурсных систем планеты.
Состояние правового обеспечения коллективной экологической безопасности предполагает общую координацию и развитие действующих международных соглашений и ратифицированных конвенций, в частности:
- Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий;
- Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер;
- Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
- Конвенции о биологическом разнообразии;
- Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве места обитания водоплавающих птиц;
- Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
- Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря;
- Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
- Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
- Венской конвенции об охране озонового слоя.
Необходимость формирования Конвенции о коллективной экологической безопасности продиктована:
- отсутствием единого комплекса конкретных взаимоувязанных правовых норм для регулирования межгосударственных отношений в области обеспечения коллективной экологической безопасности как в случаях текущей техногенной деятельности, так и при нештатных или аварийных ситуациях;
- актуальностью гармонизации и интеграции большого числа рамочных международных конвенций с нормами природоохранного права конкретных государств и со спецификой жизнедеятельности конкретных природных систем на их территориях;
- недостаточной координацией и согласованностью в действиях государств как при осуществлении профилактических мероприятий по снижению причин экологических кризисов, так и непосредственно при нештатных или аварийных экологических ситуациях.
Принимая во внимание предметную направленность рамочных соглашений и их многообразие, необходимо отметить отсутствие в настоящее время комплексной конвенции, которая, с одной стороны, позволила бы интегрировать опыт существующих соглашений и определить приоритеты экологической безопасности для каждого государства-участника, а с другой - позволила бы соотнести международные ограничения с практически действующими на территории государства юридическими нормами и определила реальные возможности государства по выполнению международных рамочных соглашений. Весомость и значимость природных систем государства-участника для целостности коллективной и планетарной природной среды естественным образом позволяет определить приоритеты экологической безопасности, а также рекомендовать и стимулировать соответствующие стратегии социально-экономического развития и эффективно координировать усилия государств-участников с целью повышения уровня коллективной экологической безопасности.
Основная цель Конвенции - придание правового статуса межгосударственным отношениям в области обеспечения коллективной экологической безопасности на основе интеграции существующих международных норм, упорядочивания практически соблюдаемых юридических норм каждым субъектом права и учета весомости и значимости жизнедеятельности природных систем, находящихся под их юрисдикцией, для целостности коллективной природной среды и планетарной биосферы в целом.
Принципы обеспечения коллективной экологической безопасности, реализуемые в Конвенции:
- приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества;
- суверенитет государства над природными ресурсами;
- взаимные консультации заинтересованных государств в ситуациях, развитие которых создает или может создавать угрозу экологической безопасности;
- согласование государственного механизма возмещения ущерба;
- неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением (загрязнитель платит);
- платность природопользования;
- согласование экологической и законодательной политики государств;
- взаимопомощь государств при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обязательность государственной экологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства;
- организация системы государственного экологического мониторинга;
- обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан по проблемам экологической безопасности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 14 июня 1998... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.