Программа
гармонизации национальных законодательных и иных нормативных
правовых актов государств - участников Договора о Таможенном союзе
и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.
(утв. решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации
и Республики Таджикистан от 26 октября 1999 г. N 52)
1. Общие положения
Программа гармонизации (сближение и унификация) национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (далее Договор) представляет собой системы взаимосогласованных государствами - участниками Договора взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления.
Стержнем Программы гармонизации является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, унификации (гармонизации) национальных законодательств, их постепенность и этапность реализации.
Необходимость разработки и принятия Программы гармонизации объективно обусловлена тенденциями сближения национальных законодательств государств - участников Договора и приведения их в соответствие с межгосударственными, межправительственными и межведомственными договорами, заключаемыми в развитие интеграционных процессов.
2. Цель и основные принципы гармонизации
Цель гармонизации - установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования правоотношений в рамках Договора посредством юридической интерпретации положений заключенных международных договоров, решений органов управления интеграцией в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты.
Основные принципы гармонизации:
- согласованность правового регулирования на принципах, взаимоприемлемых для законодательств государств - участников Договора;
- синхронность принятия актов по вопросам углубления интеграции;
- последовательность этапов гармонизации в соответствии с юридической значимостью и иерархией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- приоритетность общепринятых принципов международного права над актами национального законодательства.
3. Этапы, основания и механизм гармонизации
Гармонизация национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора осуществляется поэтапно.
Первый этап: определение требующих гармонизации:
- отраслей законодательства;
- сфер в рамках отдельной отрасли законодательства;
- проблемных вопросов правового регулирования в отдельной сфере законодательства.
Второй этап: проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, определение их соответствия заключенным международным договорам с последующей подготовкой рекомендаций по их гармонизации.
Третий этап: определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации, с учетом их юридической значимости в правоприменительной практике и иерархии.
Четвертый этап: синхронное принятие законодательных и иных нормативных правовых актов соответствующими государственными органами.
Пятый этап: контроль за реализацией решений органов управления интеграцией по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов.
Основаниями гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора являются:
- заключенные международные договоры, из которых возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- решения Межгосударственного Совета;
- решения Совета глав правительств;
- модельные законодательные акты и другие акты Межпарламентского Комитета;
- решения Интеграционного Комитета;
- межведомственные договоры, заключаемые соответствующими государственными органами государств - участников Договора;
- собственная инициатива государств - участников Договора.
Механизм гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов заключается в следующем:
- изъятии действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов из правовой системы национального законодательства;
- приведении действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствие с положениями международных договоров и решениями органов управления интеграцией в соответствии с их компетенцией;
- правовой интерпретации модельных законодательных и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в сферах, где возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального законодательства:
- включении международных договоров в национальные правовые системы;
- восполнении правовых пробелов национального законодательства путем принятия новых законодательных и иных нормативных правовых актов во исполнение заключенных международных договоров.
Предложения о принятии мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования в контексте отношений между государствами - участниками Договора и проблем, возникающих в этой связи, для осуществления целей и принципов заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией.
4. Основные аспекты, подлежащие гармонизации
Основные аспекты, подлежащие гармонизации, по которым государства - участники Договора стремятся достигнуть общности позиций:
- правовой статус субъектов гражданских прав, включая особенности правового положения в гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов государств-участников;
- правовой режим приобретения имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение резидентами и нерезидентами государств-участников;
- правовой режим создания, осуществления деятельности ликвидации (включая банкротство) и ответственности юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- правовой режим обязательственного, вещного, авторского права и иных правоотношений, вытекающих из договоренностей об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей;
- правовой механизм участия государства, административно-территориальных единиц, государственных органов в правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством;
- регулирование денежно-кредитной и валютно-финансовой систем, налогообложения, банковской деятельности;
- общие принципы ценообразования в гражданско-правовых и административно-правовых правоотношениях;
- правовой режим охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, включая предотвращение и ликвидацию последствий явлений природного и техногенного характера.
5. Координация работы по гармонизации
Координацию работы по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляет Координационный совет по гармонизации, Положение о котором утверждается Межпарламентским Комитетом и Интеграционным Комитетом.
Направления координации:
- координация совместной работы органов управления интеграцией и государств - участников Договора по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- координация законопроектных планов разрабатываемых модельных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- по согласованию с государствами - участниками Договора координация национальных законопроектных планов и планов подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов;
- взаимодействие с компетентными государственными органами сторон, осуществляющими законопроектную работу и работу по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;
- координация правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам, как форма гармонизации законодательства на уровне правоприменения.
6. Межгосударственный Совет и Совет глав правительств в решении
проблем гармонизации
Межгосударственный Совет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах:
- принимает решения о том, какие законодательные и иные нормативные правовые акты, с учетом заключенных международных договоров и ранее принятых решений органов управления интеграцией подлежат сближению и унификации;
- устанавливает последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;
- принимает решения по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов, как в отношении конкретных актов, действующих на территориях государств - участников Договора, так и в отношении определенных областей правового регулирования;
- разрешает вопрос о том, какие меры по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов следует применить в отношении соответствующих актов государственных органов государств - участников Договора либо, с учетом принятых Межгосударственным Советом решений, в соответствующей области правового регулирования.
В случаях, когда по общему мнению государств - участников Договора, это является необходимым и оправданным Межгосударственный Совет вправе принимать следующие акты:
а) решения, устанавливающие единые для государств - участников Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами-участниками;
б) резолюции, являющиеся обязательными для государства-участника или государств-участников, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы форм и методов действий;
в) рекомендации, не являющиеся обязательными. Указанные акты Межгосударственного Совета принимаются им на основании предложений Интеграционного Комитета, вносимых, в случае необходимости, после консультаций с Межпарламентским Комитетом и одобренных Советом глав правительств.
Предложения о принятии документов по гармонизации законодательств, вносимые Межпарламентским Комитетом, подлежат предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который, после консультаций в случае необходимости с Межпарламентским Комитетом, вносит в Совет глав правительств соответствующие рекомендации. Настоящим не ограничивается право Межпарламентского Комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный характер, как это предусматривается в статье 22 Договора.
Совет глав правительств участвует в решении проблем гармонизации в соответствии со своей компетенцией, а также в случаях, когда полномочия Межгосударственного Совета делегируются Совету глав правительств, при условии принятия Межгосударственным Советом соответствующего решения.
7. Интеграционный Комитет в решении проблем гармонизации
Интеграционный Комитет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах.
Организационное обеспечение, которое заключается в:
- подготовке, согласовании и внесении на заседания Совета глав правительств и Межгосударственного совета проектов договоров и решений по вопросам, связанным с гармонизацией законодательства;
- организации работы Координационного совета по гармонизации законодательства, подготовке его заседаний, проектов решений и рекомендаций, организации и участии в работе групп экспертов по отдельным модельным законопроектам и иным документам;
- создании специализированной структуры - отдела гармонизации законодательства Главного правового управления в аппарате Интеграционного Комитета;
- организации информационного обмена по вопросам гармонизации законодательства;
- создании системы независимой международной правовой экспертизы национальных законодательств на соответствие развитию процессов интеграции;
- организации проведения согласованной законопроектной политики в рамках интеграции;
- создании консультативно-экспертного правового Совета при Интеграционном Комитете.
Информационное обеспечение, которое заключается в:
- создании интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации государств - участников Договора;
- создании в Интеграционном Комитете и организации работы Информационно-аналитического центра;
- налаживании каналов прямой и обратной информационной связи (включая связь по Интернет, модемную, факсимильную) по вопросам совершенствования законодательства с аппаратами глав государств, парламентов, правительств и другими компетентными органами государств - участников Договора и национальными центрами правовой информации.
Методическое обеспечение, которое заключается в:
- разработке концепции формирования правового пространства Таможенного союза и Единого экономического пространства, с последующим утверждением решением Межгосударственного Совета;
- правовой экспертизе действующих и находящихся на рассмотрении в парламентах государств - участников Договора проектов национальных законодательных актов;
- участии экспертов Интеграционного Комитета в создании нормативно-правовой базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики;
- выпуске приложений "Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции.
Научное обеспечение Интеграционным Комитетом гармонизации национальных законодательств заключается в:
- проведении международных научно-практических конференций по проблемам законодательства в сферах, где возникла, либо может возникнуть необходимость гармонизации законодательства;
- подготовке тематических сборников, научных и научно-методических материалов по проблемам гармонизации законодательства;
- организации и участии в работе экспертных советов, рабочих групп по проблемам гармонизации отдельных сфер законодательства.
8. Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации
Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации осуществляет следующие задачи и функции:
- совместно с Интеграционным Комитетом формирует планы законотворческой деятельности;
- принимает модельные законодательные акты в областях не урегулированных национальными законодательствами, международными договорами и соглашениями;
- разрабатывает Основы законодательств по отраслям права, содержащих согласованные начала правового регулирования, утверждаемые Межгосударственным Советом и после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, включаемых в правовые системы государств - участников Договора;
- разрабатывает проекты договоров межгосударственного и межправительственного характера по вопросам гармонизации национальных законодательств;
- совместно с Интеграционным Комитетом организует деятельность Координационного Совета по гармонизации, его рабочих групп и участвует в их работе;
- организует и проводит сравнительно-правовой анализ национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подготавливает предложения и рекомендации по их сближению, унификации и гармонизации;
- готовит предложения по трансформации документов Межгосударственного Совета, Совета глав правительств, Интеграционного Комитета и Межпарламентского Комитета в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты государств - участников Договора;
- обеспечивает информационный обмен по вопросам сближения и гармонизации национальных законодательств;
- совместно с парламентами государств - участников Договора организует систему независимой правовой экспертизы национальных законодательств на соответствие заключенным международным договорам;
- дает рекомендации по проведению согласованной законопроектной политики в рамках интеграции;
- участвует в формировании интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации государств - участников Договора;
- оказывает правовую помощь по вопросам интеграции государственным органам государств - участников Договора;
- участвует в заседаниях национальных парламентов, парламентских слушаниях и работе комитетов парламентов государств - участников Договора;
- совместно с Интеграционным Комитетом разрабатывает программы создания правовой основы интеграции государств - участников Договора, с последующим утверждением Межгосударственным Советом;
- проводит международные научно-практические конференции по проблемам законодательства в сферах, где возникла либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- совместно с Интеграционным Комитетом выпускает приложение "Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции;
- осуществляет подготовку тематических сборников материалов по проблемам гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов.
9. Государства - участники Договора в решении проблем
гармонизации
Государства - участники Договора в лице своих уполномоченных органов участвуют в решении проблем гармонизации в следующих аспектах:
- координируют деятельность по подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, включая проекты нормативных правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты;
- участвуют в заключении международных договоров, включая их подготовку, обсуждение, в том числе по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- участвуют в подготовке, принятии и реализации решений органов управления интеграцией, в том числе по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- участвуют в обсуждении и принятии модельных законодательных актов и их трансформации в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты;
- участвуют в обсуждении и принятии иных документов, касающихся вопросов гармонизации;
- участвуют в работе научно-практических конференций, Координационного совета по гармонизации, экспертных совещаниях, согласительных комиссий и иных мероприятиях по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
- обеспечивают реализацию заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией;
- определяют и координируют основные направления законотворческой и нормотворческой деятельности, в том числе в части гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- обеспечивают работу интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации, обмен правовой информацией совместно с органами управления интеграцией;
- взаимодействуют при проведении сравнительно-правового анализа, научных исследований по вопросам, затрагивающим проблемы гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
- осуществляют иные меры по гармонизации, которые сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом.
10. Первоочередные задачи гармонизации
В первоочередном порядке гармонизации в соответствии с заключенными международными договорами и решениями органов управления интеграцией подлежат следующие области законодательного регулирования:
гражданское законодательство;
законодательство о валютном регулировании и валютном контроле;
законодательство о внешнеэкономической деятельности;
законодательство о транспортной деятельности;
налоговое законодательство;
законодательство в сфере бюджетного регулирования;
таможенное законодательство;
законодательство об экспортном контроле;
законодательство о предпринимательской деятельности;
законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
законодательство об аграрной сфере;
законодательство об образовании;
законодательство о труде и охране труда;
законодательство о научных технологиях;
законодательство в сфере информационного обеспечения и использования средств массовой информации;
законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере;
других сферах национальных законодательств.
11. Ожидаемый результат гармонизации
Ожидаемым результатом гармонизации является становление и развитие международной правосубъектности Таможенного союза, создание соответствующей правовой системы и организационно-правовых условий (предпосылок) для его эффективного функционирования.
Правовую систему Таможенного союза будут составлять нормативные правовые акты, отвечающие следующим требованиям:
- содержащие нормы права, соответствующие положениям Договора и других договоров, заключенных государствами - участниками Договора;
- обеспечивающие единообразное понимание и применение норм, установленных в нормативных правовых актах, всеми участниками правоотношений;
- оказывающие прямое действие, по возможности исключающее необходимость принятия ведомственных актов, инструкций, правил, положений, приказов, в случае если такая необходимость все же возникла предусматривать возможность гармонизации подзаконных актов;
- содержащие реальные гарантии и механизмы их выполнения, меры ответственности и стимулы правомерной деятельности;
- предусматривающие системность и внутреннюю связь принимаемых актов и актов национальных законодательств Сторон.
Москва, Кремль,
26 октября 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.
Программа утверждена решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 26 октября 1999 г. N 52
Текст программы опубликован в "Российской газете" от 30 октября 1999 г.