Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов
(утв. на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, Клайпеда, 19 - 20 июня 2001 г.)
(указание МПС РФ от 16 августа 2001 г. N 163у)
21 мая 2009 г., 13 мая 2010 г., 18 мая, 16 октября 2012 г., 7 мая 2013 г., 6 мая, 22 октября 2014 г., 21 мая 2015 г., 19 мая 2016 г., 20 октября 2017 г.
Введены в действие с 1 сентября 2001 г.
1. Общие положения
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. в пункт 1.1 внесены изменения
1.1. Настоящие Правила распространяются на грузовые вагоны восьмизначной нумерации, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (далее - АБД ПВ) с соответствующим признаком пользования вагоном, принадлежащие юридическому или физическому лицу на правах собственности или на ином законном основании, кроме вагонов инвентарного парка принадлежности железнодорожных администраций (железных дорог), и действуют на железных дорогах государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
Настоящие Правила обязательны для собственников грузовых вагонов, и всех железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики при выходе собственных грузовых вагонов на пути общего пользования железнодорожных администраций (железных дорог).
Действия настоящих правил не распространяются на собственные грузовые вагоны, имеющие в номере менее восьми знаков.
Протоколом от 21-22 октября 2014 г. пункт 1.2 изложен в новой редакции
1.2. Собственные грузовые вагоны, выходящие на пути общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в информационный вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) в автоматизированном режиме для формирования автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ).
Присвоение (выдача) новых номеров собственным грузовым вагонам осуществляется из нумерации инвентарного парка с одновременным установлением признака пользования в АБД ПВ в значении "собственный" с учетом рода вагона.
По решению собственника перенумерация собственных грузовых вагонов на цифру "5" может быть произведена на номер инвентарного парка.
При передаче в собственность предприятиям и организациям вагонов инвентарного парка железнодорожных администраций, существующий инвентарный номер сохраняется с одновременным установлением в АБД ПВ признака пользования в значении "собственный".
Выделение номеров на цифру "5" не производится.
Вагон, не зарегистрированный в АБД ПВ, не подлежит выпуску на пути общего пользования, за исключением случаев перевозок такого вагона как груз на своих осях.
1.3. Собственные грузовые вагоны, выходящие на пути общего пользования, по конструкции, сроку службы, периоду проведения плановых видов ремонта и техническому состоянию должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к вагонам инвентарного парка железнодорожных администраций (железных дорог), включая и специализированный подвижной состав.
Не разрешается выпускать на пути общего пользования собственные грузовые вагоны, построенные, переоборудованные или модернизированные по заказу собственника без согласования конструкторской и технологической документации в порядке, установленном Советом по железнодорожному транспорту (далее - Советом) и не подвергшиеся приемке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к вагонам инвентарного парка железнодорожных администраций (железных дорог).
1.4. Собственные грузовые вагоны должны быть приписаны к железнодорожной станции. Железнодорожные станции приписки устанавливаются по заявке собственника грузовых вагонов железнодорожной администрацией (железной дорогой) в соответствии с действующим на железнодорожной администрации порядком.
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. в пункт 1.5 внесены изменения
1.5. Собственным грузовым вагонам, зарегистрированным в АБД ПВ ИВЦ ЖА разрешается курсирование по путям общего пользования всех железных дорог государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров. Груженые и порожние собственные грузовые вагоны должны приниматься всеми железнодорожными администрациями этих государств без ограничений в соответствии с планом формирования и в соответствии с согласованным планом перевозок грузов в международном сообщении в собственном подвижном составе.
Предъявление вагонов к перевозкам и оформление документов в международном сообщении производится согласно положениям СМГС.
Подготовку под погрузку механизмов погрузки и выгрузки собственных специализированных вагонов с восьмизначной нумерацией (вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений, цемента, сыпучих стройматериалов, зерна, апатитов, технического углерода, гранулированной сажи, горячих окатышей, сыпучих металлургических грузов кокса, угля, торфа, цистерн-цементовозов и др.) производят собственники вагонов или грузоотправители в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
1.6. Железнодорожная администрация вправе для собственных грузовых вагонов, приписанных на своих станциях, устанавливать дополнительные требования, не противоречащие настоящим Правилам, если они не затрагивают интересов собственников грузовых вагонов и железнодорожных администраций других государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.
1.7. При выходе собственных грузовых вагонов на железные дороги государств, не являющиеся участниками Соглашения о совместном использовании вагонов и контейнеров, к ним применяются требования, предусмотренные отдельными Соглашениями.
1.8. Пропуск по станционным путям собственных грузовых вагонов, осуществляющих технологические перевозки предприятия с пересечением станционных путей без выхода за пределы станции, определяется порядком, установленным железнодорожной администрацией.
1.9. Запрещается эксплуатация собственных грузовых вагонов и подача их под погрузку грузов, не предусмотренных "Правилами перевозок грузов" для этих типов вагонов.
Протоколом от 21-22 октября 2014 г. раздел 1 дополнен пунктом 1.10
1.10. По вопросам переадресовки вагонов, конвенционных запрещений, условий приема/сдачи (передачи), задержки вагонов и поездов по межгосударственным стыковым пунктам, технических условий на грузовые вагоны, не оговоренным в настоящих Правилах, применяются соответствующие положения Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
2. Порядок регистрации собственных грузовых вагонов
2.1. Для регистрации собственных грузовых вагонов их собственники представляют железнодорожной администрации (железной дороги) по месту приписки вагонов заявки, предусмотренной в Приложении 1 к настоящим Правилам.
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. в пункт 2.2 внесены изменения
2.2. К заявкам должны прилагаться:
2.2.1. Документы, подтверждающие право собственности на данные грузовые вагоны:
- технический паспорт вагона формы ВУ-4М (Приложение 2 к настоящим Правилам), а на новые вагоны - паспорт, составленный на заводе-изготовителе;
- договор с вагоностроительным заводом на поставку нового вагона;
- акт передачи (приема) вагона (Приложение 3 к настоящим Правилам);
- при покупке вагона через посредников договор (договора) на перепродажу и акт передачи (приема) последовательно от завода-изготовителя до последнего собственника или другие документы, вступившие в юридическую силу и подтверждающие факт приобретения вагонов;
- при получении или покупке вагонов парка железнодорожных администраций (железных дорог) - акт передачи (приема) грузового вагона на баланс формы ВУ-70М (Приложение 4 к настоящим Правилам) и приказ железнодорожной администрации (железной дороги), разрешающий передачу вагонов инвентарного парка данной железнодорожной администрации (железной дороги).
2.2.2. Сертификат соответствия для вагонов новой постройки.
Протоколом от 18-19 мая 2016 г. подпункт 2.2.3 изложен в новой редакции
2.2.3. Акт осмотра технического состояния собственных грузовых вагонов, составленный на станции приписки вагонов или на любой другой станции с разрешения железнодорожной администрации приписки и подписанный уполномоченным представителем железнодорожной администрации/владельца инфраструктуры и представителем собственника (Приложение 5).
Осмотр технического состояния собственного грузового вагона с составлением акта производится при регистрации вагона, ранее не состоявшего на учете в АБД ПВ, или в других случаях, предусмотренных национальным законодательством государства железнодорожной администрации приписки.
2.2.4. Техническое решение на продление срока службы собственных грузовых вагонов.
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. в пункт 2.3 внесены изменения
2.3. При покупке вагонов собственником непосредственно на заводе-изготовителе собственник вагонов может обратиться в железнодорожную администрацию приписки с просьбой о выделении восьмизначных номеров для нанесения их на вагоны в условиях завода. Акт осмотра технического состояния собственных грузовых вагонов в этом случае может быть составлен на станции примыкания к заводу-изготовителю по договоренности между собственником и железнодорожной администрацией станции примыкания с разрешения железнодорожной администрации приписки.
См. Порядок осмотра и составления акта технического состояния собственных грузовых вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 29 августа 2017 г. N 1736р
2.4. Заявки на регистрацию собственных рефрижераторных вагонов (рефрижераторных секций и АРВ) оформляются в аналогичном порядке. К заявке на регистрацию владелец собственных рефрижераторных вагонов дополнительно прилагает договор с одной из железнодорожных администраций на обслуживание собственных рефрижераторных вагонов при перевозке грузов по путям общего пользования в соответствии с Соглашением об использовании и техническом обслуживании изотермических вагонов и взаиморасчетах, связанных с перевозками в них грузов между государствами - участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой от 10 декабря 1994 года.
2.5. Регистрация собственных грузовых вагонов в АБД ПВ производится ИВЦ ЖА по заявке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, подписанной ее руководством. Заявка направляется по форме приведенной в Приложении 6 к настоящим Правилам.
ИВЦ ЖА проверяет отсутствие аналогичного заводского или инвентарного номера вагона в АБД ПВ, соответствие модели вагона, рода перевозимого груза и предполагаемого полигона обращения (в международном сообщении, по железнодорожной администрации, по дороге приписки).
Во всех спорных ситуациях ИВЦ ЖА информирует причастные железнодорожные администрации и Дирекцию Совета.
Протоколом от 6-7 мая 2013 г. в пункт 2.6 внесены изменения
2.6. При покупке-продаже собственных грузовых вагонов, которым ранее уже был присвоен восьмизначный номер, новый их собственник вместе с заявкой в железнодорожную администрацию (железную дорогу) по месту новой приписки вагона и документами, указанными в подпункте 2.2.1., предъявляет подтверждение железнодорожной администрации (железной дороги) старой приписки о продаже вагонов другому собственнику. За такими вагонами сохраняются ранее присвоенные номера с обязательной регистрацией их в АБД ПВ.
По истечении двух месяцев с момента получения от железнодорожной администрации подтверждения факта продажи вагона в случае не перерегистрации новым собственником, ИВЦ ЖА проставляет в АБД ПВ признак "предстоят изменения", а по истечении одного месяца после проставления признака "предстоят изменения" в АБД ПВ - признак "запрет курсирования.
2.7. При предоставлении собственником зарегистрированных собственных грузовых вагонов во временное пользование (аренду) арендатор вместе с заявкой на регистрацию по месту приписки вагонов предъявляет соответствующий договор с собственником о передаче вагонов в аренду, с указанием срока аренды и согласие собственника на временное изменение станции приписки, акт передачи (приема) грузового вагона на баланс.
Арендованные собственные грузовые вагоны регистрируются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
2.8. Железнодорожная администрация несет полную ответственность за достоверность представленных данных по собственным грузовым вагонам, направленным в ИВЦ ЖЛ, а ИВЦ ЖА за достоверность информации в АБД ПВ.
Протоколом от 18-19 мая 2016 г. в пункт 2.9. внесены изменения
2.9. Перерегистрация в ИВЦ ЖА собственных грузовых вагонов производится через три года через железнодорожные администрации. На вагоны, зарегистрированные в АБД ПВ, собственником предоставляется в железнодорожную администрацию заявка по форме Приложения 1 к настоящим Правилам. На зарегистрированные в АБД ПВ собственные грузовые вагоны, по которым имеются изменения и дополнения по собственникам, станциям приписки или техническим параметрам, предоставляются те же документы, что и при первичной регистрации, за исключением акта осмотра технического состояния собственного грузового вагона. Вагоны, не прошедшие перерегистрацию, не имеют право на курсирование по путям общего пользования, их номера исключаются ИВЦ ЖА из АБД ПВ.
Для собственных грузовых вагонов, переданных в Единый парк, срок перерегистрации продлевается на время их нахождения в Едином парке. После изъятия собственного грузового вагона из Единого парка его перерегистрация производится порядком, установленным настоящими Правилами.
2.10. Все первичные документы по регистрации и перерегистрации собственных грузовых вагонов сохраняются железнодорожными администрациями (железными дорогами), а в ИВЦ ЖА заявки железнодорожных администраций (железных дорог).
2.11. Все документы на регистрацию собственных грузовых вагонов в ИВЦ ЖА представляются на русском языке.
2.12. ИВЦ ЖА доводит до железнодорожной администрации (железной дороги) решение о регистрации (перерегистрации) или отказе в регистрации (перерегистрации) из-за несоответствия требованиям настоящих Правил в течение 3-х дней со дня подачи заявки.
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. в раздел 3 внесены изменения
3. Нумерация собственных грузовых вагонов
3.1. Ведение системы нумерации собственных грузовых вагонов осуществляется ИВЦ ЖА в актуальном режиме, в том числе изменения и дополнения к действующей системе нумерации, электронных справочников моделей вагонов, грузов, станций.
Протоколом от 21-22 октября 2014 г. в пункт 3.2 внесены изменения
3.2. ИВЦ ЖА выдает причастным железнодорожным администрациям номера, присвоенные собственным грузовым вагонам или информацию об отказе. По получении от железнодорожной администрации (железной дороги) информации о присвоенном номере собственник вагона должен немедленно нанести его на вагон в соответствии с Альбомом знаков и надписей на грузовых вагонах. Нанесение номера на вагон оформляется актом.
3.3. При продаже или передаче в аренду собственных грузовых вагонов присвоенная им ранее восьмизначная нумерация сохраняется с обязательной регистрацией в АБД ПВ.
4. Порядок ведения в ИВЦ ЖА автоматизированного банка данных собственных грузовых вагонов
4.1. Подготовленные железнодорожными администрациями (железными дорогами) заявки передаются в ИВЦ ЖА для формирования АБД ПВ.
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. пункт 4.2 изложен в новой редакции
4.2. Снятие с учета собственных грузовых вагонов в АБД ПВ ИВЦ ЖА производит по заявке железнодорожной администрации на исключение собственных грузовых вагонов по техническому состоянию, срокам службы или снятии с курсирования в связи с переводом под технологические нужды, с предоставлением акта общей формы об уничтожении номера или первых трех цифр номера на вагоне, подписанного начальником вагонного депо или ПТО, начальником станции, представителем собственника и заверенного соответствующими печатями.
4.3. Нумерация собственных грузовых вагонов, не предъявленных собственником на перерегистрацию, исключается из АБД ПВ. При предъявлении собственником в дальнейшем таких вагонов к выходу на пути общего пользования - они подлежат регистрации в соответствии с установленным порядком с присвоением первого номера или восстановлением старого номера.
4.4. Изменение в АБД ПВ собственника грузовых вагонов может быть произведено в ИВЦ ЖА только по заявке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки с предъявлением всех подтверждающих документов.
4.5. АБД ПВ поддерживается ИВЦ ЖА в реальном режиме времени через вычислительные центры железнодорожных администраций.
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. пункт 4.6 изложен в новой редакции
4.6. АБД ПВ используется железнодорожными администрациями (железными дорогами) при обработке материалов сетевой переписи по согласованной с Дирекцией Совета, ИВЦ ЖА и ОАО "РЖД" методике.
При этом, номера вагонов, переписанных на железной дороге, но отсутствующих в АБД ПВ, считаются недействительными. Железная дорога приписки собственных грузовых вагонов с недействительными номерами выясняет у собственника наличие права собственности на эти вагоны и при подтверждении в установленном порядке оформляет через ИВЦ ЖА регистрацию этих вагонов в АБД ПВ. Вагоны с недействительными номерами, на которые нет подтверждения о праве собственности или в случае если собственник отказывается от такого права, зачисляются в инвентарный парк железных дорог по месту их обнаружения.
4.7. При передаче собственных грузовых вагонов во временное пользование в АБД ПВ на основании заявки железнодорожной администрации (железной дороги) приписки делается отметка об арендаторе вагонов с сохранением записи о собственнике.
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. в раздел 5 внесены изменения
5. Условия эксплуатации собственных грузовых вагонов
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. в пункт 5.1 внесены изменения
5.1. Выпуск на пути общего пользования собственных грузовых вагонов допускается только после соответствующего осмотра их технического состояния работниками вагонного хозяйства, а в случае перевозки опасного груза в специализированных вагонах - при предъявлении грузоотправителем работникам станций и вагонного хозяйства свидетельства о пригодности вагона к перевозке данного конкретного груза. О наличии такого свидетельства и результатах осмотра технического состояния вагонов работник вагонного хозяйства делает отметку в "Книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию" (формы ВУ-14).
5.2. При нахождении собственных грузовых вагонов на путях общего пользования техническое обслуживание их производится так же, как и вагонов инвентарного парка железных дорог.
5.3. Плановые виды ремонта собственных вагонов могут производиться только на вагоноремонтных предприятиях, прошедших лицензирование в установленном порядке на осуществление указанной деятельности.
Собственник вагона не может без письменного согласия железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагонов производить изменение конструкции вагона или надписей на вагоне.
При принятии решения Советом о внесении изменения в конструкцию грузового вагона или его модернизации, железнодорожная администрация (железная дорога) приписки собственного вагона имеет право потребовать от собственника внести изменение в конструкцию вагона или отдельных его частей.
Все изменения конструкции вагона, которые собственник производит с согласия или по требованию железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, должны выполняться под контролем железной дороги приписки и в срок, указанный ею, за счет собственника вагона.
Перевод собственных грузовых вагонов на систему технического обслуживания и ремонта на основе подачи в ремонт с учетом выполненного объема работ (по пробегу) производится по согласованию с железнодорожной администрацией приписки.
Плановые виды ремонта собственных грузовых вагонов осуществляются в сроки и в порядке, установленные для вагонов инвентарного парка железных дорог с передачей через ИВЦ железнодорожных администраций сообщений 1353, 1354.
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. пункт 5.4 изложен в новой редакции
5.4. Собственные грузовые вагоны с восьмизначной нумерацией, выходящие на пути общего пользования, должны быть окрашены в соответствии с требованиями Положения об окраске собственных грузовых вагонов.
На всех вагонах должны быть нанесены трафареты, знаки и надписи в соответствии с альбомом "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм" с применением лакокрасочных материалов белого (на темном фоне) или черного (на светлом фоне) цветов.
На цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, должен быть нанесен трафарет, соответствующий роду перевозимого груза, а на цистерны для перевозки опасных грузов код цистерны и, при необходимости, буквенно-цифровой код специальных положений ТС и ТЕ, дата следующей периодической проверки (освидетельствования) котла цистерны или дата следующей промежуточной проверки (освидетельствования) котла цистерны.
На все вагоны с обеих сторон вагона должны быть нанесены трафареты буквами высотой 70 мм "Станция и железная дорога приписки" и "Наименование собственника" и его адрес, на арендованные вагоны "Наименование арендатора" и его адрес.
На вагонах, выходящих на железные дороги "третьих" стран, кроме того трафареты, знаки и надписи должны соответствовать "Правилам пользования грузовыми вагонами в международном сообщении" (ПГВ) и Приложению 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Номер наносится с обеих сторон вагона на кузове и раме в местах и размерах в полном соответствии с альбомом "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм". Номера цистерн делаются накладными на котле с окраской их в белый или черный цвет в зависимости от цвета котла цистерны.
5.5. Окраска вагонов, нанесение трафаретов и присвоенной восьмизначной нумерации производится за счет средств собственника.
5.6. Запрещается выпуск собственных грузовых вагонов на пути общего пользования без установленной настоящими Правилами окраски, трафаретов и нумерации, кроме вагонов, выход которых разрешен установленным на местах порядком для осуществления собственником технологических перевозок с выездом на станционные пути.
5.7. Курсирование по железнодорожным путям общего пользования отдельных маршрутов или групп собственных вагонов (более 5), сформированных из думпкаров или других вагонов, не оборудованных специальными подножками для проезда составительских бригад, производится при условиях постановки в голове и в хвосте группы собственных вагонов с переходными площадками или специальными подножками. При необходимости, исходя из местных условий, количество таких вагонов в составе групп может быть увеличено.
5.8. Допускается курсирование по путям общего пользования специального собственного подвижного состава при соблюдении следующих условий:
5.8.1. Вагонов для перевозки агломерата и окатышей на тележках ЦНИИ-ХЗ со скоростью не более 80 км\час;
5.8.2. Хоппер-дозаторов замкнутыми маршрутами с вагоном для обслуживающего персонала. Порожние и груженые хоппер-дозаторные маршруты, курсирующие в составе менее установленной графиком движения поездов нормы по длине или весу поезда, разрешается дополнять любым подвижным составом кроме думпкаров (за исключением типов 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66). При этом для маршрутов из хоппер-дозаторов ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 суммарный вес груженого состава не должен превышать 2600 тонн;
5.8.3. Специальных вагонов-цистерн для перевозки сжатых и сжиженных газов и других опасных грузов при наличии установленных трафаретов и знаков опасности груза, срока испытания котла и технологии роспуска с горок;
5.8.4. Вагонов-думпкаров:
- типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 полносоставными маршрутами и укрупненными группами с дополнением любым магистральным подвижным составом как в порожнем, так и в груженом состоянии до установленной длины или веса поезда в соответствии с планом формирования и скоростями, установленными для грузовых поездов. Думпкары типов ЗВС-50 и 4ВС-50, 5ВС-60, ВС-85, Д-82, 2ВС-105 могут курсировать по путям общего пользования со скоростями, установленными для грузовых поездов, но не свыше 90 км\час для думпкаров ВС-85, 3ВС-105 на тележках типа УВЗ-11А, и не свыше 80 км\час для думпкаров 2ВС-105 на тележках УВЗ-10м или УВЗ-7, специальными маршрутами весом не более 2600 тонн с пополнением любым другим подвижным составом в порожнем состоянии до установленной длины, а в груженом состоянии до нормы веса. Выпуск думпкарных маршрутов на перегоны, где производится их погрузка или выгрузка, разрешается только в составе тех номеров думпкаров, которые включены в данный маршрут.
Пополнение думпкарных маршрутов разрешается только на начальной (после выгрузки думпкаров) и конечной (после выгрузки думпкаров) станциях таким магистральным подвижным составом, который не требует отцепки на промежуточных станциях и не ограничивает скорости движения думпкарных маршрутов.
Думпкары всех типов, кроме 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, запрещается распускать с сортировочных горок. При пропуске через сортировочные горки смешанных маршрутов их часть, состоящая из думпкаров, пропускается с сортировочной горки вместе с локомотивом.
При выпуске всех думпкаров, кроме 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, на пути общего пользования система их разгрузки должна быть освобождена от воздуха, соединительные рукава сняты, а загрузка думпкаров должна быть равномерной.
Думпкары Д-82, ВС-85, 2ВС-105, имеющие трафарет Т, могут пропускаться по путям общего пользования в груженом состоянии на условиях, установленных Инструкцией по перевозке негабаритных грузов для электропоездов габарита Т, а в порожнем состоянии - с бортами, снятыми до габарита 1-Т.
Пропуск думпкаров по путям общего пользования разрешается только при наличии на главных путях рельсов Р-50 и тяжелее на щебеночном, асбестовом или гравийном балласте.
Каждый думпкарный маршрут или группа думпкаров всех типов должны сопровождаться выделяемым собственником думпкаров проводником - механиком, знающим устройство и эксплуатацию думпкаров, и осуществляющим контроль за правильностью их выгрузки. Вагон для сопровождения выделяется собственником думпкаров.
В пределах одной дороги допускается пропуск по путям общего пользования маршрутов или групп думпкаров типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 без сопровождения механиком. При этом должна быть разработана инструкция о порядке осмотра думпкаров на местах погрузки и выгрузки и подготовки их к транспортному состоянию с указанием ответственных лиц собственников, имеющих думпкары.
Порожние хоппер-дозаторы и думпкары, направляемые в ремонт, к месту работы и возвращаемые из ремонта, следуют по полным перевозочным документам с установленными для грузовых поездов скоростями (для думпкаров ВС-100 и 2BC-105 со скоростью не более 80 км\час). При этом думпкары 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 могут ставиться в любой части поезда, а все остальные - последними в хвосте грузового поезда.
Отцепка маршрутов груженых думпкаров или хоппер-дозаторов по технической и коммерческой неисправностям оформляется порядком, установленным Правилами перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной. При этом обязательно составляется акт общей формы ГУ-23. В досылочных документах указываются особые отметки, имеющиеся в перевозочных документах.
5.9. В случаях, не предусмотренных подпунктами 5.1 - 5.7, необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации железных дорог и Инструкциями по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе, Правилами перевозок грузов и техническими условиями погрузки и креплению грузов и Правилами эксплуатации пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
5.10. Грузовые вагоны, имеющие номера менее восьми знаков (весовые мастерские, весопроверочные вагоны, вагоны ремонтных поездов и т.п.), могут выпускаться на пути общего пользования в каждом отдельном случае в порядке, установленном железнодорожной администрацией отправления с оформлением перевозочных документов как "груз на своих осях" и приложением акта проверки технического состояния вагонов, подтверждающего их пригодность к следованию по путям общего пользования, подписанного начальником вагонного депо или ПТО, начальником станции и представителем собственника грузовых вагонов.
Собственные грузовые вагоны с исключенными из АБД ПВ номерами пропускаются по путям общего пользования как "груз на своих осях". При этом, перед выпуском у них должны быть закрашены первые три цифры в номере.
В натурном листе поезда нумерация грузовых вагонов с 5 и менее знаками дополняется впереди до 8 знаков нулями.
5.11. Собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в ИВЦ ЖА, направляются в ремонт по полным перевозочным документам, как вагоны нерабочего парка с пометкой в натурном листе поезда в графе "маршрут, нерабочий парк" кодом "9", а в графе "примечание" - "ПЕРЕСЛ".
5.12. Собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в ИВЦ ЖА, направляются из ремонта по указанию собственника вагона по полным перевозочным документам.
5.13. Проданный другому собственнику собственный грузовой вагон направляется по указанию прежнего собственника по полным перевозочным документам на новую станцию приписки.
5.14. Передача собственных грузовых вагонов от завода-изготовителя к покупателю может осуществляться с заводскими номерами. Такие вагоны принимаются к отправке как "груз на своих осях".
6. Контроль за курсированием собственных грузовых вагонов
Протоколом от 13-14 мая 2010 г. в пункт 6.1 внесены изменения
6.1. Курсирование собственных грузовых вагонов по путям общего пользования запрещается в случаях, когда по запросу на выдачу справок-сообщений из АБД ПВ указываются признаки качества вагона:
1 КС - снят с учета (по причине)
2 КС - контрольный знак неверен
3 КС - запрет на курсирование
4 КС - на вагоне 2 и более разных номера
5 КС - нет технического паспорта
6 КС - на вагоне номер, которого нет в системе
700 - номер вагона отсутствует в АБД ПВ
8 КС - вагон-двойник.
6.2. Железнодорожные администрации, используя АБД ПВ, технологию автоматизированного пономерного учета перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и технологию учета наличия парка собственных вагонов, действующую в каждой железнодорожной администрации, обеспечивают контроль пропуска через межгосударственные стыковые пункты собственных грузовых вагонов.
6.3. Порядок работы с собственными грузовыми вагонами с искаженной нумерацией и ее исправление осуществляется по технологии, установленной каждой железнодорожной администрацией на основе решений Совета.
6.4. Железнодорожная администрация вправе устанавливать для собственных вагонов своей приписки определенный полигон курсирования, если это не затрагивает интересы других железнодорожных администраций.
Протоколом от 20-21 мая 2015 г. в раздел 7 внесены изменения
7. Учет и отчетность
7.1. Находящиеся на путях общего пользования собственные грузовые вагоны учитываются в наличии парка грузовых вагонов железных дорог в порядке, установленном Инструкцией по учету наличия состояния и использования грузовых вагонов.
7.2. Перевозка грузов в собственных грузовых вагонах, выход которым разрешен на пути общего пользования, учитывается в выполнении плана погрузки и выгрузки грузов при перевозках железнодорожным транспортом.
Товарный кассир станции погрузки при оформлении таких перевозок должен сделать отметку в дорожной ведомости под наименованием груза:
"В собственном грузовом вагоне".
Перевозки грузов в собственных вагонах и порожних вагонов осуществлять по полным перевозочным документам, оформленным в соответствии с параграфом 8 Приложения 10 СМГС.
7.3. В погрузке, выгрузке и наличии парка грузовых вагонов не учитываются вагоны, выполняющие технологические перевозки с пересечением стационарных путей, не имеющие восьмизначной нумерации, а также с номерами, зарегистрированными в АБД ПВ.
7.4. Для снятия собственного вагона с учета (списание, разделка в металлолом, включение во внутритехнологические перевозки) собственник вагона обязан подать заявку в железнодорожную администрацию (железную дорогу) приписки с представлением акта комиссионной проверки об уничтожении (закраске, снятии) номера на вагоне. Железнодорожная администрация (железная дорога) приписки сообщает об этом в ИВЦ ЖА.
7.5. Снятые с учета по заявкам собственников номера могут быть повторно использованы только ИВЦ ЖА.
Запрещается самовольное без разрешения ИВЦ ЖА нанесение освобожденной нумерации на другие вагоны.
7.6. Руководители железнодорожных администраций, их подразделений и начальники станций приписки, погрузки и выгрузки собственных грузовых вагонов обеспечивают строгий контроль за использованием этих вагонов:
- контролируют выполнение порядка выпуска таких вагонов на пути общего пользования в соответствии с требованиями настоящих Правил;
- ведут учет наличия собственных грузовых вагонов на путях собственника и путях общего пользования, требуя незамедлительной информации от собственника о списании по срокам службы и техническому состоянию собственных грузовых вагонов, обеспечивают розыск и возврат собственных грузовых вагонов при заявлении собственника о длительной их задержке (более 30 суток по истечении срока доставки груза) на сети железных дорог.
7.7. В соответствии с нормами СМГС право предъявления претензии и иска к железнодорожной администрации* (перевозчику) за утерянный вагон принадлежит владельцу вагона (собственнику).
Претензия предъявляется железнодорожной администрации (перевозчику), в ведении которой находился вагон в момент его утери. Владелец вагона (собственник) обязан приложить к претензии документы, обосновывающие претензию.
Утерянными собственными вагонами считаются вагоны:
- подлежащие исключению с учета в АБД ПВ из-за тяжелого повреждения, в результате которого они не могут быть восстановлены;
- по которым, железнодорожная администрация (перевозчик) не в состоянии предоставить собственнику информацию о месте их нахождения в течение 30 дней после поступления заявления о розыске.
Заявление от владельца (собственника) вагона железнодорожной администрацией (перевозчиком) о его розыске принимается не ранее 10 суток по истечении срока доставки.
Проведение расчетов с владельцем вагона по компенсации за утерю вагона осуществляется железнодорожной администрацией (перевозчиком), в ведении которой находился вагон в момент его утери.
Компенсация за утерянный вагон может быть произведена как в натуральном, так и в стоимостном выражении, в размере, установленном для вагонов инвентарного парка.
______________________________
* настоящий пункт применяется к железнодорожной администрации, если она является перевозчиком.
См. Порядок взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" по возмещению утерянных грузовых вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 10 августа 2011 г. N 1781р
7.8. Прием в инвентарный парк собственных грузовых вагонов производится по письменному разрешению железнодорожной администрации (железной дороги) с оформлением акта формы ВУ-70М. Перенумерование принятого вагона, оформление технического паспорта и включение номера вагона в АБД ПВ производится в соответствии с действующими Методическими положениями по ведению и корректировке АБД ПВ.
7.9. Изменения и дополнения к настоящим "Правилам" производятся по Решению Совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (утв. на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, г.Клайпеда, 19 - 20 июня 2001 г.) (указание МПС РФ от 16 августа 2001 г. N 163у)
Введены в действие с 1 сентября 2001 г.
Текст правил официально опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2001 г., N 11
Протоколом от 17-18 мая 2018 г. настоящий документ отменен
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол шестьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Рига, 19-20 октября 2017 г.)
Протокол шестьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Тбилиси, 18-19 мая 2016 г.)
Протокол шестьдесят второго заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Минск, 20-21 мая 2015 г.)
Протокол шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Баку, 21-22 октября 2014 г.)
Протокол шестидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Астана, 6 - 7 мая 2014 г.)
Протокол пятьдесят восьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Душанбе, 6-7 мая 2013 г.)
Протокол пятьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Ашхабад, 16-17 октября 2012 г.)
Протокол пятьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (г. Москва, 17-18 мая 2012 г.)
Изменения вводятся в действие с момента утверждения проекта Методических положений по ведению АБД ПВ по собственным грузовым вагонам, имеющим восьмизначную нумерацию на цифру "5"
Протокол пятьдесят второго заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Юрмала, 13-14 мая 2010 г.)
Протокол пятидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Минск, 21-22 мая 2009 г.)