Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях обеспечения выполнения Решения, о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ от 18 октября 1996 года решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения Решения Света глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ от 18 октября 1996 года, подготовленную Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренную Экономическим советом СНГ (прилагается).
2. Совету по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества продолжить работу по совершенствованию согласованной тарифной системы в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников СНГ.
3. Железнодорожным администрациям государств - участников СНГ в целях наращивания товарооборота между государствами - участниками Содружества на основании обращений грузоотправителей (грузополучателей) рассматривать вопросы об установлении экономически обоснованных исключительных тарифов на перевозки отдельных грузов на взаимовыгодных для государств Содружества условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок, в том числе в рамках созданных совместных рабочих групп по тарифам, экономическим и технологическим вопросам.
4. Отметить, что на фоне наметившейся в 2000 году стабилизации работы промышленности и роста валового внутреннего продукта в государствах складывается сложная ситуация с содержанием подвижного состава в технически исправном состоянии и обновлением его основных фондов, которая может привести к затруднениям в перевозках грузов и пассажиров.
Просить правительства государств - участников СНГ в трехмесячный срок рассмотреть ход выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года, имея в виду продолжить работу по снятию нагрузки на грузовые тарифы, вызванные убыточностью пассажирских перевозок, использованию государственных дотаций, участию каждого государства в инвестировании средств в развитие пограничных переходов, бюджетному финансированию поставок подвижного состава, а также решению других вопросов государственной поддержки железных дорог.
5. Во изменение пункта 5 Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года поручить Экономическому совету СНГ ежегодно заслушивать и принимать решения по докладу Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества и Исполнительного комитета СНГ о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ от 18 октября 1996 года.
6. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Москве 28 сентября 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Республики Молдова
(подпись) (подпись)
За Правительство За Правительство
Республики Армения Российской Федерации
(подпись) (подпись)
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Республики Таджикистан
(подпись) (подпись)
За Правительство За Правительство
Грузии Туркменистан
(подпись)
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
(подпись) (подпись)
За Правительство За Правительство
Кыргызской Республики Украины
(подпись) (подпись)
Информация
о ходе выполнения Решения Совета глав государств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года
Согласованная тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств проводится в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств СНГ от 17 февраля 1993 года, в соответствии с которым на ежегодных Тарифных Конференциях на очередной фрахтовый год утверждается Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозку в международном сообщении.
Тарифная политика проводится в строгом соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств.
Восьмилетний период формирования и применения Тарифной политики железных дорог государств - участников Содружества подтвердил обоснованность и правильность принятых решений по этим вопросам.
Для обеспечения конкурентоспособности перевозимых грузов при формировании Тарифной политики в международном сообщении широко применяются:
дифференциация тарифов по родам грузов с учетом платежеспособного спроса на перевозки;
дифференциация тарифов в зависимости от дальности и направлений перевозок, в том числе с учетом наличия альтернативных конкурентных направлений, особенно при перевозке транзитных грузов;
дифференциация тарифов по видам сообщений (экспорт, импорт, транзит из третьих стран в третьи, транзит с участием стран СНГ);
возможность гибкого реагирования на изменение мировых цен;
паритетность мер по снижению цен и тарифов у всех участников экспортного процесса от производителя до потребителя, в том числе с учетом согласования сквозных ставок железнодорожными администрациями государств - участников международных перевозок.
Основным принципом утвержденной главами правительств СНГ указанной Концепции является установление на Тарифных Конференциях предельного уровня базовых ставок Тарифной политики. При проведении гибкой тарифной политики каждая железнодорожная администрация в целях обеспечения конкурентноспособности перевозок использует свое право понижать объявленный уровень ставок Тарифной политики в зависимости от экономической целесообразности.
Тарифная политика построена на базе международных транзитных тарифов - Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ); ее участниками являются железные дороги государств - участников СНГ. К базовым ставкам этих тарифов применяются коэффициенты в зависимости от рода груза, вида отправок, дальности перевозок, от типа подвижного состава и его собственности, от загрузки вагона, что позволяет установить ставки на конкурентоспособном уровне.
На Российских, Украинских и Белорусской железных дорогах при перевозке грузов в международном сообщении действует более глубокая дифференциация тарифов по родам грузов, которая позволяет учесть стоимость перевозимых грузов и уровень транспортной составляющей в их цене и реализуется через систему индексов к базовым ставкам Тарифной политики. Для наиболее дешевых сырьевых массовых грузов установлены понижающие индексы, а для грузов, представляющих собой готовую продукцию и имеющих высокую стоимость, - повышающие.
Каждая очередная Тарифная Конференция является новым шагом в совершенствовании согласованной тарифной политики. На них рассматривается до 100 и более предложений железнодорожных администраций, грузоотправителей и экспедиторских организаций по изменению и дополнению Тарифной политики. Результаты работы последних Тарифных Конференций свидетельствуют об оптимизации уровней тарифов.
Работа в рамках Тарифного Соглашения проводится на основании международных принципов, что особенно важно, учитывая интерес многих стран к рынку стран СНГ. Международные партнеры работают по жестким международным правилам, и положения Тарифного Соглашения соответствуют им, они признаны и понятны на рынке международных перевозок.
Многие вопросы рассматриваются в рамках двух- и многосторонних договоренностей железных дорог стран - участниц Тарифного Соглашения. Для этих целей из представителей железнодорожных администраций государств СНГ созданы рабочие группы, которые прорабатывают вопросы уровня железнодорожных тарифов, обеспечивающих конкурентоспособность перевозок по железным дорогам отдельных грузов.
В настоящее время действуют рабочие группы между железнодорожными администрациями России и Беларуси, Беларуси и Украины, Беларуси и Казахстана, России и Казахстана, России и Украины, России и Латвии, а также Российско-Латвийско-Казахстанская рабочая группа.
В ноябре 2000 года в г.Ашхабаде состоялась Девятая Тарифная Конференция железнодорожных администраций государств - участников СНГ, где была принята Тарифная политика железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2001 фрактовый год.
Работа указанной Конференции с участием представителей всех железнодорожных администраций государств - участников Содружества была направлена на совершенствование Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении.
На основе поступивших предложений внесены изменения в порядок исчисления платежей за перевозки грузов, курса пересчета швейцарских франков в доллары США, уточнена реакция положений Тарифной политики в целях приведения их в соответствие с нормативными документами с учетом их изменений. Установлен порядок расчета платежей за перевозки нескоропортящегося груза в вагоне-термосе, поданном взамен предусмотренного планом крытого вагона; приведен перечень грузов тарифной группы 711, для которых предусмотрены исключительные тарифные условия при перевозках в приватных цистернах; установлен порядок расчета платежей за перевозку длинномерного груза на фитинговых платформах; исключен раздел "Перевозка грузов отправительскими маршрутами"; внесены изменения в таблицы транзитных расстояний и другие изменения.
Согласован порядок решения тарифных вопросов при согласовании курсирования арендованных вагонов за пределами железной дороги-собственницы. Обсужден вопрос тарифов за использование инфраструктуры железных дорог при перевозках в сообщении между станциями государств - участников СНГ. Признано целесообразным согласовывать тарифы на перевозки грузов поездными формированиями, состоящими из локомотивов и вагонов, принадлежащих организациям или арендованных ими, на основе двусторонних соглашений.
Сократился с двух до одного месяца срок введения изменения тарифа на транзитные перевозки по линиям железных дорог, до 15 дней сокращен срок изменения тарифа на экспортно-импортные перевозки по территории железнодорожной администрации - участницы Тарифного Соглашения, который объявляется с учетом экономической целесообразности, что является особенно актуальным на настоящем этапе развития рыночных отношений, когда цены многих производителей определяются рыночными факторами и не регулируются государством.
Тарифная политика на перевозку в международном сообщении на 2001 фрахтовый год официально объявлена на рынке международных перевозок в газете "Гудок" 24 ноября 2000 г.
Конференция признала целесообразным разработать для внесения в Тарифную политику систему мер, компенсирующих потери железных дорог от девальвации доллара США, и подготовить предложения о порядке внесения изменений в Тарифное Соглашение.
По поручению Девятой Тарифной Конференции железнодорожных администраций в соответствии с Тарифным Соглашением выполнять функции Управления делами Тарифной политики в 2001 фрахтовом году по-прежнему поручению Российским железным дорогам.
В таблице 1 представлена индексация - повышение грузовых тарифов по прейскуранту N 10-01.
Постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)"
В целях выполнения Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года в части разработки мер по отмене налога на добавленную стоимость в межгосударственном сообщении и согласования принципов налогообложения предприятий железнодорожного транспорта 10 марта 2000 года государствами - участниками Содружества было подписано Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте.
Вопросы стабильности и снижения тарифов решаются за счет мер по снижению себестоимости перевозок. Железные дороги государств Содружества ведут работу, направленную на снижение затрат, связанных с осуществлением перевозок грузов и пассажиров, в частности, разработаны и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок с учетом особенностей развития национальных железных дорог.
Снижение себестоимости перевозок осуществляется в первую очередь за счет приведения численности работающих в соответствие с объемами перевозок, пересмотра нормативов эксплуатационной работы и технологических процессов, внедрения ресурсосберегающих технологий, структурной перестройки управления отраслью.
Все это позволило в 1997 - 2000 годах не изменять предельного уровня тарифов, что способствовало росту объемов перевозок.
В 2000 году в целом по сети железных дорог государств - участников СНГ объем перевозок грузов увеличился на 9,9%, причем по абсолютному большинству грузов, а грузов в контейнерах - на 26,1%. Возросли перевозки на железных дорогах Азербайджана, Грузии, Казахстана, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины.
Обеспечивается слаженность и взаимодействие железнодорожных администраций в организации перевозочного процесса. В результате пропуск грузовых проездов по межгосударственным стыковым пунктам осуществляется почти без задержек, повысился уровень выполнения графика движения пассажирских поездов. Систематически в установленном порядке оказывалась помощь железнодорожным администрациям по их заявке порожними исправными вагонами чужой принадлежности для отгрузки предъявляемых грузов. В результате проводимой работы по использованию подвижного состава в 2000 году ускорен оборот грузового вагона на 0,61 суток, а оборот цистерны - на 0,38 суток, контейнера - на 12,2 суток. В таблице 2 представлены данные по грузообороту железных дорог государств - участников СНГ.
Железнодорожными администрациями проводится работа по улучшению технического состояния парков грузовых вагонов и контейнеров, обеспечению их исправного состояния и снижению расходов на содержание. По решению Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества внедряется новая, более экономичная система ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов, в зависимости от выполненного объема работы (по пробегу), осуществляются меры по повышению качества ремонта и технического обслуживания вагонов.
Вместе с тем вызывает озабоченность тот факт, что вагонный парк сокращается из-за исключения вагонов из инвентаря в значительно больших размерах, чем приобретаются новые. Происходит старение вагонного парка. Так, за период 1994 - 2000 годов было исключено из инвентарного парка 378,6 тыс. вагонов, а приобретено новых всего 45,6 тыс. (таблица 3). Вследствие этого в условиях роста объемов перевозок на ряде железных дорог создаются дефицит грузовых вагонов и затруднения с обеспечением погрузки грузов.
В государствах не получили необходимой поддержки предложения железнодорожных администраций о компенсации убытков от пассажирских перевозок, целевом финансировании поставок подвижного состава, строительстве объектов пассажирского хозяйства и развитии пограничных переходов за счет бюджетных и других источников финансирования.
Положение с выполнением поручений Совета глав правительств СНГ в отдельных государствах приводится ниже:
В Азербайджанской Республике на железной дороге в целях привлечения грузопотоков проводится работа по совершенствованию тарифной политики. В зависимости от объема перевозимых грузов и других факторов на ряд грузов применяются исключительные и льготные тарифы.
Для снижения себестоимости пассажирских и грузовых перевозок проведены коренные реформы, изменены отдельные структуры, расширяются сферы услуг грузополучателям и грузоотправителям. В результате достигнуто сокращение эксплуатационных расходов и сокращение контингента работников, занятых на перевозках.
Вопрос об использовании государственных дотаций на покрытие расходов, вызванных убыточностью пассажирских перевозок, финансировании поставок пассажирского подвижного состава, а также о строительстве объектов пассажирского хозяйства рассмотрен в Кабинете Министров. В связи с финансовыми трудностями принято решение начать финансирование железнодорожного транспорта с 2004 года.
Для развития пограничных переходов ведется инвестирование необходимых объектов на стыковых станциях железной дороги.
В Республике Армения в соответствии с разработанной программой осуществляются мероприятия по улучшению работы железнодорожного транспорта, сохранению его основных фондов, содержанию технических средств в работоспособном состоянии.
Тарифная политика Армянской железной дороги основывается на Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ. Дополнительно намечается разработка тарифных схем по перевозке грузов, согласованных с другими железными дорогами.
В Республике Беларусь на железной дороге проводится работа по совершенствованию дифференцированных ставок по роду подвижного состава, маршрутизации и групповым отправкам, дифференциации по основным конкурентоспособным грузопотокам с автомобильным транспортом.
В 1999 - 2000 годах завершена работа по применению единого тарифообразующего документа в рамках Союза Беларуси и России. С 1 января 2000 года расчет провозных платежей за перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов по территории Республики Беларусь осуществляются по ставкам и положениям Тарифной политики Белорусской железной дороги на перевозки грузов международном сообщении.
Подписаны соглашения между Белорусской железной дорогой и Министерством путей сообщения Российской Федерации:
о порядке регулирования железнодорожных грузовых тарифов в сообщении между Беларусью и Россией;
о грузовых тарифах в сообщении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также дополнение к Соглашению между Российскими железными дорогами и Белорусской железной дорогой о грузовых тарифах в сообщении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В результате принятых соглашений тарифы на перевозки снизились, что позволило увеличить объем перевозок грузов в крытом подвижном составе.
На Белорусской железной дороге разработаны мероприятия по снижению расходов эксплуатации. За 2000 год экономический эффект от выполнения намеченных мероприятий составил 15,6 млрд. рублей.
За 2000 год дорога за счет собственных средств приобрела 7 крупных и 16 плацкартных пассажирских вагонов.
Белорусской железной дороге на строительство главного корпуса Северного железнодорожного вокзала в г.Москве Республиканским бюджетом в 2000 году выделено 6355 млн. рублей, на 2001 год предусмотрено выделить 3660 млн. рублей. За девять месяцев текущего года выделено 2900 млн. рублей, а на 2002 год необходимо выделить 11650 млн. рублей.
В Грузии проводится работа по дифференциации тарифов по видам сообщения и родам грузов. Для наиболее дешевых строительных грузов, промсырья и цемента установлены понижающие коэффициенты, а для некоторых грузов высокой стоимости - повышающие (спирт, цветные металлы и изделия из цветных металлов производственного назначения).
На перевозку грузов по Транскавказскому коридору - Поти-Батуми-Баку-Туркменбаши-Фарап - установлены льготные спецставки.
Многие вопросы решаются в рамках двухсторонних договоренностей железных дорог - участниц Тарифного Соглашения.
Грузинской железной дорогой совместно с Азербайджанской и другими железными дорогами успешно проводится работа по согласованию сквозных ставок. В текущем году уже согласованы ставки на перевозку сырой нефти и перлита.
Открытие паромных переправ в портах Поти и Батуми создает непосредственные возможности координации тарифов с Украиной и другими государствами СНГ. С этой целью уже на 50% снижены ставки за накат-выкат вагонов в портах на паром.
На Грузинской железной дороге ведется работа по снижению себестоимости пассажирских и грузовых перевозок за счет высвобождения неиспользуемых мощностей, приведения численности работающих в соответствие с объемами перевозок, пересмотра нормативов эксплуатационной работы и технологических процессов, внедрения ресурсосберегающих технологий, структурной перестройки управления железной дорогой.
Во исполнение Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года (пункт 2) Налоговым кодексом Грузии на перевозки в международном сообщении сначала была установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость, а затем международные перевозки были освобождены от НДС (в настоящее время Грузинская железная дорога ставит вопрос о возвращении к нулевой ставке НДС).
Вопрос о компенсации убытков от пассажирских перевозок находится в стадии рассмотрения. Руководством железной дороги местным органом власти направлены предложения по компенсации убытков от пригородных пассажирских перевозок.
Министерством финансов Грузии рассматривается вопрос о целевом субсидировании определенных категорий пассажиров по льготным тарифам.
Вопросы развития пограничных переходов, приобретения подвижного состава, строительства и реконструкции объектов пассажирского хозяйства за счет бюджетного финансирования из-за отсутствия средств еще не решены.
Ввиду отсутствия реальной финансовой возможности государственной поддержки железной дороги, для усиления ее материально-технической базы Парламентом Грузии ратифицированы Государственные гарантии на выделение кредита из Европейского банка реконструкции и развития.
В Республике Казахстан Республиканское государственное предприятие "Казахстан темир жолы" работает в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств СНГ и принимает Тарифную политику государств СНГ, принимаемую на ежегодных Тарифных Конференциях.
Проведение в ноябре 2000 года Девятой Тарифной Конференции железнодорожных администраций - участниц Тарифного Соглашения подтверждает обоснованность и правильность Решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ от 18 октября 1996 года. В ней четко сформированы решения по установлению и регулированию тарифов на перевозку грузов в международном сообщении.
Вместе с тем Республика Казахстан считает, что необходимо продолжить работу по снижению нагрузки на грузовые тарифы, вызванные убыточностью пассажирских перевозок с использованием государственных дотаций; по осуществлению финансирования поставок пассажирского подвижного состава и строительства объектов пассажирского хозяйства из бюджетного и других источников и внести этот вопрос на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
В целях совершенствования и проведения гибкой тарифной политики ежегодно устанавливается ряд понижающих коэффициентов при перевозке транзитных грузов по территории Республики Казахстан.
Многие вопросы рассматриваются в рамках двух- и многосторонних договоренностей железнодорожных администраций - участниц Тарифного Соглашения.
В Кыргызской Республике из-за экономических трудностей положительно не решены вопросы государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки с компенсацией убытков от этих перевозок (за исключением компенсации за перевозку участников и инвалидов Великой Отечественной войны), субсидирования перевозок, а также целевого финансирования поставок подвижного состава.
В целях оказания государственной поддержки развитию перевозок между государствами - участниками Содружества с 1 января 2000 года принято дополнение к Налоговому кодексу Кыргызской Республики, по которому поставка работ и услуг, связанных с международными перевозками пассажиров, багажа и грузов, осуществляется с нулевой ставкой НДС. Таким образом, снижается величина транспортной составляющей в конечной стоимости перевозимых товаров.
Кыргызская железная дорога с 15 мая 2000 года перешла на ставки Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ (до настоящего времени тарифная политика Кыргызской железной дороги строилась на основе Прейскуранта 10-01 изд. 1989 года).
В Республике Молдова в тарифной политике учтен порядок расчета и представлены таблицы, по которым производится расчет провозных платежей. Тарифная политика включает всю необходимую информацию для просчета провозных платежей всех видов грузов в международном сообщении.
Снижение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки не представляется возможным по ряду причин, в частности, вследствие износа подвижного состава и невозможности его приобретения (из-за отсутствия денежных средств), постоянного удорожания топлива, материалов верхнего строения пути (шпал, рельсов) и др.
Государственные дотации не покрывают убытков от пассажирских перевозок. В связи с этим не представляется возможным снять нагрузки на грузовые тарифы.
Бюджетных и других источников финансирования на поставки пассажирского подвижного состава (дизель-поездов, пассажирских вагонов) за последние годы, в том числе за 1996 - 2000 годы, не было.
В период 1995 - 2000 годов строительство объектов пассажирского хозяйства на дороге не планировалось из-за отсутствия необходимости.
Модернизация, доразвитие обустройств на приграничных переходах финансировались за счет железной дороги.
В Российской Федерации на железных дорогах действует наиболее глубокая дифференциация тарифов по расширенной номенклатуре грузов. Применение системы индексов при установлении тарифа на международные перевозки позволяет учесть стоимость перевозимых грузов и уровень транспортной составляющей в цене продукции. При этом для наиболее дешевых сырьевых массовых грузов установлены понижающие индексы, а для грузов, являющихся готовой продукцией и имеющих высокую стоимость, - повышающие индексы.
При предоставлении на перевозки грузов по железным дорогам России исключительных тарифов учитываются направление перевозок, динамика перевозок по родам грузов, занимающих в международном сообщении наибольший вес в общем объеме перевозок, уровень мировых цен на грузы, а в отдельных случаях учитывается и тип и принадлежность подвижного состава.
В сфере пассажирских перевозок железнодорожный транспорт обеспечивает удовлетворение потребностей населения в перевозках. Однако существующий уровень тарифов с учетом представляемых льгот не обеспечивает покрытия всех расходов отрасли, связанных с пассажирскими перевозками.
Повышение пассажирских тарифов до уровня безубыточности не может быть реализовано из-за негативных социальных последствий для населения. Как следствие, происходит уменьшение платежеспособного спроса на транспортные услуги. В связи с этим индексация тарифов в дальнем следовании в 1998 и 1999 годах не производилась. В 2000 году с 10 сентября была произведена индексация тарифов на 25%, а с января 2001 года - на 10%.
Учитывая социальную значимость пассажирских перевозок, выполняемых железнодорожным транспортом, необходимость проведения гибкой тарифной политики для полной компенсации убытков от перевозок пассажиров, из федерального и региональных бюджетов требуется выделение соответственно 18,1 млрд. рублей - на перевозки в дальнем сообщении и 12,3 млрд. рублей - на пригородные перевозки. Однако в федеральном бюджете средства на эти цели, начиная с 1999 года, не предусматриваются.
Большинство регионов на основе ежегодно заключаемых с железными дорогами соглашений в незначительных размерах покрывают убытки от пригородных пассажирских перевозок.
В Республике Таджикистан были подписаны соглашения с Казахстанскими железными дорогами и Российскими железными дорогами о предоставлении скидки на перевозки грузов.
Так, железные дороги Казахстана предоставили скидки на перевозки транзитных овощей, фруктов и бахчевых культур в рефрижераторном и крытом подвижном составе. В свою очередь, Таджикская железная дорога предоставила скидку на перевозки глинозема и зерна из Казахстана, а также не предъявила плату за пользование рефрижераторными вагонами.
Железные дороги России предоставили скидки на перевозки из Таджикистана овощей, фруктов и бахчевых культур в рефрижераторном и крытом подвижном составе. При этом Таджикская железная дорога не предъявила плату за пользование рефрижераторным подвижным составом.
В 2001 году продлевается срок действия предоставления скидок с железными дорогами России.
Компенсация убытков от пассажирских перевозок и финансирование программы государственной поддержки железной дороги за счет бюджета в Республике Таджикистан не осуществляются.
В Туркменистане Управление "Туркменские железные дороги" при перевозках грузов и пассажиров в местном сообщении применяет пониженные внутренние тарифы.
Ежегодно Кабинет Министров Туркменистана выделяет для железной дороги квоту с Украиной по клирингу.
В настоящее время дорога получает топливо по фиксированной цене, установленной для потребителей Туркменистана, которая значительно ниже международных биржевых цен.
Из-за отсутствия соответствующей ремонтной базы Управление производит заводской ремонт подвижного состава на предприятиях других государств СНГ; его оплата осуществляется за счет Государственного фонда развития транспорта и связи Туркменистана.
Средства этого фонда расходуются также на поставку материалов (дизельного масла), товаров (запасных частей) по заявке предприятий Управления.
Для сокращения таких расходов, а следовательно, и снижения себестоимости всех видов перевозок начато освоение кредита, предоставленного японским Фондом экономического сотрудничества с зарубежными странами (ОЕСГ) на реконструкцию Ашхабадского локомотивного депо и строительство Единого диспетчерского центра.
В Республике Узбекистан принят Закон о железнодорожном транспорте. Государственно-акцизной железнодорожной компанией (ГАЖК) "Узбекские железные дороги" разработана и согласована с Министерством финансов Республики Узбекистан национальная тарифная политика по внутренним перевозкам - Прейскурант 10-01, в швейцарских франках.
При экспортно-импортных и транзитных перевозках с оплатой в свободно конвертируемой валюте применяются тарифы, рассчитанные в соответствии с Тарифной политикой ГАЖК на железнодорожные перевозки в международном сообщении на 2000 год. Тарифная политика "Узбекских железных дорог" базируется на Тарифной политике железных дорог государств - участников СНГ, разработанной на базе тарифов МТТ и ЕТТ.
С 1997 года ГАЖК "Узбекские железные дороги" приступила к реализации проекта "Совершенствование пассажирского железнодорожного транспорта". В состав проекта входит строительство современного вагоноремонтного завода с программой капитального ремонта 450 пассажирских вагонов и производство запасных частей к ним, а также приобретение 25 пассажирских вагонов и технологического оборудования. Завершение проекта планируется в 2001 году.
Программой перспектив инвестиционной политики железнодорожного транспорта Республики Узбекистан на 2001 - 2005 годы предусмотрено строительство новых железнодорожных линий, электрификация отдельных участков железных дорог, организация скоростных поездов в пригородном и дальнем сообщениях, обновление подвижного состава, развитие собственных ремонтных баз.
В Украине железнодорожной администрацией проводилась работа, направленная на совершенствование железнодорожных тарифов, обновление парка подвижного состава, снижение себестоимости пассажирских и грузовых перевозок, развитие и обустройство пограничных переходов. На реализацию этих целей направлялись собственные средства предприятий железнодорожного транспорта.
Также в 1997 году Верховной Радой Украины было ратифицировано Соглашение о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов.
Сложнее проходит реализация указанного Решения СГП СНГ от 18 октября 1996 г. в части принятия согласованных принципов налогообложения предприятий железнодорожного транспорта. Это вызвано тем, что предлагаемые меры ведут к сокращению доходных поступлений в государственные бюджеты стран - участниц Содружества.
Совместными усилиями Министерства транспорта и Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины временно - на период 1999 - 2000 годов - удалось решить вопрос об освобождении от налогов на добавленную стоимость операций по предоставлению услуг, связанных с транзитными перевозками пассажиров и грузов. На экспортно-импортные перевозки грузов НДС начисляется по нулевой ставке.
Железнодорожные администрации Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики заявили о своем решении присоединиться к Тарифному Соглашению железнодорожных администраций государств - участников СНГ. Этот вопрос будет рассмотрен в установленном Соглашением порядке.
В таблице 4 отражена информация (по данным железнодорожных администраций государств - участников СНГ) о необходимых мероприятиях по выполнению государствами Содружества Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года.
В связи с изложенным Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества и Исполнительный комитет СНГ просят Совет глав правительств СНГ рекомендовать правительствам государств Содружества принять необходимые меры по выполнению принятых межправительственных решений в области железнодорожного транспорта.
Совет по железнодорожному Исполнительный комитет
транспорту государств - Содружества Независимых
участников Содружества Государств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о ходе выполнения Решения Совета глав государств СНГ о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года (Москва, 28 сентября 2001 г.)
Текст Решения официально опубликован не был