Введение
Процесс интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, движимый волей и стремлением белорусского и российского народов к единению, опираясь на исторически сложившуюся общность их судеб, используя накопленный потенциал в рамках Сообщества Беларуси и России и Союза Беларуси и России, вышел на принципиально новый этап - создание Союзного государства.
Беларусь и Россия, руководствуясь принципами суверенного равенства, добровольности и добросовестного выполнения принятых обязательств, развернули масштабную работу по достижению целей, определенных Договором о создании Союзного государства и Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений, объединили свои усилия в интересах социально-экономического прогресса обоих государств.
Послание Высшего Государственного Совета, направляемое Парламентскому Собранию, свидетельствует о том, что Союзное государство приобретает реальные очертания, что отныне включается новый механизм взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей его власти.
В настоящем Послании изложено положение дел на главных направлениях строительства Союзного государства, определены приоритеты и стратегия развития на 2001 год.
1. Правовые основы деятельности Союзного государства
За годы существования Сообщества Беларуси и России и Союза Беларуси и России сформирована определенная нормативная база для создания Союзного государства. Ведется работа по унификации налогового, гражданского и хозяйственного (арбитражного) процессуального законодательства. Заключено межгосударственное Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Подписано Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь.
В целях реализации задач в социальной сфере заключен межгосударственный Договор о равных правах граждан. В ходе его реализации внесены конкретные изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, что дает возможность констатировать достижение в основном целей, определенных этим Договором.
Утверждены нормативные правовые акты Союзного государства, регламентирующие деятельность его органов: Статут и Регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном Комитете Союзного государства, Временное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов. Подготовлены предложения по внесению изменений в Устав союзной Телерадиовещательной организации.
Между тем, значительную часть работы еще предстоит выполнить.
В качестве ближайшей задачи важно решить проблему исключения противоречий законодательных актов не только между отдельными отраслями права, но и между отдельными законами государств-участников. Вся работа по созданию правовой базы Союзного государства должна быть направлена на обеспечение как равных прав граждан, так и равных условий для субъектов хозяйствования.
Среди стратегических, приоритетных направлений следует выделить разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, определяющего государственное устройство и основы функционирования его институтов. Предстоит завершить формирование совместной рабочей группы по подготовке этого важнейшего документа и приступить к его практической разработке.
Ключевое значение для формирования правовой основы Союзного государства будет иметь работа по созданию и оптимизации деятельности органов Союзного государства, прежде всего, - качественно нового представительного и законодательного органа Союзного государства - Парламента.
Необходимо создать правовую базу для проведения выборов в Палату Представителей Парламента. Соответствующие законопроекты подготовлены центризбиркомами Беларуси и России. К концу текущего года нужно завершить их доработку и принять, а затем в соответствии с Договором провести первые выборы депутатов союзного Парламента в 2002 году.
При этом важно обеспечить согласованные, синхронные действия белорусской и российской Сторон не только организационно, но и технологически. Должна быть отлажена четкая система взаимодействия всех участников избирательного процесса.
Необходимо аффилировать, предусмотренный в системе органов Союзного государства, Суд Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства и иных нормативных правовых актов.
Работа по формированию органов Союзного государства должна вестись планомерно, исходя из необходимости решения задач, определенных Договором о создании Союзного государства и Программой действий и при создании правовой базы для их функционирования.
Необходимо активизировать деятельность по введению института гражданства Союзного государства. Проделанная законотворческая работа по предоставлению равных социально-экономических прав гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации по существу лишь первый шаг в данном направлении. В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства следует ускорить подготовку проекта Положения о Комиссии по правам человека Союзного государства.
2. Создание единого экономического пространства
Основной задачей и главной целью интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации является создание единого экономического пространства, обеспечивающего устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие каждого государства.
В этой работе главные усилия органов управления Союзного государства должны быть направлены на создание условий для свободного движения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, снятие различных административных барьеров, ограничений и запретов.
Принятые в предыдущие годы меры в этом направлении создали определенную правовую базу и сформировали реальные механизмы проведения согласованной экономической политики. Наполнение конкретным содержанием Таможенного союза и формирование на его основе единого таможенного пространства, реализация соглашений о создании равных условий субъектам хозяйствования, о проведении единой налоговой политики, унификация хозяйственного законодательства - далеко неполный перечень слагаемых союзной экономики.
И как результат - наметилась позитивная динамика основных макроэкономических показателей как в целом в экономике двух стран, так и в развитии отдельных отраслей и производстве важнейших видов продукции. В Республике Беларусь и Российской Федерации за последние два года обеспечены высокие темпы роста валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, ввода в действие жилых домов, грузооборота предприятий транспорта, розничного товарооборота, реальных денежных доходов населения.
Достигнутые темпы роста экономики по важнейшим показателям значительно превышают рубежи, намеченные в прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской Федерации на 2000 год.
Для придания этим позитивным факторам устойчивого характера Совету Министров Союзного государства и Парламентскому Собранию необходимо наращивать совместные усилия по поэтапному формированию экономического пространства в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Программой действий по его реализации. Эта работа должна вестись комплексно, последовательно и результативно. Следует отметить, что ряд мер по формированию единого экономического пространства, намеченных к реализации в прошлом году, оказались не выполнены.
В этой связи очень важно в текущем году разработать систему мер по сближению основных социальных и макроэкономических параметров развития Республики Беларусь и Российской Федерации, использованию единых показателей и индикаторов государственного регулирования экономики с целью обеспечения сопоставимости основных показателей социально-экономического развития и разработки годовых прогнозов и параметров развития Союзного государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Ключевой проблемой также является определение оптимального сочетания рыночных механизмов и адекватной им системы государственного регулирования экономики.
Следует повысить роль совместных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства как одного из важнейших инструментов регулирования экономики. Основное внимание в прогнозах должно быть уделено отраслям, которые на данном этапе представляют первостепенное значение для обоих государств. К разработке прогнозов следует более активно привлекать регионы, научные организации, крупные концерны, объединения и предприятия, что в значительной мере повысит обоснованность показателей, учитываемых в прогнозах.
В текущем году необходимо завершить работу по подготовке методологической и нормативной базы составления прогнозов. Надо исходить из того, что на 2002 год должен быть разработан прогноз социально-экономического развития именно Союзного государства, увязанный с прогнозами каждого государства в отдельности.
После подписания в 1998 году Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования работа в этом направлении существенно активизировалась и продвинулась. Неоднократно эти вопросы обсуждались органами Союзного государства. Однако не все оказалось просто и однозначно. Некоторые позиции Соглашения до конца не реализованы. Сегодня нельзя сказать, что субъекты хозяйствования и в Республике Беларусь и в Российской Федерации имеют равные условия. На создание таких условий направлена Программа действий по реализации Договора о создании Союзного государства. Однако и эти меры осуществляются иногда лишь частично. В этой связи необходимо произвести комплексную оценку факторов, определяющих создание равных условий субъектам хозяйствования в соответствии с Соглашением от 25 декабря 1998 года, и выработать конкретные предложения по усилению работы министерств и ведомств Беларуси и России в этом направлении.
Кроме этого необходимы реальные шаги по выработке и проведению единой политики в области ценообразования, прежде всего на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую для государственных нужд, а также применению единых внутренних железнодорожных грузовых тарифов.
Одним из значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, основывающихся на формировании единого баланса топливно-энергетических ресурсов.
Республика Беларусь может активно участвовать в разработке нефтяных месторождений на территории Российской Федерации. Нефтяная отрасль Беларуси сохранила научные и производственные кадры, имеющие большой опыт работы в условиях Крайнего Севера.
Надо активнее проводить работу по объединению энергосистем, созданию единого рынка электроэнергии. Нужно выработать единые подходы к государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию, осуществить совместные проекты по ее экспорту.
В 2001 году и в последующие годы необходимо продолжить совместную работу по решению проблемы выравнивания цен на поставляемые белорусским и российским предприятиям топливно-энергетические ресурсы.
Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписан и реализуется ряд соглашений и договоров в области транспорта. Проведен анализ нормативных правовых актов и принимаются меры по их унификации.
Необходимо ускорить формирование объединенной транспортной системы Союзного государства, имея в виду дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, обновление парка подвижного состава, внедрение конкурентоспособных образцов транспортных средств, укрепление строительной и ремонтной базы, проведение согласованной политики в отношении грузоперевозчиков из третьих стран и освоение зарубежных рынков транспортных услуг.
Совету Министров Союзного государства следует усилить контроль за созданием условий для использования мощностей морского и речного портов Калининградской области для перевалки и перевозки внешнеторговых грузов Беларуси и России. Необходимо выработать подходы к реализации проектов развития проходящих по территории Республики Беларусь и Российской Федерации международных транспортных коридоров, связывающих Европу и Азию.
Важно продолжить работу по налаживанию и укреплению эффективных хозяйственных связей между отраслями, предприятиями и регионами Беларуси и России, что позволит организовать выпуск более конкурентоспособной высококачественной продукции, обеспечить приоритет отечественных товаропроизводителей, загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, увеличить экспортные поставки, облегчить груз социальных проблем.
Предстоит в полном объеме реализовать положения межправительственного Соглашения о проведении единой структурной промышленной политики. В 2001 году Совет Министров Союзного государства должен взять данную проблему на особый контроль.
Одной из эффективных форм кооперации промышленности с учетом привлечения банковских структур является происходящий в последние годы в Беларуси и России процесс создания межгосударственных финансово-промышленных групп. Сформированы МФПГ "БелРусАвто", "Электронные технологии", "Формаш", "Межгосметиз", "Интерагроинвест", "Оборонительные системы" и другие.
Так, реализация программы "Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации" в рамках МФПГ "Электронные технологии" положила начало возрождению целой отрасли электронной промышленности.
В ходе экономической интеграции важно обеспечить проведение согласованной политики по защите отечественных товаропроизводителей. В первую очередь необходимы единый порядок расследования и установления защитных мер в отношении импорта продукции, унификация уровня тарифных ставок и порядка применения нетарифных мер регулирования, координация действий экспортеров однотипной продукции, устранения конкуренции на рынках третьих стран.
3. Формирование единого таможенного пространства
Важнейшей составляющей экономической интеграции является формирование единого таможенного пространства.
Эта задача определена в качестве одной из приоритетных в договорах об образовании Сообщества Беларуси и России и Союза Беларуси и России, и о создании Союзного государства, соглашении о Таможенном союзе и ряде других документов.
Начиная с Соглашения о Таможенном союзе, проделан значительный объем работы, в результате которой унифицированы Таможенные кодексы, законодательство в области защиты экономических интересов при осуществлении внешней торговли. Подписаны соглашения, сближающие национальные нормативно-правовые акты по вопросам таможенных пошлин, мер тарифного и нетарифного регулирования, внешнеторговой деятельности, таможенного контроля и оформления, перемещения товаров физическими лицами и ряд других. Образованы и работают Таможенный комитет Союзного государства и Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Однако некоторые вопросы внешнеторговой деятельности решались часто без учета двусторонних договоренностей, что в принципе неприемлемо.
Устранению нерешенных проблем в формировании таможенного пространства будут способствовать реализация Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве от 29 января 2001 года.
В целях формирования единого таможенного пространства в 2001 году и в последующие годы предстоит унифицировать законодательство государств-участников о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, унифицировать льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, порядок экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.
С точки зрения экономической безопасности Союзного государства предстоит ускорить согласование процедуры расследования фактов недобросовестной экономической конкуренции со стороны иностранных государств по отношению к отраслям экономики Союзного государства и скоординированного, одновременного введения защитных мер по внешнему периметру таможенных границ Союзного государства. Необходимо активно продолжать работу в области развития таможенной инфраструктуры в рамках реализации Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь.
4. Бюджет Союзного государства и денежно-кредитная политика
Высшим Государственным Советом был утвержден бюджет Союза Беларуси и России (Союзного государства) на 2000 год в объеме 2230 млн. рублей.
На финансирование программ, проектов и мероприятий направлено 1501,579 млн. рублей, или 87,9 процента бюджетных поступлений.
Бюджет Союзного государства на 2001 год утвержден в объеме 2360,3657 млн. рублей. Основная доля бюджета (95,6 процента) будет использована на финансирование программ Союзного государства. Намечается продолжить реализацию важнейших совместных программ, в том числе: по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы, развитию таможенной инфраструктуры, обустройству границ, развитию дизельного автомобилестроения, развития производства телеаппаратуры и других.
С 2001 года действует бюджетная классификация Союзного государства, принят казначейский порядок исполнения союзного бюджета.
В сфере унификации денежно-кредитных отношений Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Российской Федерации проведена необходимая работа по реализации мер, предусмотренных в Программе синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации. Подписан ряд межбанковских соглашений в этой сфере.
В 2000 году подписано межгосударственное Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра. Одновременно правительствами и национальными банками двух государств подписано Соглашение по созданию условий по введению единой денежной единицы.
Республикой Беларусь осуществлен ряд конкретных мер в области валютного регулирования, сняты все ограничения на проведение расчетов в национальных валютах между резидентами Республики Беларусь и Российской Федерации по текущим операциям.
На заседании Межбанковского валютного Совета 15 декабря 2000 года подписан Договор между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об открытии кредитной линии Национальному банку Республики Беларусь для формирования стабилизационного валютного фонда поддержки курса белорусского рубля. Нужно не откладывая приступать к реализации положений этого документа.
Последовательно проводится работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения.
В целях выравнивания условий налогообложения белорусских и российских хозяйствующих субъектов на территории государств-участников предусматривается на первом этапе проведение работы по унификации, гармонизации и сближению налогового законодательства в части принципов налогообложения, понятийного и терминологического аппарата.
Подписано Соглашение о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, которым предусматривается разработка в 2002 году проекта Налогового кодекса Союзного государства и выполнение мероприятий по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства до 2003 года.
5. Управление собственностью Союзного государства
Договором о создании Союзного государства к исключительному ведению Союзного государства отнесено управление собственностью Союзного государства. Для реализации данного положения необходимо принять правовой акт о собственности Союзного государства. Необходимость урегулирования этого вопроса обусловлена реализацией совместных программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, в результате чего создается новое имущество и интеллектуальная собственность. В связи с этим Советом Министров обсужден проект Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании отношений собственности Союзного государства. Его нужно доработать и подписать в текущем году.
6. Совместные программы
Одним из главнейших инструментов реализации Договора о создании Союзного государства являются программы Союзного государства, способствующие дальнейшему развитию экономической интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществлению скоординированных действий по совместному решению отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес.
В 1999 году за счет средств бюджета Союза Беларуси и России реализовывалось 42 программы, подпрограммы и мероприятия, в 2000 году - 48.
Вместе с тем, организация разработки, финансирования, контроля за ходом реализации программ и внедрения их результатов потребовали существенного улучшения и совершенствования. Так, по большинству программ перечисление финансовых средств осуществлялось непосредственно исполнителям без участия государственных заказчиков (т.е. без выдачи ими соответствующих поручений), что затрудняло работу государственных заказчиков в части оперативного контроля за реализацией программ с учетом выделяемых исполнителям средств.
Постановлением Совета Министров Союзного государства утвержден новый Порядок разработки и реализации программ Союзного государства. Он представляет собой нормативный правовой акт, в котором системно изложены основные этапы работы над программами, уточнены отдельные процедуры и подходы к рассмотрению, утверждению, финансированию программ и контролю их выполнения.
При подготовке предложений на 2000 год по финансированию конкретных программ учитывались, прежде всего, необходимость и реальность завершения ряда программ, начатых в предыдущие годы и срок окончания которых истекал в 2000 году, а также приоритетность и важность программ в решении отдельных общегосударственных задач. Этот подход сохраняется на 2001 год и перспективу.
К приоритетным относятся программы, связанные с созданием и развитием инфраструктуры Союзного государства: по обустройству границ, развитию таможенной инфраструктуры, совместным мероприятиям по плану оперативной подготовки региональной группировки войск, а также программы по развитию научно-технического прогресса, в том числе по разработке элементной базы для радиоэлектронной промышленности, средств связи, опережающих технологий "двойного" применения и современного оптического оборудования.
К числу приоритетных отнесены и программы, направленные на развитие производства современной конкурентоспособной продукции - дизельного автомобилестроения, телерадиоаппаратуры, оборудования для производства химических волокон, получение качественной молочной продукции.
При этом предполагается, что программы, государственными заказчиками которых являются органы государственного управления (исполнительной власти) Республики Беларусь и Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Союзного государства на безвозвратной основе, а программы, направленные на решение проблем в промышленности (машиностроение, металлургия, химическая промышленность и другие), исполнителями которых являются негосударственные организации (межгосударственные финансово-промышленные группы, акционерные общества), как правило, финансируются на возвратной и платной основе.
Данный подход обеспечил при реализации программы "Развитие дизельного автомобилестроения" выход ряда предприятий автомобилестроения Беларуси и России из серьезного финансового кризиса, позволил восстановить производство, создать на основе новых разработок дизельных двигателей конкурентоспособные грузовые автомобили, отвечающие европейским стандартам, снять социальную напряженность в трудовых коллективах.
В рамках работы с программами Союзного государства предстоит осуществить ряд мер, направленных на повышение эффективности выделяемых бюджетных средств Союзного государства. Прежде всего, это создание дополнительных регламентирующих документов по процедурам открытия финансирования в текущем финансовом году действующих и новых программ, а также закрытия программ. Следует более детально и однозначно регламентировать процессы контроля за ходом реализации программ, в том числе формы и методики проверок целевого использования выделяемых на реализацию программ не только бюджетных, но и привлекаемых финансовых средств, используя при этом опыт реализации национальных программ.
Нужно улучшить работу в этом направлении прежде всего за счет повышения качества и значимости совместных программ и проектов, финансируемых из союзного бюджета. Совместные программы должны быть действительно масштабны, значимы для двух государств и направлены на решение перспективных союзных проблем. Распыление имеющихся средств по малозначимым проектам не решает стоящих перед нами проблем.
7. Региональное сотрудничество
Важным направлением, обеспечивающим наполнение интеграционного процесса конкретным содержанием, является развитие сотрудничества между регионами двух стран.
Между субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляются прямые хозяйственные связи на основе соглашений, протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В ряде регионов Российской Федерации открыты отделения посольства Беларуси. Ряд регионов России открыли свои представительства в Республике Беларусь.
В целом договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества на региональном уровне в настоящее время включает более 160 договорных документов - соглашений, протоколов, меморандумов и других.
Только в прошлом году из Беларуси официальные делегации направлялись в 11 российских регионов, Республику Беларусь посетили делегации 27 российских регионов. По итогам этих визитов было подписано 40 соглашений.
Взаимное стремление регионов двух стран облечь сотрудничество в четкие правовые рамки заслуживает одобрения и поддержки.
Вместе с тем, необходимо отметить, что одной из проблем остается низкая эффективность и действенность заключенных соглашений. Поэтому оправдана практика подписания специальных протоколов с указанием конкретных мер, сроков и ответственных за исполнение соглашения от каждой стороны.
За 2000 год товарооборот между Беларусью и Россией составил 9,3 млрд. долларов США и превысил уровень предыдущего года на 33,1 процента. По сравнению с 1996 годом он увеличился в 1,4 раза.
Доля Российской Федерации в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь составляет 58,6 процента, в том числе чуть больше половины (51 процент) всей белорусской продукции поставляется в Россию и 65,3 процента белорусского импорта приходится на российские товары.
Республика Беларусь также является одним из ведущих партнеров Российской Федерации во внешней торговле и занимает второе место после Германии.
Положительным моментом внешнеторговых отношений двух государств явилось некоторое снижение доли бартерных операций. Их удельный вес в 2000 году в белорусском экспорте в Россию составил 43,7 процента, в импорте товаров из России - 27,3 процента. В то же время в 1999 году бартер занимал соответственно 52,4 и 38,9 процента. В ближайшем будущем необходимо максимально сократить данную форму расчетов, стремясь вообще уйти от нее.
В текущем году основное внимание следует уделить продолжению работы по созданию благоприятных условий для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений, в том числе организации совместных предприятий и межгосударственных финансово-промышленных групп, расширению товаропроводящей сети и совершенствованию механизмов обеспечения хозяйствующих субъектов системной информацией о продукции для взаимной торговли, решению вопросов регулирования тарифов на железнодорожные перевозки между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, улучшению платежной системы и дальнейшему снижению доли бартерных операций, ликвидации имеющихся расхождений в таможенной сфере, углублению взаимодействия с межрегиональными российскими ассоциациями и аппаратом полномочных представителей федеральных округов, укреплению связей приграничных областей, координации деятельности разрозненных российских и белорусских коммерческих структур в сфере взаимной торговли и другим.
8. Социальная политика
В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические экономические и политические интересы двух государств, а, в первую очередь, многовековые традиции духовной близости, общности судеб и дружбы наших народов. Союзное государство провозглашено как государство социальное. Одной из его главных целей является обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников Договора, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни людей. Поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики, отражающей жизненные чаяния населения двух стран.
Первоначально выбранное направление совместной деятельности в социальной сфере сводилось, прежде всего, к решению правовых вопросов, связанных с представлением утерянных с распадом СССР равных прав граждан Беларуси и России на трудоустройство, обмен жилья, получение образования и медицинской помощи независимо от места проживания. Во многом эти проблемы за истекший период интеграции решены.
В сфере политики доходов населения, уровня жизни, социальной защиты наиболее нуждающихся слоев в качестве главной цели определена задача разработать и принять единые подходы к формированию системы государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания, упорядочению социальных пособий и льгот.
В Республике Беларусь и Российской Федерации в качестве государственных гарантий получения минимальных денежных доходов применяется минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости, причем предусмотрено их поэтапное приближение к величине прожиточного минимума. В обоих государствах приняты законы о прожиточном минимуме, а в Беларуси - и Закон "О государственных минимальных социальных стандартах".
Сложной является проблема сближения пенсионных систем Республики Беларусь и Российской Федерации. Действующие пенсионные системы обоих государств характеризуются наличием общей идеологии, общих подходов к формированию основных условий и норм предоставления государственного пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, принятые в рамках наших государств решения, касающиеся способа финансирования трудовых пенсий, осложняют задачу взаимоувязки двух систем.
Необходимы усилия двух государств с тем, чтобы гармонизировать подходы к этим важным и сложным проблемам.
В Союзном государстве предпринята попытка системной реализации интеграционных задач в социально-трудовой сфере в рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 годы. В результате ее реализации разработано более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации в социально-трудовой сфере.
В настоящее время стержневой задачей является упорядочение в обоих государствах всех выплат и льгот, переход к адресной системе оказания социальной помощи населению с учетом среднедушевого дохода.
Бесспорный приоритет Союзного государства - охрана здоровья населения. В этой области сложились предпосылки для эффективного сотрудничества двух стран. В соответствии с Договором о равных правах граждан предусмотрено взаимное расширение перечня видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения Беларуси и России на равных условиях; завершается разработка соответствующей совместной нормативной документации. Конкретные шаги предприняты по разрешению проблем, связанных с использованием лекарственных средств, производимых в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Целесообразно рассмотреть вопрос о создании общего рынка лекарственных средств в Совете Министров Союзного государства во втором полугодии 2001 года.
Одновременно следует вести работу по созданию общей правовой базы здравоохранения, адекватной требованиям реальной жизни.
Должного внимания требует к себе массовая физическая культура и спорт как важнейшие факторы укрепления здоровья.
Перспективно создание общих структур и материальной базы для развития внутреннего туризма.
В сфере образования интеграционные процессы достаточно эффективны. Решения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, о равных правах и условиях приема и обучения граждан Беларуси и России в учебных заведениях двух стран позволили сделать наши системы образования открытыми, повысить эффективность использования научного и образовательного потенциала.
С 1998 года в г.Минске эффективно работает филиал Московского социального университета, где по трем специальностям обучается свыше 600 студентов. Подписано межправительственное соглашение о создании в г.Могилеве российско-белорусского (технического) университета.
Необходимо идти дальше, последовательно создавая надежный механизм проведения согласованной политики в области развития образования.
Одна из наиболее актуальных проблем - разработка единых образовательных стандартов. Необходима единая нормативная база по лицензированию, аттестации и аккредитации учреждений образования.
Задача состоит в том, что в Союзном государстве должна функционировать современная система образования, не только обеспечивающая трансляцию знаний различного уровня сложности, но и готовящая молодежь к решению принципиально новых проблем, встающих перед обществом в третьем тысячелетии. На решение этой задачи должна быть ориентирована совместная программа "Формирование и развитие единого образовательного пространства Союзного государства".
Исключительно важной для развития и становления Союзного государства является область культуры и искусства.
Как общий великий праздник отметили белорусы и россияне 55-летие Победы над фашизмом. Ветераны из Беларуси и России приняли участие в торжествах в столицах двух государств, в белорусских и российских городах и селах. В очередной раз успешно прошел международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске".
После 15-летнего перерыва впервые прошли Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации.
В сфере культуры и искусства задачей особой важности остается привлечение к диалогу широкого круга представителей творческой интеллигенции.
В связи с учреждением премий Союзного государства в области литературы и искусства и утверждением Положения о премиях предстоит провести большую работу по выдвижению соискателей и присуждению премий.
Следует обеспечить дальнейшее расширение и развитие межрегиональных культурных связей.
Необходимо значительно усилить патриотическое воспитание молодого поколения.
Назрела насущная необходимость выработки Концепции социального развития Союзного государства, содержащей важнейшие направления единой социальной политики и предусматривающей создание действенных законодательных механизмов. Эта Концепция должна стать документом, определяющим вектор развития социальной сферы Союзного государства, который был бы органично связан с национальным социальным развитием Республики Беларусь и Российской Федерации. Только на этом фундаменте может быть перенесена в практическую плоскость и реализована задача разработки и принятия необходимых нормативных правовых актов по всем отраслям социальной сферы.
9. Экология
В ряду важнейших задач Союзного государства - совместные действия по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в области охраны окружающей среды и гидрометеорологии.
В рамках белорусско-российской чернобыльской программы, реализуемой в течение трех последних лет, удалось объединить материально-технический и научный потенциал, финансовые возможности наших государств для решения наиболее сложных проблем. Обобщен уникальный опыт, накопленный в обеих странах за 15-летний период после аварии на Чернобыльской АЭС. В результате достигнуты определенные результаты в решении медицинских, социальных и экологических проблем, связанных с чернобыльской катастрофой.
Освоен значительный объем капитальных вложений, которые направлены на строительство и техническое оснащение Гродненского завода медицинских препаратов, Всероссийского центра экологической и радиационной медицины в г.Санкт-Петербурге, специализированного радиологического диспансера в г.Гомеле, реконструкцию Медицинского радиологического центра в г.Обнинске.
Анализ медицинских последствий чернобыльской аварии, их динамика и прогноз свидетельствуют о том, что проблема минимизации этих последствий и повышения эффективности медицинской помощи лицам, подвергшимся радиации, сохраняет актуальность не только в ближайшее время, но и на длительную перспективу. Поэтому совместная работа по преодолению последствий Чернобыля будет продолжена и в последующие годы.
Позитивные научно-технические и практические результаты получены от реализации совместной программы в области гидрометеорологии. Возможности гидрометеорологических служб обоих государств в сборе, обработке и распространении гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды благодаря ей существенно увеличились.
Активно действует Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.
Важно и впредь проводить согласованную политику в этой области.
Требуют постоянного внимания вопросы экологической безопасности, скоординированных и оперативных действий двух государств по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
10. Единое информационное пространство
В ряду стоящих перед Союзным государством проблем одной из важнейших остается создание единого информационного пространства. Его концепция, принципы и ожидаемые последствия выходят за рамки формального суммирования национальных информационных пространств и информационных ресурсов наших стран.
Единое информационное пространство - это общие нормы и цели информационной политики, это согласованная стратегия и тактика информационной деятельности, это тесное взаимодействие реализующих их информационных структур, сетей и потоков.
Единое информационное пространство - неотъемлемое условие эффективного развития Союзного государства в социально-экономической сфере, важный фактор политической и духовной поддержки интеграционных процессов общественностью двух стран, ключевая предпосылка формирования позитивного имиджа нашего союза на международной арене.
Роль единого информационного пространства в вопросах обеспечения безопасности Союзного государства и противодействия негативному информационному воздействию должна быть более значительной.
В этой связи требуется незамедлительно завершить работу по подготовке Программы обеспечения единого информационного пространства.
Среди первоочередных усилий - существенное улучшение работы совместных периодических изданий: Парламентского Собрания - "Союзное вече" и Совета Министров Союзного государства - "Союз. Беларусь - Россия". Творческие коллективы этих изданий обязаны обеспечивать выпуск материалов, отражающих реальную жизнь и перспективы становления Союзного государства.
Жизнь подтвердила правильность принятого в свое время решения о создании союзной телерадиовещательной организации. И хотя уже появились телепрограммы "Москва - Минск", "Крестьянская застава", "Союзное вече" готовятся к эфиру другие проекты, темпы развертывания ее деятельности все еще оставляют желать лучшего. Мы вправе ожидать от союзной телерадиовещательной организации масштабных результатов ее деятельности как системной и конкурентоспособной структуры, уверенно проводящей интеграционную линию.
В плоскость практического решения дел должна быть переведена задача взаимодействия информационных структур Союзного государства с регионами.
С учетом опыта выпуска интернет-журнала "Евразийский вестник" и налаживания работы веб-сайта "Союз ИНФОРМ" следует усиливать интеграционную тематику в Интернете - этом новом и важном сегменте информационного пространства.
11. Вопросы обороны и безопасности
В сфере обороны решались проблемы выработки оборонной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества, разработки и реализации специальных программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства. Осуществлялась разработка унифицированных нормативных правовых актов государств-участников в области обороны и безопасности. Поддерживалось взаимодействие с совещательными и координационными органами Союзного государства, с органами исполнительной и законодательной власти, организациями и предприятиями Беларуси и России по выполнению решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.
В 2000 году в рамках Союзного государства реализовывалось четыре концепции (оборонной политики, пограничного и военно-технического сотрудничества, безопасности) и 19 специальных производственно-технических и военных программ.
Разрабатывается проект Военной доктрины Союзного государства. Утверждены Высшим Государственным Советом документы о создании региональной группировки войск (сил) Беларуси и России, развернуты работы по осуществлению практических мероприятий в штабах и войсках государств-участников Союзного государства.
Ведется подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Минобороны России. Осуществляется подготовка кадров для органов безопасности.
Проводится скоординированная работа оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации с целью обеспечения мобилизационной готовности экономик и создания современной специальной производственно-технологической и научно-технической базы оборонных отраслей промышленности.
Решаются вопросы пограничной политики и реализации совместной программы "Обустройство границ".
Принимались меры по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью, координировалось проведение согласованных оперативно-профилактических и специальных мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению распространения противоправных действий, совершаемых преступными группировками на территории государств-участников Союзного государства. Осуществлялась реализация программы "Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года".
Ведется разработка нормативных документов и проектов программ в области геодезии и картографии, гражданской обороны.
В 2001 году необходимо продолжить выполнение мероприятий по проведению совместной оборонной политики, разработке нормативно-правовых документов в области строительства вооруженных сил государств-участников Союзного государства.
Нужно завершить инвентаризацию объектов военной инфраструктуры Беларуси и России, планирующихся к совместному использованию, и подготовить предложения по проведению мероприятий по их содержанию и совершенствованию.
Следует продолжить решение вопросов развития и совершенствования систем связи и управления вооруженными силами государств-участников Союзного государства, создания объединенной системы связи и управления региональной группировкой, выработать предложения по созданию региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России.
В сфере оборонно-промышленного сотрудничества в 2001 году необходимо продолжить реализацию программ Союзного государства. Нужно разработать положение о проведении совместных научно-исследовательских работ в области обороны и военного строительства, подготовить и осуществить комплекс мероприятий, которые позволят заложить основы создания оборонно-промышленного комплекса Союзного государства.
12. Сотрудничество в области внешней политики
В сфере международной деятельности Республика Беларусь и Российская Федерация осуществляли сотрудничество на основе Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2000-2001 годы, утвержденной Высшим Государственным Советом Союзного государства 27 июня 2000 года. Программа предусматривает поэтапный переход от координации внешнеполитической деятельности двух стран к проведению согласованной внешней политики.
Важнейшее значение для содержательного наполнения сотрудничества на международной арене имеют регулярные встречи глав государств и правительств России и Беларуси, руководителей внешнеполитических ведомств, парламентариев и представителей общественных организаций.
Состоялось первое совместное заседание коллегии Министерства иностранных дел России и МИД Беларуси. По широкому кругу проблем проводятся политические консультации по линии министерств иностранных дел двух государств (в 2000 году - более 20).
Совместные усилия наших стран во многом способствовали налаживанию многостороннего сотрудничества государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, реализации Договора о коллективной безопасности, подписанию Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества.
Приоритетное внимание уделялось проведению совместной линии в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, согласованным действиям по вопросам региональной и европейской безопасности, в том числе с учетом противодействия неблагоприятным проявлениям политики НАТО и Евросоюза, а также по широкому спектру разоруженческой проблематики.
Систематически осуществляется экспертная и информационная поддержка со стороны МИДа России МИДу Беларуси и его представительствам за рубежом.
На регулярной основе ведется подготовка дипломатических кадров для Беларуси. В настоящее время полностью удовлетворяются запросы Белорусской Стороны на обучение в МГИМО и на факультете переподготовки Дипломатической Академии МИД России.
Ключевое значение для содержательного наполнения сотрудничества на международной арене имеют регулярные встречи парламентариев и представителей общественных организаций.
Внешнеполитическим ведомствам Беларуси и России следует продолжить активное и тесное взаимодействие с целью повышения международного авторитета Союзного государства, дальнейшего сближения позиций двух стран по всему спектру проблем международной политики.
Заключение
Достижение определенных в настоящем Послании целей является важнейшим условием строительства Союзного государства, первостепенной задачей как для союзных, так и для национальных органов Республики Беларусь и Российской Федерации. От их взаимодействия и слаженной работы в решающей степени зависит безусловность выполнения взаимных обязательств и создание необходимых условий для успешной интеграции, динамичного продвижения по пути создания Союзного государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Высшего Государственного Совета Союзного государства Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России "О положении в Союзном государстве и ходе его строительства" (одобрено постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 2 апреля 2001 г. N 3)
Текст Послания опубликован в Сборнике нормативных правовых документов Союзного государства за 2001 год - М.: Постоянный Комитет Союзного государства, 2002