Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Соглашению об обязательном
страховании пассажиров при
международных автомобильных
перевозках
от 13 января 1999 г.
Положение
об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках
I. Общие положения
1. Положение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (далее - Положение) разработано в соответствии с Соглашением об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках (далее - Соглашение) и регламентирует систему организации и порядок проведения обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев во время международных автомобильных перевозок на территориях государств - участников Соглашения (далее - Стороны).
2. Термины, используемые в Положении, имеют те же значения, что и в Соглашении.
II. Заключение договоров страхования пассажиров
3. Перевозчик, осуществляющий международные автомобильные перевозки, заключает в письменной форме со страховщиком договор страхования пассажиров.
При получении от перевозчика необходимых документов страховщик обязан в 10-дневный срок заключить с ним договор страхования пассажиров.
В договоре страхования пассажиров в обязательном порядке указываются:
размер страхового взноса;
порядок расчетов страхователей со страховщиками по страховым взносам;
права и обязанности сторон по договору;
лимит ответственности страховщика;
размеры страховой выплаты;
характер событий, определяющий страховые случаи;
обстоятельства, освобождающие страховщика от обязанности производить страховую выплату;
срок действия договора;
порядок изменения и прекращения договора.
4. Обязательства страховщика по страховой выплате пострадавшим пассажирам или их наследникам при возникшем страховом случае наступают со дня подписания договора страхования пассажиров.
5. Обязательное страхование пассажиров осуществляется страховщиком на основе лицензии на данный вид деятельности. Выдача лицензии страховщику производится на основании национальных нормативно-правовых актов органом, уполномоченным осуществлять государственный надзор за страховой деятельностью, с учетом предложений регулирующей организации, согласованных с уполномоченным органом государственного управления транспортом.
6. Досрочное прекращение действия договора страхования пассажиров возможно по следующим основаниям:
а) при прекращении деятельности перевозчика или страховщика;
б) при принятии судом решения о признании договора недействительным;
в) по требованию одной из сторон договора страхования пассажиров, если другая сторона не выполняет условий договора страхования;
г) по другим основаниям, установленным законодательством государства страховщика.
7. Досрочное прекращение договора страхования пассажиров не влечет за собой прекращения взятых на себя страховщиком обязательств по осуществлению страховой выплаты при наступлении страхового случая, если он произошел во время действия договора страхования пассажиров.
8. Страховщик, заключивший договор страхования пассажиров, может заключить с другим страховщиком (перестраховщиком) договор о перестраховании пассажиров.
Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании пассажиров, остается ответственным перед страхователем и пассажирами в полном объеме в соответствии с заключенным с ним договором страхования пассажиров.
III. Формирование и условия внесения страховых взносов
9. Страховые взносы, перечисляемые страхователем страховщику по договору страхования пассажиров, формируются за счет средств, получаемых страхователем при продаже проездных документов.
Порядок формирования и перечисления средств на обязательное страхование отдельных категорий граждан, в том числе детей, которые в соответствии с внутренними законодательствами Сторон пользуются правом бесплатного или льготного проезда, определяется компетентными органами Сторон.
10. Ставка страхового взноса при обязательном страховании пассажиров устанавливается с учетом следующей градации расстояний международных перевозок: до 200 км, свыше 200 до 500 км и свыше 500 км.
11. Перечисление страхователями страховых взносов по договору страхования пассажиров осуществляется не реже одного раза в месяц.
В договоре страхования пассажиров должно быть предусмотрено, что первый страховой взнос рассчитывается в зависимости от суммы, полученной страхователем от продажи проездных документов за месяц, предшествующий оплате, либо, если это первая перевозка, в зависимости от планируемого объема перевозок и ожидаемого поступления денежных средств.
12. Страхователи в обязательном порядке ведут учет страховых полисов, проданных проездных документов и средств, полученных от их продажи.
Одновременно с перечислением страховых взносов страхователь в письменном виде представляет страховщику информацию о проданных за отчетный период проездных документах, выданных страховых полисах и количестве перевезенных пассажиров, а также полную информацию по страховым случаям, происшедшим за истекший период.
IV. Порядок и условия страховой выплаты
13. При наступлении страхового случая страховая выплата пострадавшему пассажиру или его наследникам независимо от их гражданства или места жительства производится на территории любой Стороны на условиях договора страхования, заключенного в стране отправления пассажира.
14. Для получения страховой выплаты пострадавшие пассажиры или их наследники обращаются к любому страховщику, осуществляющему обязательное страхование пассажиров, или в регулирующую организацию. Информация о таких страховщиках и регулирующих организациях в письменном виде доводится до сведения пассажиров перевозчиком. Способ доведения этой информации предусматривается в договоре страхования пассажиров.
15. Размер страховой выплаты устанавливается на основании национальных нормативно-правовых актов, зависит от степени тяжести причиненного вреда здоровью застрахованного пассажира и не может быть менее:
а) установленного лимита ответственности страховщика - в случае гибели пассажира или причинения тяжкого вреда его здоровью (вред: опасный для жизни человека; связанный с потерей зрения, слуха, речи, органа или его функции, с обезображением лица и сопряженный со значительной и стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на 1/3 или утратой профессиональной трудоспособности);
б) 60% от установленного лимита ответственности страховщика - в случае причинения вреда здоровью средней тяжести (вред: не опасный для жизни; не повлекший тяжких последствий, но вызвавший длительное расстройство здоровья или значительную и стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на 1/3);
в) 20% от установленного лимита ответственности страховщика - в случае вреда здоровью легкой тяжести (вред, повлекший кратковременное расстройство здоровья или незначительную утрату общей трудоспособности).
16. Страховая выплата производится страховщиком или регулирующей организацией на основании:
письменного заявления с приложением к нему проездного документа или страхового полиса, а в случае утери проездного документа - заверенной перевозчиком его копии либо копии ведомости продажи проездных билетов;
подлинника акта о несчастном случае с пассажиром на автомобильном транспорте, составленного перевозчиком по форме, прилагаемой к настоящему Положению, заверенного государственным органом, проводящим расследование дорожно-транспортного происшествия;
справки медицинского учреждения, подтверждающей факт и степень тяжести причиненного вреда здоровью пассажира или свидетельства о смерти пассажира;
документа о праве на наследство (для наследников - в случае гибели пассажира).
17. Акт о несчастном случае с пассажиром на автомобильном транспорте (Приложение) составляется в 3-х экземплярах перевозчиком (страхователем) на основании акта о дорожно-транспортном происшествии, составленного представителем органа, осуществляющего контроль за безопасностью дорожного движения, государства, на территории которого произошел страховой случай, и заверяется этим органом. Первый экземпляр такого акта передается перевозчиком (страхователем) пострадавшему пассажиру или его наследникам, а второй экземпляр акта в течение 10-ти дней с момента дорожно-транспортного происшествия направляется страховщику, заключившему договор страхования пассажиров.
Перевозчик обязан направить пострадавшему пассажиру или его наследникам акт о несчастном случае по месту требования последних.
18. Вопрос о взаимном признании Сторонами документов, являющихся основанием для страховой выплаты, решается на основании двусторонних договоров между регулирующими организациями Сторон.
19. Страховая выплата пострадавшему пассажиру или его наследникам производится страховщиком, обязанным осуществить страховую выплату, или регулирующей организацией в течение 10-ти банковских дней с момента получения ими документов, указанных в п.16 настоящего Положения.
В случае задержки страховой выплаты страховщик или регулирующая организация дополнительно выплачивает пострадавшим пассажирам или их наследникам процент на сумму удерживаемых средств по учетной ставке банковского процента, установленного государственным кредитным учреждением на день исполнения обязательств.
20. Страховщик или регулирующая организация освобождаются от обязанности производить страховую выплату в случае установления судом факта совершения им умышленных действий, повлекших за собой наступление страхового случая или способствующих его наступлению.
21. Решение об отказе в страховой выплате сообщается регулирующей организацией либо страховщиком в течение 10-ти дней пострадавшему пассажиру или его наследникам в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа.
22. Споры, связанные со страховой выплатой, подлежат рассмотрению в суде страны страховщика, заключившего с перевозчиком договор страхования пассажиров.
23. Страховщик или регулирующая организация имеют право на возмещение в регрессном порядке затрат, понесенных ими в связи с осуществлением страховых выплат.
Иск на возмещение указанных затрат предъявляется к любой стороне, виновной в наступившем страховом случае, в том числе и к перевозчику, заключившему договор страхования пассажиров.
V. Формирование и использование страховых резервов
24. Для обеспечения страховых выплат по договорам страхования пассажиров и реализации предупредительных мероприятий по сокращению риска возникновения страховых случаев страховщиками за счет страховых взносов (премий), доходов от инвестиционной и иной деятельности формируются страховой резерв и резерв предупредительных мероприятий, а регулирующей организацией - централизованный страховой фонд.
Взносы в централизованный страховой фонд перечисляются страховщиками на основании договоров, заключаемых ими с регулирующей организацией, но не реже одного раза в квартал.
25. Распределение общей суммы страховых взносов производится страховщиками на основании национальных нормативно-правовых актов, в которых рекомендуется учитывать следующие процентные соотношения:
60% (не менее) - на обеспечение страховых выплат пострадавшим пассажирам;
25% (не более) - в резерв предупредительных мероприятий;
15% - в централизованный страховой фонд.
26. Все средства из резерва предупредительных мероприятий направляются на финансирование комплекса мер по:
распространению и пропаганде безаварийных методов работы пассажирского автотранспорта на международных маршрутах;
повышению профессионального мастерства водителей автобусов международного сообщения;
улучшению материально-технической базы автотранспортных предприятий и организаций, осуществляющих международные пассажирские перевозки;
развитию информационно-диспетчерской связи на международных маршрутах.
27. Средства централизованного страхового фонда используются регулирующей организацией на:
осуществление страховых выплат пострадавшим пассажирам или их наследникам;
обеспечение взаиморасчетов по страховым выплатам между регулирующими организациями и страховщиками Сторон;
ведение дел по обязательному страхованию пассажиров.
VI. Порядок взаимоотношений регулирующих организаций и страховщиков
28. Взаимоотношения между регулирующей организацией и страховщиками одной Стороны, включая взаиморасчеты по страховым выплатам, регулируются договорами между регулирующей организацией и страховщиками, заключение которых для страховщиков и регулирующей организации является обязательным.
29. В случае выполнения обязательств по договору страхования в части страховой выплаты пострадавшим пассажирам вместо страховщика, заключившего договор страхования данных пассажиров, страховщиком или регулирующей организацией другой Стороны, взаиморасчеты между ними осуществляют регулирующие организации этих государств в соответствии с заключаемыми ими двусторонними договорами.
30. Взаиморасчеты по страховым выплатам между регулирующими организациями производятся на основании высылаемых ими друг другу дебет-нот за каждое истекшее полугодие.
В дебет-нотах указываются суммы каждой страховой выплаты, произведенной страховщиком или регулирующей организацией вместо страховщика, заключившего договор страхования пассажиров, или регулирующей организации другой Стороны. Суммы указываются в долларовом эквиваленте на момент осуществления страховой выплаты.
Дебет-нота высылается не позднее 10-ти дней после окончания полугодия.
31. В течение первых 20-ти дней после окончания полугодия регулирующие организации обязаны известить друг друга об имеющихся у них возражениях по полученным дебет-нотам.
При отсутствии возражений со стороны регулирующих организаций по истечении указанного в настоящей статье срока дебет-ноты считаются ими подтвержденными и указанные в них суммы в течение 30-ти дней после окончания отчетного полугодия подлежат перечислению соответствующей регулирующей организации.
Несогласованные регулирующими организациями суммы из полученных дебет-нот исключаются и при взаиморасчетах за истекшее полугодие не учитываются. После согласования данных сумм они повторно включаются в дебет-ноты за текущее полугодие.
32. В случае просрочки перечисления сумм, указанных в подтвержденных регулирующей организацией дебет-нотах, она дополнительно уплачивает пеню из расчета 12% годовых от неоплаченной суммы.
33. При взаиморасчетах учитываются следующие расходы, связанные с исполнением договоров страхования пассажиров:
а) полная сумма страховой выплаты пострадавшим пассажирам или их наследникам;
б) расходы регулирующей организации по ведению дел, но не более 15% от суммы, указанной в абзаце "а" настоящего пункта;
в) расходы на проведение технической и медицинской экспертизы, расходы на перевод документов, адвокатские расходы и судебные издержки и прочие подтвержденные документами расходы, возникающие при взаиморасчетах, но не более 30% от суммы, указанной в абзаце "а" настоящего пункта.
34. Споры регулирующих организаций, связанные со взаиморасчетами по страховым выплатам, разрешаются судом государства местонахождения ответчика, если иное не предусмотрено в договоре между регулирующими организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.