Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС
от 20 сентября 2002 г. N 76
Информация
о практике реализации принципа "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС
Решением Глав государств "пятерки" в октябре 1999 года было признано целесообразным осуществить переход на международный принцип во взаимной торговле стран Таможенного союза, на основе Протокола о внесении изменений и дополнений к Соглашению о создании зоны свободной торговли. Указанный Протокол был принят в СНГ 2 апреля 1999 года (таблица 1).
Основой этого процесса стали разработанные и подписанные межправительственные соглашения, заключенные между странами СНГ, в том числе, и "пятерки", а также двусторонние межправительственные соглашения в 1998 - 2000 гг. (таблица 2).
Республика Беларусь применяет принцип "страны назначения" в торговле:
- с Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;
- с Республикой Казахстан с 1 сентября 1999 года на основе двустороннего межправительственного соглашения.
В торговле с Российской Федерацией в соответствии с нормами Закона РБ "О налоге на добавленную стоимость" сохранен прежний принцип "страны происхождения".
Республика Казахстан применяет принцип "страны назначения" в торговле с Кыргызской Республикой с 18 декабря 1998 года, с Республикой Беларусь с 1 сентября 1999 года, с Республикой Таджикистан с 13 июля 2000 года, с Российской Федерацией с 1 июля 2001 года на основе двусторонних межправительственных соглашений.
Национальным законодательством Республики Казахстан при экспорте лома цветных и черных металлов ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются.
Кыргызская Республика применяет принцип "страны назначения" в торговле:
- с Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;
- с Казахстаном с 18 декабря 1998 года, с Российской Федерацией с 1 января 2001 года на основе двусторонних межправительственных соглашений.
Национальным законодательством Кыргызской Республики при экспорте золотых сплавов и аффинированного золота ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией двусторонними Соглашениями вступил в действие принцип "страны назначения" в торговле с Кыргызстаном с 1 января 2001 года, с Казахстаном с 1 июля 2001 года.
Федеральным законом от 22.05.01 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ (за исключением Республики Беларусь) переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерацией о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двухсторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа).
Налоговым Кодексом предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, реализуемых в режиме экспорта в государства-участники СНГ, и обложение налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из этих государств.
В торговле с Республикой Беларусь сохранен прежний принцип "страны происхождения".
Таким образом, в настоящее время при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа), помещенных под таможенный режим экспорта и ввозимых в Казахстан, Киргизию, Таджикистан применяется порядок взимания налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения". При реализации любых товаров в Белоруссию, а также нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, в Казахстан, Киргизию и Таджикистан порядок взимания налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с принципом "страны происхождения".
Республика Таджикистан применяет принцип "страны назначения" в торговле:
- с Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;
- с Республикой Казахстан с 13 июля 2000 года на основе двустороннего межправительственного Соглашения.
С Российской Федерацией с 1 июля 2001 года в соответствии с нормами статьи 189 Налогового кодекса Республики Таджикистан экспорт товаров (работ, услуг) облагается по нулевой ставке.
Практика применения во взаимной торговле стран ЕврАзЭС принципа взимания косвенных налогов по "стране назначения".
Предварительный анализ перехода на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран ЕврАзЭС по "стране назначения" и многочисленные обращения хозяйствующих субъектов в правительства стран и в Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС высветили общие проблемы в его реализации, такие как:
- возмещение экспортерам из бюджета сумм НДС, ранее уплаченных при приобретении материальных ресурсов;
- рост экспортно-импортных цен;
- поставки экспортных товаров по ценам, включающим НДС и др.
Переход Беларуси на принцип "страны назначения" с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан не создал существенных проблем во взаимной торговле и исчислении косвенных налогов. Вместе с тем, по мнению белорусской Стороны, необходимо дальнейшее сотрудничество налоговых служб в вопросах, связанных с обоснованностью зачета (возврата) НДС в отношении поставок товаров (работ, услуг) между субъектами наших стран.
Республикой Беларусь отмечается, что переход с 2000 г. на зачетный метод исчисления НДС и сохранение принципа "страны происхождения" во взаимной торговле с Российской Федерацией создало определенные трудности при исчислении налога на добавленную стоимость и привело к потерям для бюджета Беларуси. Обусловлено это тем, что при экспорте товаров, изготовленных с использованием российского сырья, Беларусь производит зачет (возврат) НДС, уплаченного в бюджет России.
В связи с этим бюджет Республики Беларусь несет потери от возмещения сумм НДС по экспортируемым товарам, изготовленным из российского сырья.
Казахстанская сторона отмечает также следующие проблемы:
- при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) юридические, а чаще физические лица-резиденты РК сталкиваются с отказом российской стороны отпускать товар по нулевой ставке НДС, объясняя это тем, что очень сложно подтвердить налоговым органам РФ осуществленный экспорт, и для возврата НДС требуется много времени, тем самым эти суммы НДС извлекаются из оборота;
- участники ВЭД сталкиваются с проблемой подтверждения экспорта. В налоговые органы в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса необходимо предоставлять копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе РК. Все эти документы не могут находиться у казахстанского экспортера, поэтому налоговые органы и сами участники ВЭД направляют запросы в таможенные органы, расположенные на границе с просьбой подтвердить прохождение груза через границу. Затрачивается дополнительно время, как у сотрудников таможенных органов, так и участников ВЭД;
- переработка товаров не подпадает под действие Соглашений о принципах взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения", импорт продуктов переработки подпадает под двойное налогообложение, что приводит к удорожанию импортируемой продукции.
Кыргызская сторона отмечает в качестве основной проблемы при реализации вышеназванных Соглашений отсутствие механизма взимания НДС при экспорте и импорте работ и услуг.
При переходе государств - членов ЕврАзЭС на принцип "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле основной проблемой являлась несогласованность сроков введения в действие нового принципа взимания косвенных налогов.
Вследствие этого возникали следующие проблемы:
- товары, экспортируемые из отдельных государств - членов ЕврАзЭС с выделенным в счетах-фактурах НДС не облагались;
- товары, экспортируемые из отдельных государств - членов ЕврАзЭС облагались НДС, при этом выделенный НДС в счетах-фактурах не включался в основу для исчисления налогов;
- товары, экспортируемые из отдельных государств - членов ЕврАзЭС облагались НДС, при этом выделенный НДС в счетах-фактурах включался в основу для исчисления налогов.
Несогласованность в установлении сроков также повлияла на ряд обстоятельств, которые используются участниками ВЭД в целях уклонения от уплаты НДС, вследствие чего и экспортеры и импортеры были заинтересованы в искажении данных, заявляемых для таможенных органов для начисления НДС.
Российская сторона отмечает неясность в налогообложении операций по реализации стабильного и нестабильного газового конденсата между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕврАзЭС.
Соглашением о ТН ВЭД СНГ от 31 ноября 1995 года в товарной позиции 270900 значится нефть сырая, а по подсубпозиции 270900100 - газовый конденсат природный. Из чего следует, что понятие нефть охватывает, в том числе, газовый конденсат. ТН ВЭД СНГ не предусматривает отдельной позиции как для стабильного, так и для нестабильного газового конденсата.
Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка "0" процентов не применяется при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, который вывозится на территории государств - членов СНГ, в том числе ЕврАзЭС.
Фактически на практике складывается ситуация, когда невозможно к реализации стабильного и нестабильного газового конденсата применить различный порядок обложения налогом на добавленную стоимость.
В целях урегулирования указанной проблемы подписан Меморандум о взаимопонимании между Минфином России и Министерством государственных доходов Республики Казахстан от 9 октября 2001 года.
Указанные проблемы, наряду с несвоевременным уведомлением хозяйствующих субъектов о вступивших в силу межправительственных соглашениях и межведомственных нормативно-правовых актах привели к случаям двойного налогообложения экспортно-импортных операций, росту контрабанды и псевдоэкспорта, и как следствие к снижению товарооборота между странами ЕврАзЭС и потерям бюджетов.
Статистика взаимной торговли государств - членов ЕврАзЭС
Статистика взаимной торговли государств - членов ЕврАзЭС показывает, что общий экспорт стран ЕврАзЭС в 2001 году снизился на 2,5%, импорт вырос на 16,7%, однако во взаимной торговле экспорт вырос на 1,6% и импорт снизился на 0,2%. Общее сальдо в 2001 году осталось положительным, однако произошло его снижение на 15% по сравнению с 2000 годом. Сальдо во взаимной торговле осталось отрицательным, однако произошло его снижение на 33,0% по сравнению с предыдущим годом.
Внешняя торговля Казахстана выросла на 5,8%, в том числе со странами ЕврАзЭС на 9,5%, России - на 3,6% и 0,1% соответственно. Однако имело место снижение показателей внешней торговли в Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане.
В Республике Беларусь товарооборот сократился в целом на 2,5%, со странами ЕврАзЭС на 2,0%, в Кыргызстане на 10,9%, а со странами ЕврАзЭС на 5,6%, в Таджикистане соответственно на 8,3% и 27,5%.
В I полугодии 2002 года во всех государствах ЕврАзЭС, за исключением Кыргызской Республики, отмечается существенное снижение внешнеторгового оборота со странами Сообщества. В Республике Беларусь при увеличении товарооборота в целом на 1%, с государствами ЕврАзЭС произошло снижение на 4%, в Казахстане общее снижение товарооборота составило 7%, со странами "пятерки" - 26%, в России соответственно - на 4% и 12%. В Таджикистане рост всего внешнеторгового оборота составил 6%, а товарооборот с государствами Сообщества снизился на 7%. В целом снижение внешнеторгового оборота государств - членов ЕврАзЭС во взаимной торговле в первом полугодии 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составило 1703,7 млн. дол. США (таблица 3).
Взаимная торговля между странами ЕврАзЭС остается несбалансированной. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Сообщества за первое полугодие 2002 года составило 389,3 млн. дол. США, в том числе по Республике Беларусь - (-647,6 млн. дол. США), Республике Казахстан - (-436,3 млн. дол. США), Кыргызской Республике - (-58,4 млн. дол. США), Республике Таджикистан - (-77,1 млн. дол. США). В Российской Федерации сальдо внешнеторгового баланса со странами ЕврАзЭС осталось положительным - 830,1 млн. дол. США, но снизилось по сравнению с 1 полугодием 2001 года на 14,2%.
Падение товарооборота Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана в первом полугодии 2002 года и несбалансированность взаимной торговли стран ЕврАзЭС требуют проведения углубленного аналитического исследования.
О возмещении НДС
В соответствии с национальными налоговыми законодательствами в государствах - членах ЕврАзЭС применяется различный перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения налога на добавленную стоимость.
В Республике Беларусь - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт.
В Республике Казахстан - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств. 5. Копия ГТД, оформленной в стране СНГ, на импорт товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.
В Кыргызской Республике - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств. 5. Копии ГТД на импорт. 6. Сертификат страны происхождения.
В Российской Федерации - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств.
В Республике Таджикистан - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств.
Очевидно, необходимо унифицировать перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения налога на добавленную стоимость в рамках ЕврАзЭС.
Вопросы унификации перечня документов, подтверждающих факт экспорта товаров, по мнению МНС России, могут быть решены при условии подписания на межгосударственном уровне единого Порядка документального подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, между налогоплательщиками государств - членов ЕврАзЭС. В разрабатываемом документе необходимо предусмотреть унифицированный перечень документов, подтверждающих фактический экспорт товаров и право на применение налогоплательщиком-экспортером налоговых вычетов.
В то же время единый подход таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС в применении унифицированных перечней документов обеспечил бы более простой и в то же время надежный алгоритм организации обмена информацией между таможенными и налоговыми службами Сторон о товарах, перемещаемых во взаимной торговле, обеспечивая при этом необходимый уровень обоснованности решений по возмещению НДС экспортерам данных товаров.
Вопросы организации информационного обмена между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества.
По мнению российской Стороны особое внимание следует обратить на проблему, связанную с организацией обмена информацией по внешнеэкономическим операциям между налоговыми и таможенными органами государств - членов ЕврАзЭС.
Для учета и контроля за перемещением товаров по территории государств ЕврАзЭС и обеспечения поступлений в бюджет НДС при переходе на уплату налогов по принципу "страны назначения" немаловажно оперативное взаимодействие налоговых и таможенных служб по вопросам информационного обмена.
Ужесточение государственного контроля за перемещением товаров между странами ЕврАзЭС необходимо осуществлять, с одной стороны, путем унификации налогового законодательства в рамках ЕврАзЭС, а с другой стороны, путем повышения эффективности координации оперативно-информационной деятельности между налоговыми и таможенными органами государств Сообщества.
В этой связи 25 января 2002 года подписано межправительственное Соглашение "Об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества".
В ц
<< Назад |
||
Содержание Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г. N 76 "О практике реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.