Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Интеграционного
Комитета ЕврАзЭС
от 26 апреля 2003 г. N 215
Информация
о состоянии процессов интеграции транспортных комплексов государств - членов ЕврАзЭС
Одной из приоритетных задач Евразийского экономического сообщества является формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.
Ее реализация осуществляется государствами Сообщества в рамках Соглашения о формировании Транспортного союза, принятого 22 января 1998 года.
За время, прошедшее с момента вступления в силу указанного Соглашения, компетентными органами Сторон проведена определенная работа по выполнению его положений. В то же время остается еще много нерешенных вопросов, препятствующих развитию взаимовыгодного сотрудничества в транспортной сфере. В настоящей информации представлен анализ текущего состояния интеграционных процессов в транспортном комплексе государств - членов Сообщества.
Законодательная база транспортного взаимодействия
Необходимым условием осуществления единой транспортной политики в рамках Сообщества является идентичность законодательных баз государств - членов ЕврАзЭС, регулирующих деятельности транспортных комплексов.
К сожалению, в настоящее время из-за существующих различий в национальных транспортных законодательных и иных нормативных правовых актах не всегда эффективно используются имеющиеся возможности активизации сотрудничества в транспортной сфере.
Для предметного изучения этой проблемы планируется провести сравнительно-правовой анализ действующих национальных законодательных актов в области транспорта на предмет их соответствия положениям заключенных между государствами Сообщества договоров. Подготовлено соответствующее Техническое задание по этому вопросу Комиссии по унификации транспортных законодательств, созданной при Совете по транспортной политике. Рекомендации Комиссии по гармонизации транспортного законодательства государств - членов ЕврАзЭС после их обсуждения на Совете будут внесены на рассмотрение органов управления интеграцией ЕврАзЭС.
Автомобильный транспорт
Анализ показывает, что в автомобильном сообщении между государствами - членами ЕврАзЭС и транзитом через их территории много нерешенных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развития торгово-экономических отношений между ними и с третьими странами.
Главной проблемой для автомобильного транспорта, осуществляющего международные грузовые перевозки внутри территорий государств - участников Транспортного союза, является применение государствами - членами ЕврАзЭС, за исключением Российской Федерации, разрешительной системы на въезд/выезд и транзитный проезд по своим территориям.
Передвижению автотранспортных средств внутри территорий государств - участников Транспортного союза также препятствуют устанавливаемые на местах органами исполнительной власти нефизические барьеры, такие как экологические сборы, плата за пользование транспортной инфраструктурой, другие административные ограничения.
В целях устранения этих проблем и обеспечения благоприятных условий для перемещения автотранспортных средств по территориям государств - участников Транспортного союза в ноябре 1998 года главами правительств государств - членов ЕврАзЭС принято Соглашение о международном автомобильном сообщении.
Согласно положениям этого документа перевозки грузов автомобильным транспортом между территориями государств Сторон, или транзитом внутри Транспортного союза через их территории, должны осуществляться на безразрешительной основе, освобождаться от налогов и сборов, связанных с использованием или содержанием дорог, им обеспечиваться равные условия с национальными перевозчиками.
Однако это важное Соглашение пока не вступило в силу и действует в части, не противоречащей национальным законодательствам. По состоянию на 20 ноября 2002 года Республика Беларусь и Республика Казахстан не выполнили по нему необходимые внутригосударственные процедуры. На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в сентябре т.г. по данному вопросу принято решение о завершении указанными государствами в возможно короткие сроки внутригосударственных процедур, позволяющих Соглашению обрести законную силу.
Другой серьезной проблемой, стоящей на пути международного автомобильного сообщения, является отсутствие в рамках ЕврАзЭС согласованной политики по установлению единых требований к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам автотранспортных средств. Это объясняется главным образом состоянием автомобильных дорог стран Сообщества, содержанию которых в последние годы не во всех государствах уделялось должное внимание.
По качеству многие автомобильные магистрали, в том числе входящие в международные транспортные коридоры, не соответствуют международным стандартам. Дороги, построенные с расчетом устаревших требований нагрузки, до 6 тонн на ось, нуждаются в усилении дорожного покрытия, расширении проезжей части. Указанные факторы ограничивают технические параметры транспортных средств, скорость движения автомобилей, их максимальную загрузку, увеличивают срок доставки грузов потребителю, и тем самым, приводят к повышению стоимости перевозок.
Также не на всех международных автотранспортных маршрутах сервисное обслуживание соответствует международным нормам. На них недостаточное количество пунктов ремонта, гостиничных комплексов, заправочных станций.
Советом по транспортной политике готовится Перечень международных автомобильных дорог государств Сообщества, которые предлагается в приоритетном порядке довести до уровня международных стандартов. Это, несомненно, позволило бы максимально использовать огромный транзитный потенциал стран ЕврАзЭС.
Срок доставки грузов потребителям и стоимость перевозки в определенной степени увеличивается и из-за продолжительности проведения таможенного, пограничного, фитосанитарного и других видов контроля автотранспортных средств. В связи с этим в настоящее время Советом по транспортной политике прорабатывается вопрос о внедрении на межгосударственных контрольных постах принципа "две границы - одна остановка".
Совет по транспортной политике также работает над подготовкой предложений по выработке согласованного порядка и организации контроля за въездом/выездом всех транспортных средств, включая транспортные средства государств, не являющихся участниками Транспортного союза, на внешних границах государств - членов ЕврАзЭС с третьими странами.
Железнодорожный транспорт
Этот вид транспорта является наиболее экономичным наземным видом транспорта, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния. На его долю в странах ЕврАзЭС приходится до 80 процентов грузовых и 45 процентов пассажирских перевозок.
Интеграционное взаимодействие государств - членов Евразийского экономического сообщества в данной сфере направлено на проведение согласованной политики в области развития железнодорожного транспорта, снижение транспортной составляющей в стоимости перевозимых грузов, что в конечном итоге создает условия для устойчивого роста национальных экономик.
Сотрудничество стран Сообщества в области железнодорожного транспорта в основном осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ и стран Балтии (СЖТ), Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).
К позитивным моментам интеграции в области железнодорожного транспорта государств - членов ЕврАзЭС можно отнести сохранение ими единого технико-технологического режима работы. На железных дорогах применяются единые положения Правил технической эксплуатации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе. Созданы и функционируют автоматизированный банк данных грузовых вагонов и контейнеров, приняты Правила эксплуатации, полномерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. Ежегодно ведется разработка графика движения и плана формирования поездов в международном сообщении.
В то же время в вопросе сотрудничества на железнодорожном транспорте имеется ряд серьезных проблем, решение которых способствовало бы стимулированию развития реального сектора национальных экономик и активизации экономических и хозяйственных связей между государствами Сообщества.
Речь, прежде всего, идет о согласованной тарифной политике, способной обеспечить более высокую загрузку железнодорожных магистралей. Сохранение высоких тарифов в межгосударственном сообщении, по сравнению с внутригосударственными тарифами, препятствует увеличению товарооборота не только между государствами ЕврАзЭС, но и с третьими странами. Принятая в 1996 году главами правительств СНГ Концепция установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте требует конкретизации применительно стран Евразийского экономического сообщества, нацеленных на более тесную экономическую интеграцию.
В этих целях, по поручению Межгосударственного Совета от 26 октября 1999 года, ведется работа по согласованию конкурентоспособных сквозных тарифных ставок на перевозки грузов между государствами - членами ЕврАзЭС на взаимовыгодной основе. Рабочей группой разработан проект Соглашения об общих принципах применения железнодорожных тарифов, единых для государств - членов Сообщества, предусматривающий создание и использование единой тарифной базы при перевозках грузов в межгосударственном железнодорожном сообщении, согласованный порядок установления сквозных тарифных ставок. Этот документ одобрен на Совете по транспортной политике и внесен на рассмотрение Комиссии Постоянных представителей.
Нуждается в своем решении и социально значимая проблема - ликвидация различий в оплате проезда пассажиров во внутреннем и межгосударственном сообщениях. В настоящее время для снижения платы за проезд в 2-3 раза пассажиры вынуждены делать пересадку в одном из стыковых пунктов между государствами. Этот вопрос, по мнению Совета, следует рассмотреть на межгосударственном уровне, где договориться о применении равной стоимости проезда для всех граждан государств - участников Транспортного союза.
Проблемой, существенно снижающей скорость доставки грузов, является и сокращение времени обработки поездов на пограничных стыковых пунктах. Выход из ситуации представляется в разработке и принятие межгосударственного документа, позволяющего упростить выполнение таможенных, пограничных и других контрольных процедур на внутренних границах стран Сообщества и проводить совместный досмотр.
Воздушный транспорт
Сотрудничество государств - членов ЕврАзЭС в области воздушного транспорта осуществляется в основном в рамках Межгосударственного авиационного комитета СНГ и Международной организации гражданской авиации, а также на основе заключенных двухсторонних соглашений.
В вопросах взаимодействия гражданской авиации стран Сообщества требуют внимания следующие проблемы:
Соглашение о формировании Транспортного союза предусматривает Сторонами реализацию мер по установлению размеров аэропортовых, а также аэронавигационных сборов для авиакомпаний государств - участников Транспортного союза по ставкам, определенным для своих национальных авиаперевозчиков. Однако эта работа пока не начата. Государствами - членами ЕврАзЭС применяются различные размеры оплаты, для национальных авиаперевозчиков и для авиакомпаний других государств, за использование аэропортов и организацию воздушного движения.
В ряде случаев, отдельные авиационные администрации, в частности Российской Федерации и Республики Казахстан, используя географическое положение своих государств для получения дополнительной прибыли, предоставляют более протяженные воздушные трассы воздушным судам других государств.
Совет по транспортной политике в пределах своей компетенции намерен работать над решением этих и других проблем.
Использование международных транспортных коридоров
Географическое положение государств - членов ЕврАзЭС, между европейскими государствами и странами азиатско-тихоокеанского региона и юго-восточной Азии, обуславливает высокий транспортно-транзитный потенциал. Для сопряжения сети транспортных коридоров, проходящих по территориям государств - членов ЕврАзЭС, с магистралями этих стран в рамках Сообщества изучается вопрос о целесообразности продления панъевропейского транспортного коридора N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород) в направлении Казахстан - КНР, присоединения к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север - Юг", заключенному между правительствами России, Индии и Ирана, других государств - членов ЕврАзЭС.
Государства - члены ЕврАзЭС проводят активную работу по совместному исследованию конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозированию основных евроазиатских и трансазиатских грузопотоков. В этих целях организован пробный пропуск контейнерного поезда по маршруту Китай - Казахстан - Россия - Беларусь - Польша - Германия, подтвердивший возможность практического осуществления регулярного движения контейнерных поездов по этому маршруту в составах до 50 вагонов. В настоящее время заинтересованными ведомствами стран - участниц данного маршрута осуществляется работа по согласованию тарифов и графика движения контейнерных поездов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.