2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной Программы Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, государственным заказчиком - Министерство промышленности Республики Беларусь.
3. Государственному заказчику-координатору Программы совместно с государственным заказчиком Программы в двухмесячный срок подготовить и внести проект Программы в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Совета Министров |
М.Касьянов |
Предложение Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства промышленности Республики Беларусь о разработке проекта научно-технической программы Союзного государства
"Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов"
(одобрено постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2003 г. N 21)
1. Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
Стратегической задачей любого государства является обеспечение:
- военной безопасности;
- продовольственной безопасности;
- экологической безопасности;
- технологической независимости;
- охраны здоровья.
Все эти задачи невозможно решить без применения оптики.
Основные области применения оптических приборов
Машиностроение и приборостроение:
- Контрольно-измерительные приборы для высокоточных линейных и угловых измерений деталей и узлов, метрологической аттестации средств измерения;
- фотометрические приборы, колориметры, световые микроскопы и поляриметрические приборы для измерения оптических характеристик источников света, тканей, бумаг, красок, структурного анализа материалов, измерения и оценки деформаций в реальном масштабе;
- лазеры для точной лазерной обработки материалов (сварка, резка, раскрой, сверление);
- геодезические приборы и светодальномеры для точных измерений в промышленном и гражданском строительстве, монтажа крупногабаритного оборудования.
Металлургия:
- спектральные приборы для экспресс-анализа металлов и сплавов;
- световые микроскопы для структурного анализа металлов и сплавов;
- спектральные, фотометрические, рефрактометрические приборы для контроля температуры металлов и сплавов в процессе плавления, чистоты жидких, твердых и газообразных веществ.
Химия:
- спектральные приборы и микроспектрофлуориметры для анализа распределения микропримесей по сечению образца и определение их состава;
- поляриметрические приборы для высокоточных измерений состава сложных смесей органических соединений.
Геология, геодезия, картография:
- приборы спектральные, спектрозональная тепловизионная аппаратура, геодезические и фотограмметрические приборы для обнаружения и распознавания природных образований, растительности и полезных ископаемых, топопривязки.
Информатика и связь:
- интегральная оптоэлектронная схемотехника, голографические элементы памяти, электронно-оптические модуляторы для создания систем с элементами искусственного интеллекта, нового поколения оптической вычислительной техники для обработки и хранения сверхбольших объемов информации; оптических систем связи.
Научные исследования:
- астрономические приборы, в т.ч. телескопы большого диаметра наземного и космического базирования для изучения Вселенной и околоземного космического пространства;
- лазеры и высокоскоростные камеры для изучения Вселенной и околоземного космического пространства;
- спектральные и спектрорадиометрические приборы для изучения вещества на атомарном и молекулярном уровне;
- приборы для исследования неоднородностей в прозрачных средах, исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов, выбора оптимальных конструктивных форм;
- световые микроскопы для исследований тканей живых организмов на клеточном уровне.
Агропромышленный комплекс и его перерабатывающие отрасли:
- спектральные приборы, фотометрические приборы, световые микроскопы, рефрактометрические и поляриметрические приборы для выполнения оперативного контроля качества важнейших сельскохозяйственных продуктов питания, создания новых высокоэффективных удобрений почвы на основе легкорастворимого стекла, оценки урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.
Медицина:
- офтальмологические приборы для клинических исследований глазных сред, микрохирургии глаза, подбора и назначения средств коррекции зрения, исследований световой и цветовой чувствительности глаза, лечения дефектов зрения;
- световые микроскопы, тепловизионные приборы, спектральные приборы (спектрофлуориметры) и поляриметрические приборы для повышения достоверности диагностики, эффективности лечения и оперативного вмешательства в области гастроэнтерологии, проктологии, урологии, фтизио-пульмонологии, кардиологии, гинекологии, офтальмологии;
- эндоскопические приборы: тонкие, особо тонкие гибкие эндоскопы, жесткие эндоскопы, жесткие эндомикроскопы; операционные микроскопы; лазеры; УФ-облучающие системы для оперативного вмешательства в области офтальмологии, микро- и нейрохирургии, оториноларингологии; обеззараживания медицинского инструмента.
Экология:
- комплексные системы экологических обследований для измерений содержания и экспресс-мониторинг загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах, почве; измерения газов - загрязнителей и пыли в атмосфере; контроль за экологической ситуацией в регионе;
- фотометрические, спектральные и спектрозональные приборы, лидары для определения малых концентраций вредных примесей в жидких средах, определения элементного состава жидких сред, в т.ч. экспресс-анализа природных, технологических сточных вод; выявления токсичных молекулярных примесей в воде и поверхностных пленках; обнаружения нефтепродуктов, тяжелых металлов и ксенобиотиков (в т.ч. диоксинов);
- геодезические приборы для слежения за подвижками земной коры и долговременного прогнозирования землетрясений;
- приборы ночного видения для контроля за нарушителями в ночное время.
Обеспечение культурного досуга населения:
- фотокинотехника, диапроекторы, оборудование для обслуживания фотолюбителей, зрительные трубы, бинокли, прицелы для охотничьих ружей, приборы ночного видения, любительские телескопы, игрушки для обеспечения культурного досуга населения и создания широкой гаммы ТНП оптического профиля и комплекса услуг населению по их обслуживанию.
Оптические и оптико-электронные приборы и системы, применяемые в вооружении и военной технике:
- комплексы и системы контроля космического пространства и раннего предупреждения о стартах МБР; системы и приборы солнечной, звездной и планетной ориентации пилотируемых и беспилотных КА; приборы для измерения линейных элементов внешнего ориентирования КА (лазерные дальномеры и высотомеры); аппаратура видового наблюдения и фотографирования из космоса; наземная аппаратура дешифрирования; аппаратура прицеливания и астрокоррекции МБР, прицеливания тактических ракет; аппаратура аэрофоторазведки и наземной обработки информации; системы переднего обзора; лазерные дальномеры-подсветчики; теплопеленгаторы и лазерные гироскопы для самолетов и вертолетов; оптико-электронные головки самонаведения для авиационных ракет и корректируемых авиабомб; ГСН для различных классов ракетных комплексов; оптические и оптико-электронные системы для подвижных сухопутных комплексов; наблюдательные приборы (дневные, ночные, тепловизионные); артиллерийские лазерные дальномеры (носимые, переносимые, возимые) и системы подсветки целей; прицелы для стрелкового вооружения и гранатометов (дневные, ночные, тепловизионные); смотровые и водительские приборы; прицелы и системы управления огнем для объектов БТТ и артиллерийских комплексов Сухопутных войск; ГСН для управляемых снарядов; перископы и астрокорректоры для ПЛ; гидрооптическая и авиационная аппаратура обнаружения ПЛ; аппаратура подводного, подледного, межотсечного наблюдения и освещения внешней обстановки; аппаратура прицеливания МБР различного базирования; лазерная аппаратура связи с объектами, находящимися в различных средах; прицелы, визиры и системы управления огнем для ракетно-артиллерийских комплексов и аппаратура освещения внешней обстановки для надводных кораблей; волоконно-оптические системы связи и передачи информации управления войсками; оптические датчики и лазерные гироскопы; средства оптико-электронного противодействия; оптико-электронные и лазерные системы для дистанционного контроля за химической и радиологической обстановкой; лазеры для подавления оптико-электронных средств различного базирования; очки и фильтры для защиты от СИЯВ и ОКГ.
В настоящее время научно-технический прогресс во всем мире характеризуется постоянно расширяющимся использованием достижений оптики, оптических методов и оптико-электронных приборов.
Создание нового поколения оптико-электронных приборов и комплексов связано в первую очередь с изготовлением основной элементной базы любого оптико-механического или оптико-электронного комплекса, а именно, оптической детали, т.е. линзы, призмы, пластины, зеркала, сетки, дифракционные решетки и т.д., любого типоразмера от микрооптики (диаметр <= 1- 8 мм) до астрооптики ( диаметр от 600 мм до 10 м - 100м).
К настоящему времени сложилось катастрофическое положение с состоянием технологического оборудования для производства оптических деталей на предприятиях России и Беларуси (см. таблицу). Оборудование с возрастом эксплуатации свыше 10 лет составляет 98,9% (см. таблицу).
Таблица
Группа оборудования | Количество оборудования, ед. на 01.01.90 г. |
Количество оборудования, ед. на 01.10.2002 г. |
||
Всего | в т.ч. со сроком эксплуатации свыше 10 лет, ед./% |
Всего | в т.ч. со сроком эксплуатаци и свыше 10 лет, ед./% |
|
Всего оборудования, в т.ч. |
12350 | 7820/63,3 | 8350 | 8260/98,9 |
- заготовительное | 2730 | 1770/64,8 | 1860 | 1820/97,8 |
- шлифовально-полиро- вальное |
7410 | 4450/60,0 | 5050 | 5040/99,8 |
- центрировочное | 910 | 620/68,1 | 620 | 610/98,4 |
- вакуумное | 730 | 420/57,5 | 500 | 460/92,0 |
Существующее оборудование построено на технологических принципах и под задачи техники 80-х годов и требует срочного обновления.
Оборудование не обновлялось практически 10-15 лет. Произошло резкое уменьшение (в 4 - 5 раз) высококвалифицированных технологов, конструкторов, рабочих-оптиков, занятых в сфере оптического производства.
Средний возраст исследователей, конструкторов, технологов превысил 55 лет и продолжает возрастать.
Из-за отсутствия необходимого финансирования для развития оптической технологии и станкостроения отставание России и Беларуси в этой области от передовых развитых стран достигло 8 - 10 лет.
Федеральной целевой программой Российской Федерации "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы и другими программами России не предусмотрено проведение НИОКР, направленных на решение технологических проблем обработки оптических сред. Предлагаемая Программа является, по существу, основной и определяющей в части решения задач по созданию опережающих компьютеризированных технологий изготовления оптической элементной базы из различных оптических материалов (сред) различного типоразмера и назначения.
Передовые страны, которые определяют научно-технический прогресс (США, Англия, Германия, Япония, Франция), в том числе в области новых вооружений, имеют многообразную развитую техническую инфраструктуру, комплексно занимающуюся всеми разделами оптики и оптико-электронного приборостроения, начиная от фундаментальных проблем оптики и оптического материаловедения, создания новой оптической элементной базы и заканчивая разработкой комплексов и оптико-электронных систем самого разнообразного назначения. Во всех развитых зарубежных странах оптика пользуется большой государственной поддержкой.
Так, например, с целью сохранения лидирующего положения на мировом рынке в США разработана перспективная долгосрочная программа "Преобразование оптической промышленности". Эта программа рассчитана на 10 лет и предусматривает не только, естественно, в первую очередь, коренную модернизацию оборудования и технологий обработки оптики, но и преобразование структуры и информационного обеспечения оптической промышленности. На эту программу предусмотрено финансирование 24 млрд. долларов. Программа ориентирована на продвижение США в области оптических технологий в XXI век.
Процесс распада уникального российско-белорусского оптического технологического комплекса можно остановить при активной государственной поддержке.
Договором о создании Союзного государства, подписанным президентом Республики Беларусь и президентом Российской Федерации 8 декабря 1999 года, определена как одна из важнейших задач Союзного государства - задача формирования единого научно-технологического пространства, разработка совместных программ и проведение фундаментальных и прикладных работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологии.
В ряде определяющих документов: в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Перечне критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N ПР-578, ставится задача создания отечественной технологии изготовления оптических деталей.
Научно-технический Совет Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам своим решением от 9 декабря 2002 г. отметил, что развитие и совершенствование вооружений и специальной техники определяется состоянием и уровнем развития производства оптических материалов и технологии их обработки.
Отмечая стратегическую значимость оптических материалов и технологий их обработки для оборонной промышленности, и считая обеспечение создания высокоэффективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) необходимыми перспективными оптическими средствами и технологиями отечественного производства важнейшей государственной задачей секция НТС решила:
- считать работы в области исследования, разработки, производства оптических сред и технологий их обработки приоритетными;
- определить основные задачи в области развития технологий:
- создание конкурентоспособных технологий и оборудования для обработки оптических материалов;
- разработку программы создания компьютеризированного обрабатывающего оборудования от микрооптики до астрооптики.
Уровень создаваемых технологий и оборудования в оптическом приборостроении, предусмотренных предлагаемой Программой, существенно повысит эффективность практически всех видов вооружения и военной техники и обеспечит реализацию заданий, предусмотренных утвержденной Президентом Российской Федерации Государственной программы вооружения на 2001 - 2010 гг.
Для кардинального улучшения положения в оптической промышленности России и Беларуси, восстановления ее ведущей роли и обеспечения надежной конкурентоспособности на мировом рынке в области создания оптико-электронных приборов и систем самого различного назначения в ближайшем будущем и в дальнейшей перспективе необходимо коренным образом модернизировать оборудование и технологические процессы, применяемые для изготовления оптических компонентов на предприятиях Беларуси и России в настоящее время.
2. Обоснование актуальности разработки Программы, ее экономической эффективности для Беларуси и России
Для обеспечения в настоящее время задач, стоящих перед оптической и оптико-электронной отраслями Союзного государства, необходимо с учетом опыта работ 1998 - 2003 гг. разработать и реализовать Программу по всем технологическим переделам, видам оптических сред и нетрадиционных материалов с целью создания компьютерных технологических процессов обработки и контроля оптических деталей..
Предлагаемая Программа (2004 - 2008 гг.) является дальнейшим развитием программы Союзного государства "Разработка опережающих технологий "двойного" применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования" (1998 - 2002 гг.), утвержденной Постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 2 декабря 1997 г. N 5, продленной на 2003 г. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 30 декабря 2002 г. N 50.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение "Оптика" (ранее Научно-производственное объединение "Оптика" (НПО "Оптика"), образованное Постановлением Совета Министров СССР от 24.05.68 г. N1082 и входившие в него до 1992 г. Научно-исследовательский технологический институт оптического станкостроения и вакуумной техники (НИТИ "ОС и ВТ"), теперь НП РУП "ОС и ВТ" (г.Минск), Беларусь) и "Сморгонский завод оптического станкостроения" (СЗОС), теперь ПО РУП "СЗОС" (г.Сморгонь, Беларусь), являлось головным и единственным предприятием в СССР, а теперь и в России в области технологии (материалы, инструмент, станки, метрология и т.д.) холодной обработки оптических сред.
До настоящего времени эти предприятия сохранили оптимальную систему научно-технического взаимодействия, научный потенциал, необходимые инженерные ресурсы и производственные мощности для разработки и изготовления опытных образцов высокопроизводительного оптического оборудования, разработки технологий обработки оптических материалов.
За время реализации Программы создана научно-техническая продукция более 50-ти наименований, в том числе:
- специальное программно-управляемое компьютеризированное обрабатывающее оборудование;
- вакуумно-доводочные комплексы;
- автоматизированные метрологические средства контроля оптических элементов и систем;
- специальные полирующие материалы и инструменты на их основе;
- разработаны алгоритмы и программное обеспечение управления техпроцессом формообразования оптических деталей на различных стадиях обработки и контроля.
Созданные компьютеризированные комплексы обработки крупногабаритной асферической оптики (станок, прибор контроля, технологическое и информационное программное обеспечение) не уступают лучшим зарубежным образцам фирм Reosk (Франция), LOH и Optotech (Германия), Schneider (Германия).
Заявки на приобретение созданного в результате выполнения первой Программы оборудования были подтверждены на совещании главных оптиков в октябре 2002 г. предприятиями ОАО "Красногорский завод им.С.А.Зверева", ОАО "Лыткаринский завод оптического стекла", ГУП "ПО "Новосибирский приборостроительный завод", ОАО "Ленинградское оптико-механическое объединение".
Так например, потребность только предприятий России и Беларуси в созданных по программе сферошлифовальных станках мод. АШС-35 составляет порядка 250 - 300 единиц.
При условии постановки на серийное производство стоимость этого оборудования будет в 3 - 5 раз ниже стоимости аналогичного оборудования фирм LOH и Optotech (Германия), что дает экономию от 20,0 до 25,0 млн. долларов .
Главный эффект реализации Программы - это обеспечение создания оптико-электронных приборов и комплексов нового поколения с качественно новыми выходными параметрами и принципами работы на основе применения современной оптической элементной базы, изготавливаемой на основе передовой технологии и оборудовании.
Эффективность ассигнований на Программу - интегральный результат экономического и социального эффектов в оптико-электронном производственном комплексе:
- в результате высокой эффективности приоритетных НИОКР оптико-электоронных систем и изделий, использующих новые технологические решения и компьютеризированное оптикообрабатывающее оборудование;
- участие изделий оптического комплекса, созданного на основе прогрессивных технологий, в эффекте у всех видов потребителей, работающих в интересах обороны, науки, промышленности и населения;
При этом будут учтены требования малых предприятий, которые смогут использовать это оборудование с применением недорогих компьютеров и соответствующего программного обеспечения, и предприятий с большим объемом производства.
Реализация Программы обеспечит условия для:
- сокращения по номенклатуре существующего сегодня оптико-обрабатывающего оборудования в 2,0-2,5 раза;
- оснащения в результате технического перевооружения предприятий оптической промышленности Беларуси и России технологиями двойного применения, базовой номенклатурой технологического оборудования на принципах управляемого формообразования, специальными метрологическими средствами, инструментом и материалами для прецизионной обработки всех видов оптических материалов, замене устаревшего станочного парка оптической промышленности, освобождение от импортной зависимости по оборудованию, инструменту и материалам; при одновременном высвобождении производственных площадей в оптических производствах в 1,5 - 2,0 раза;
- сохранения научно-технического потенциала, сложившейся специализации, совершенствование интеграционных связей Беларуси и России.
3. Основные способы решения проблемы и перечень совместных мероприятий, необходимых для реализации Программы, сроки ее выполнения
Целью предлагаемой Программы является разработка опережающих компьютеризированных технологий, материалов и инструментов на их основе для обработки оптических сред, опытных образцов автоматизированного оборудования для изготовления оптической элементной базы различного типоразмера и назначения, сокращающего или полностью исключающего процессы установки и наладки, типичные для обычных способов изготовления, также многоступенчатые станочные и ручные операции, требующие высокой квалификации операторов.
Программа Союзного государства "Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов" рассчитана на 5 лет (2004 - 2008 годы) с поэтапным выполнением работ и их финансированием.
Программа реализуется в два основных этапа:
1 этап. Проведение НИОКР по созданию технологий, материалов и инструментов, опытных образцов оборудования нового поколения для обработки и контроля оптических деталей любой формы и геометрии и оптических систем.
2 этап. Испытание опытных образцов оборудования, корректировка конструкторской документации.
В новую Программу предполагается включить проведение исследований, разработку, изготовление и технологические испытания опытных образцов технологического оборудования, материалов, инструментов и технологий, в т.ч.:
- автоматизированное управляемое компьютерами оборудование для обработки оптических компонентов, сокращающее, или полностью исключающее процессы установки и наладки, типичные для обычных способов производства, а также многоступенчатые станочные и ручные операции, требующие высокой квалификации операторов;
- специализированное оптическое оборудование для обработки всей номенклатуры оптических деталей на трудоемких ручных заготовительных операциях;
- специализированные технологические обрабатывающие центры по изготовлению асферической оптики диаметром до 100 мм с кривизной обрабатываемой поверхности любого порядка;
- комплекс специального оборудования с программным управлением для обработки деталей микрооптики диаметром от 1 до 10 мм по всем технологическим переделам;
- многооперационные модули для обработки плоской оптики (призмы, пластины и др.) по всем операциям технологического цикла;
- технологические модули автоматизированного формообразования в реальном масштабе времени крупногабаритной оптики диаметром от 300 до 2000 мм сферических, плоских и асферических (в т.ч. внеосевых) оптических деталей;
- специализированное оборудование для механизации и автоматизации трудоемких ручных, экологически вредных вспомогательных операций;
- специализированные вакуумные модули для нанесения гаммы оптических покрытий во всем спектральном диапазоне и вакуумного формообразования прецизионных асферических поверхностей оптических деталей;
- специализированное оборудование для обработки "сверхгладких" поверхностей оптических деталей (путем ионной, магнитореологической и др. методов обработки);
- компьютеризированные системы технологического контроля параметров оптических деталей, встраиваемые в обрабатывающие станки и модули;
- компьютеризированные системы интерференционного контроля погрешности формы оптических поверхностей обрабатываемых деталей на операциях шлифования, полирования, доводки и в процессе аттестации готовой продукции;
- компьютеризированные системы контроля и анализа качества изображения объективов оптико-электронных изделий во всем спектральном диапазоне в процессе сборки, юстировки и аттестационного контроля;
- проведение исследований влияния различных составов материалов и инструментов на их основе для обработки оптических деталей из различных оптических материалов и различных типоразмеров на различных технологических переходах обработки от заготовительного до финишного;
- проведение комплекса исследований влияния различных клеящих композиций на надежность и точность базирования оптической заготовки при автоматизированной блокировке;
- проведение комплексных исследований влияния погрешности перемещения и жесткости шпиндельных узлов инструментов и изделия на точность формообразования при сферошлифовании;
- материалы и инструменты нового поколения для обработки широкой номенклатуры оптических деталей из различных оптических материалов по основным технологическим операциям на специализированном оборудовании и автоматизированных обрабатывающих центрах.
ФГУП "НПО" "Оптика" (г.Москва) и РУП "ОС и ВТ" (г.Минск) обладают необходимым научно-техническим потенциалом и материально-технологической базой опытного производства, что гарантирует выполнение НИОКР в установленные сроки в заданных объемах.
Перечень системных мероприятий, основные направления проекта Программы и объемы финансирования из бюджета Союзного государства (раздел 3 этапы 1 и 2 Предложения) - приложение на 7 листах.
Технический уровень разработок, предлагаемых к выполнению Программой, соответствует прогнозируемому мировому уровню на период реализации Программы по соответствующему классу оборудования и разрабатывается в соответствии с действующими международными стандартами.
Реализация Программы выгодна для России и Беларуси, т.к. обеспечит использование накопленного в Республике Беларусь и Российской Федерации научно-технического и производственного потенциала в области прецизионных и нанометрических технологий обработки и контроля оптических деталей систем.
Предусматривается организовать выполнение предлагаемой программы по ежегодным договорам государственных заказчиков и исполнителей. Исполнитель согласовывает договора также с головным исполнителем программы. Приемка работ и этапов производится комиссией организуемой госзаказчиком, при необходимости межгосударственной комиссией.
4. Оценка соответствия программных мероприятий социально-экономическим, экологическим и иным требованиям интересов государств-участников
В результате реализации Программы будут созданы опытные образцы базового технологического оборудования, разработаны базовые (типовые) технологические процессы обработки оптических деталей различной формы и геометрии, различного типоразмера от микроптики до астрооптики. Созданная технологическая база тем самым позволит предприятиям изготовителям оптико-механических изделий обеспечить выпуск прецизионной оптической элементной базы, что в свою очередь позволит создать новый класс оптико-механических и оптико-электронных изделий самого различного назначения.
Решение планируемых ключевых технологических проблем позволит поддержать и сохранить на высоком техническом уровне российское и белорусское оптико-электронное приборостроение специального и гражданского назначения, удовлетворит потребности обороны, науки и промышленности в новейших высоких технологиях:
- обеспечит обновление парка устаревшего оборудования новым компьютеризированным программно переналаживаемым и экологически чистым оборудованием;
- создать на базе нового оборудования новые формы организации производства оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов двойного назначения, максимально адаптированные к условиям рынка;
- развить производство и обеспечить отечественный рынок оптико-механическими и оптико-электронными приборами все отрасли народного хозяйства и потребности населения;
- обеспечить качественно новый уровень экспортоориентированной продукции гражданского и специального назначения;
Общая потребность российских и белорусских предприятий оптического приборостроения в оборудовании, предлагаемом к разработке по новой Программе, ориентировочно оценивается в 3000 - 3500 единиц, что соответствует емкости внутреннего рынка Союзного государства в 100 - 150 млн. долларов. Учитывая, что стоимость отечественного оборудования в 3 - 5 раз меньше стоимости зарубежных аналогов, реализация Программы позволит сэкономить на приобретении оборудования значительные валютные средства.
Внедрение новых экологически чистых материалов и технологий обеспечит повышение общей экологической защищенности и улучшений условий труда.
Прямой социальный эффект от реализации Программы выражается в возможности сохранения существующих и создании новых рабочих мест не только на предприятиях непосредственных исполнителях Программы, но и на предприятиях оптического приборостроения и смежных отраслей промышленности, а также в экологической привлекательности оптического производства.
Прямой политический эффект обусловлен повышением престижа предприятий и государств - участников Союзного государства, как обладателей высоких технологий, снижения импортозависимости, повышение конкурентоспособности оборудования и изделий.
Экономический эффект от реализации Программы, в связи с приобретением более дешевого по сравнению с импортным оборудования, оценивается в сумме как минимум 500 млн. долларов только от экономии валютных средств предприятий, занятых производством оптико-механических приборов. Кроме того, экономический эффект будет получен на всех предприятиях Союзного государства, использующих в производстве оптических деталей оборудование, инструмент и технологии, разработка которых предусмотрена Программой, в том числе за счет:
- экономии от сокращения имеющегося парка оптико-обрабатывающего оборудования на предприятиях оптико-механической промышленности в 2,0 - 2,5 раза и как следствие соответствующее снижение расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования, в т.ч. условное высвобождение численности работающих, снижение энерго- и материалоемкости, амортизации и др. расходов;
- экономии от повышения процента выхода годных деталей в связи с заменой физически изношенного оборудования, лучших технических характеристик вновь разрабатываемого оборудования, внедрения компьютеризированных контрольных устройств за ходом технологического процесса обработки оптических деталей;
- экономии дорогостоящих оптических материалов, в т.ч. закупка которых осуществляется по импорту, в связи с лучшими технологическими характеристиками вновь разрабатываемого оборудования;
- экономии от условного высвобождения численности работающих в связи # внедрением в производство автоматизированного и компьютеризированного оборудования, сокращающего или полностью исключающего процессы установки и наладки, а также многоступенчатые станочные и ручные операции, требующие высокой квалификации рабочих-оптиков;
- экономического эффекта от увеличения объемов производства предприятиями в связи с размещением на высвобождаемых площадях новых видов производств;
- ожидаемого экономического эффекта от увеличения объемов производства товаров гражданского назначения с улучшенными качественными показателями в связи с созданием компьютеризированных контрольных устройств, обеспечивающих контроль технологического процесса изготовления оптических деталей.
5. Государственные заказчики и головные исполнители Программы, сроки и стоимость подготовки Программы, источники ее финансирования
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы - Министерство промышленности Республики Беларусь.
Головной исполнитель Программы - Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение "Оптика" - г.Москва, Российская Федерация.
Исполнители:
- Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Оптическое станкостроение и вакуумная техника", г.Минск, Республика Беларусь;
- Производственное объединение "Республиканское унитарное предприятие "Сморгонский завод оптического станкостроения", г.Сморгонь, Республика Беларусь.
Разработку Программы предполагается осуществить за счет собственных средств ее исполнителей в 2003 году.
6. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы, предложения о возможных источниках финансирования и направлении расходования финансовых средств
На финансирование реализации Программы в 2004 - 2008 годах требуется 347,0 млн. рублей из бюджета Союзного государства. Бюджетные средства будут направлены исключительно для проведения НИОКР. При этом отчисления в бюджет Союзного государства составят за счет отчислений России - 231,5 млн. рублей, за счет отчислений Республики Беларусь - 115,5 млн. рублей.
Предлагаемый объем финансирования Программы может уточняться в процессе ее разработки и согласования. При этом согласованный проект объемов НИОКР и создаваемой научно-технической продукции и соответственно финансирование составляет по Российской Федерации 66,7%, по Республике Беларусь 33,3%.
Настоящее соотношение обусловлено исторически сформированными специализацией и мощностями участников настоящей Программы от Российской Федерации и Республики Беларусь, входивших в состав Научно-производственного технологического объединения - головной и единственной в Советском Союзе, организации в области создания технологии и оптикоообрабатывающего оборудования.
Специализация и соотношение мощностей опытного производства сохранились и в настоящее время, в том числе при формировании настоящей Программы.
ФГУП "НПО "Оптика", как и прежде, являясь головной организацией, имеет больший научно-технический потенциал и потребности в новых разработках в интересах России, осуществляет около двух третей объема.
Предлагается финансирование НИОКР по Программе произвести в полном объеме из средств бюджета Союзного государства, в связи с невозможностью использовать собственные средства, так как Программа НИОКР не предусматривает применение ее участниками разработанной технологии и опытных образцов оборудования для производства конкретной продукции и ее реализации.
Финансирование Программы из средств бюджета Союзного государства по годам предлагается следующим образом:
Годы | Всего, млн. руб. |
в том числе: Россия |
Республика Беларусь |
2004 | 61,5 | 41,0 | 20,5 |
2005 | 66,3 | 44,2 | 22,1 |
2006 | 70,0 | 46,7 | 23,3 |
2007 | 73,4 | 49,0 | 24,4 |
2008 | 75,8 | 50,6 | 25,2 |
До подписания Соглашения о регулировании отношений собственности Союзного государства, права собственности на результаты научно-технической деятельности, полученные в ходе выполнения совместных НИОКР, определяются законодательствами, регулирующими право собственности на результаты, научно-технической деятельности, применяемые в странах # участниках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2003 г. N 21 "О предложении по разработке проекта научно-технической программы Союзного государства "Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов"
Текст постановления официально опубликован не был