Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июля 2013 N 11-19406/13
Судья: Цывкина М.А. Дело N 11-19406/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 июля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего: Журавлевой Т.Г.
судей: Канивец Т.В.,Грибовой Е.Н.
при секретаре: Паршине Н.А.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Канивец Т.В. дело по апелляционной жалобеГенделевой О.Г. на решение Пресненскогорайонного суда г.Москвы от 31октября 2012 года, которым постановлено:
"Иск Генделевой О Г к Правительству Российской Федерации об истребовании сведений о величине долговой стоимости, обязании установить размер долговой стоимости, признанной государством, обязании определить срок погашения долга - оставить без удовлетворения".
установила:
Генделева О.Г. обратилась в суд с иском к Правительству РФ об истребовании сведений о курсе долговой стоимости одного долговогорубля (долговую стоимость) за период с июля 1994 по день вынесения решения, обязании установить точную величину государственного долга РФ по денежному сбережению по курсу "дора" на день вынесения решения, обязанииоформить государственный долг по гарантированному сбережению в виде целевого долгового обязательства и определить срок погашения долга.
В обосновании указала, что 28.07.1978 мать Генделевой О.Г. - И Л.А. заключила в г. ** договор страхования детей в отношении И (Генделевой) О Г. В соответствии с договором Генделева О.Г. по истечении срока страхования, то есть, после 30.06.1994 при условии выплаты страховых взносов за весь срок страхования может получить от ** страховую сумму в размере 1.000 руб. путем перечисления на вклад в сберегательную кассу. И Л.А. выплатила за весь период страхования 1.000 руб. Полагает, что данный вклад обесценился, поэтому обратилась с настоящим иском.
11.03.2011 решением Пресненского районного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований Генделевой О.Г. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.09.2011 года решение суда от 11.03.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Генделева О.Г. исковые требования поддержала, участия в судебном заседании не принимала, письменно просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Правительства РФ участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционнойжалобе Генделева О.Г.просит решение суда отменить по доводам жалобы, принять по делу новый судебный акт, которым её требования удовлетворить.
В возражениях на жалобу представитель Правительства РФ и Министерства финансов РФ Шиляев А.П. считает решение суда законным и обоснованным.
Генделева О.Г. в заседании судебной коллегии не участвовала, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель Правительства РФ участия в заседании судебной коллегии не участвовал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" определены общие полномочия Правительства Российской Федерации, а статьёй 16 указанного закона полномочия Правительства РФ в социальной сфере.
В силу ст. 1Федерального закона от 06.07.1996 N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации имеет наименование "долговой рубль" ("дор") и является условной денежной единицей, выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.
По правилам статьи 2 Федерального закона N 87 - ФЗ долговая стоимость одного долгового рубля (далее - долговая стоимость) определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.
За базовую стоимость необходимого социального набора принимается его стоимостная оценка (в валюте СССР), определенная исходя из цен (в государственной и кооперативной розничной торговле) и тарифов 1990 года в целом по РСФСР.
Базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается федеральным законом (статья 4).
Федеральными законами от 24.11.2008 N 206 - ФЗ, от 06.11.2011 N 301 - ФЗ и от 03.12.2012 N 237 - ФЗ действие федерального закона от 04.02.1999 N 21 - ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено соответственно с 01.01.2009 до 01.01.2012, с 01.01.2012 до 01.01.2013 и с 01.01.2013 до 01.01.2016.
Приостановление действия закона препятствует установлению долгового обязательства, поскольку базовая стоимость необходимого социального набора является составной частью соотношения, которым определяется долговая стоимость долгового рубля (дора).
Для того, чтобы установить размер долгового обязательства и оформить его юридически, требуется отмена федерального закона N 237 от 03.12.2012, приостановившего действие другого федерального закона N21 "О базовой стоимости необходимого социального набора". Отмена федерального закона в компетенцию Правительства РФ не входит.
Поэтому ссылка в жалобе на несогласие с выводом суда отом, что Генделева О.Г. самостоятельно может произвести требуемые расчеты точной величины государственного долга, при установлении Правительством долговой стоимости, правового значения не имеет.
Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" (статья 7) определено, что наблюдение за изменением цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, а также определение контрольной стоимости необходимого социального набора и долговой стоимости осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Контрольная стоимость необходимого социального набора вычисляется на основе данных о ценах и тарифах на товары и услуги в целом по Российской Федерации, определяемых в соответствии с процедурой, установленной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
В соответствии со статьей 8, контроль за правильностью определения долговой стоимости и утверждение ее величины осуществляются Правительством Российской Федерации.
Утвержденная Правительством Российской Федерации долговая стоимость подлежит официальному опубликованию.
Со дня официального опубликования долговая стоимость считается установленной на соответствующий период и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
10.05.1995 был принят Федеральный закон N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", которым определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств: на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР;Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года; на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года; в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 г. N 1093 "О порядке осуществления в 2010-2012 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха)" утверждены Правила осуществления в 2010-2012 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха), являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Правила определяют порядок осуществления в 2010-2012 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха) по состоянию на 01.01.1992, являющимися гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", а размеры компенсации и дополнительной компенсации зависят от года окончания (прекращения) действия договора страхования и года выплаты страховой (выкупной) суммы владельцу вкладов (взносов) и определяются с применением соответствующих коэффициентов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об истребовании у Правительства РФ курса долговой стоимости одного долгового рубля за период с июля 1994 года по день вынесения решения, суд сослался на то, что такая обязанность Правительства Российской Федерации (официального опубликования) предусмотрена законом. Правительство РФ действует в рамках федерального законодательства.
Указание в жалобе на то, что суд в решении сослался на установленный Правительством РФ порядок выплаты компенсации, однако непонятно какой общий размер долга Правительство РФ признает, какую часть долга государство погашает и когда погасит полностью, погасит ли вообще, на законность принятого решения повлиять не может. Действительно, Федеральный закон N 87-ФЗ предписывает Правительству РФ контролировать правильность определения долговой стоимости, утверждать и публиковать сведения о ней (стати 7,8,12) и не содержит каких-либо положений, освобождающих Правительство РФ от этой обязанности. Вместе с тем, для определения долговой стоимости в силу статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ необходимо наличие двух показателей - контрольной стоимости и базовой стоимости необходимого социального набора. Базовая стоимость установлена Федеральным законом N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора". Действие данного закона приостановлено, начиная с 01.01.2003, федеральными законами о федеральном бюджете, что на сегодняшний день делает невозможным определение долговой стоимости, как за прошлый период, так и в настоящее время.
Жалобы рассмотрена в пределах содержащихся в ней доводов.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 31 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Генделевой О.Г.без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.