Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2012 N 11-28245/12
Судья: Ланина Л.Е. N 11-28245/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Котовой И.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Главного управления пенсионного фонда РФ N 9 по г. Москве и Московской области
на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 15 июня 2012 года, которым постановлено:
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Савалевой Л.А. период работы с _ года по _ года в должности врача акушера-гинеколога в Государственном госпитале Йеменской Республики и назначить досрочную трудовую пенсию с _ года,
установила:
Савалева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию, включив в подсчет ее специального стажа период работы с _ г. по _ г., в обосновании своих требований ссылаясь на то, что пенсионными органами в подсчет ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необоснованно не был включен период ее работы с _. года по _. года в должности врача акушера-гинеколога в Государственном госпитале Йеменской Республики.
В судебном заседании представитель Савалевой Л.А. исковые требования поддержал, представитель ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области иск не признал, 3-е лицо - ФГУП "ЗРАВЭКСПОРТ" в суд своего представителя не направило.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области - Шлеенкову Н.Б., представителя Савалевой Л.А. - Ковалеву Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене постановленного судом решения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, _. Савалева Л.А. обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской обл. N 213 о _. года Савалевой Л.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано из-за недостаточности специального трудового стажа, при этом, пенсионными органами в подсчет специального стажа истца включены периоды ее работы, общей продолжительностью 24 года 8 месяцев 14 дней, и не включен период работы с _. года по _ года в должности врача акушера-гинеколога в Государственном госпитале Йеменской Республики.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд указал, что Савалева Л.А. работала с _ года по _ года в должности врача акушера-гинеколога в Государственном госпитале Йеменской Республики, куда была направлена на основании приказа N 10 от _ года ГУП "ЗДРАВЭКСПОРТ"; договора об оказании услуг по трудоустройству от _ г., заключенный между Савалевой Л.А. и ГУП "Здравэкспорт", указаний на то, что работодателем Савалевой Л.А. является госпиталь Йеменской Республики, период работы не засчитывается в трудовой (пенсионный) стаж для целей пенсионного обеспечения, не содержал, - и, сославшись на положения Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П, пришел к выводу о том, что Савалева Л.А. была вправе выбирать подобное место работы вне территории Российской Федерации, поскольку в силу ст. 37 Конституции РФ труд свободен, а неуплата страховых взносов за период работы Савалевой Л.А. не может ухудшать ее положение по сравнению с гражданами Российской Федерации, работающими на алогичной должности и учреждении на территории РФ.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" к числу застрахованных лиц - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, в числе прочего, отнесены лица:
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются предназначенные для оплаты труда работников денежные средства, которые представляют собой объект налогообложения и налоговую базу по единому социальному налогу, как это предусмотрено главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, составляющего в силу статьи 2 названного Федерального закона неотъемлемую часть законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае самостоятельной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами ее территории, добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя предусмотрена пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По смыслу данного нормативного положения во взаимосвязи с частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, называющим в числе плательщиков единого социального налога организации, и абзацем пятым пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относящим к застрахованным лицам граждан Российской Федерации, работающих за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только при условии, что обязательное пенсионное страхование не распространяется на него в силу закона или международного договора, т.е. в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим возможность зачета периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, и устанавливающим порядок взаимных расчетов между государствами относительно назначаемых пенсий на условиях пропорционального распределения финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.
Таким образом, самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.
Как следует из материалов дела, между Савалевой Л.А. и ГУП "ЗДРАВЭКСПОРТ" _ г. и _ г. были заключены два договора, предметом которых выступало трудоустройство истца в соответствующий госпиталь Йеменской Республики. Из содержания данных договоров усматривается, что работодателем истца в спорный период времени выступал соответствующий госпиталь Йеменской Республики.
Согласно справке ФГУП "ЗДРАВЭКСПОРТ", вознаграждение за работу Савелевой Л.А. в спорный период времени выплачивалось только в иностранной валюте на территории Йемена, соответствующие отчисления в пенсионный фонд РФ не производились.
Иной порядок уплаты страховых взносов в отношении истца не предусмотрен законодательством или международными договорами.
Доказательств того, что истец, работая за границей, самостоятельно оплачивала соответствующие взносы в Пенсионный фонд РФ либо оплатила их в последующем, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 15 июня 2012 года отменить, принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований Савалевой Л.А. к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, включить период работы в подсчет специального стажа, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.