Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Задорожной М. В. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 3 июня 2013 года по иску Задорожной М. В. к Администрации Центрального района города Барнаула, Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Территориальному управлению микрорайона Затон Администрации Центрального района города Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить компенсацию за поврежденное имущество.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Задорожная М.В. обратилась в суд с иском к указанным ответчикам, а также к Управлению архитектуры и градостроительства Центрального района города Барнаула, с учетом уточнения требований просила признать действия Администрации Центрального района города Барнаула и Территориального управления микрорайона Затон Администрации Центрального района города Барнаула незаконными, обязать Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выплатить за счет средств краевого бюджета материальную помощь за поврежденное имущество в размере *** рублей.
В обоснование требований указано, что Задорожной М.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". В апреле-июле 2010 года был паводок регионального характера. На основании обращения губернатора Алтайского края от 04.08.2010г. N 2861 на имя председателя Правительства РФ Правительством РФ было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резерва фонда Правительства РФ.
Постановлением Администрации Центрального района города Барнаула от 02.08.2010г. N 810 была создана комиссия по обследованию объектов и жилых домов микрорайона ***, поврежденных в апреле-июле 2010 года. Указанная комиссия не проводила обследование жилых домов частного сектора, однако акты разрушения домов были составлены. В акте N 167 обследования дома истца от 03.08.2010г. указана сумма *** рублей, однако она не была получена Задорожной М.В.
Администрации Центрального района города Барнаула и Территориального управления микрорайона Затон Администрации Центрального района города Барнаула незаконно оставили без движения названный акт, в результате чего Задорожная М.В. не получила компенсацию для ремонта дома после чрезвычайной ситуации.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 3 июня 2013 года в удовлетворение иска отказано полностью.
В апелляционной жалобе Задорожная М.В. просит отменить решение, принять новое решение о выплате денежной компенсации на сумму *** рублей, в обоснование приводит те же доводы, что в исковых заявлениях. Кроме того, указывает, что комиссия по обследованию объектов и жилых домов, поврежденных в результате паводка, обследование жилых домов не проводила. О существовании акта N 167 на сумму *** рублей Задорожная М.В. узнала из дела по иску *** В.А. - ее внука. В акте она не расписывалась и денежных средств не получала. Она и ее сын *** К.А. получили единовременную материальную помощь по *** рублей, однако, восстановить поврежденный дом на эти средства невозможно.
Денежные средства, выделенные для ликвидации последствий паводка, освоены не в полном объеме, то есть деньги, выделенные на дом Задорожной М.В., ей не выплачены, что нарушает право, гарантированное ст.53 Конституции РФ на возмещение государством вреда, причиненного действиями органов власти и их должностных лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя истца Задорожной М.В., пояснения представителя ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994г. N 68-ФЗ предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.25 закона Алтайского края "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 17.03.1998г. N 15-ЗС.
В апреле-июле 2010 года в микрорайоне *** сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.05.2007г. N 304 классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера.
В соответствии со ст.29 Закона Алтайского края "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Алтайского края. В соответствии со ст.31 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются Администрацией Алтайского края и органами местного самоуправления в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Письмом от 26.07.2010г. N 01104 Администрация города Барнаула ходатайствовала перед Администрацией Алтайского края об оказании дополнительной финансовой помощи для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в микрорайоне Затон и выделения гражданам единовременной материальной помощи.
Резервный фонд Администрации Алтайского края, предусмотренный на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и создание резервов материально-технических ресурсов на 2010 год, был израсходован в полном объеме, в связи с чем Администрация Алтайского края обратилась к Правительству Российской Федерации с просьбой о выделении денежных средств на возмещение ущерба от стихийных бедствий территориям, организациям, гражданам из федеральных источников (письмо от 04 августа 2010 г. N2861).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011г. N 298-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка, произошедшего в апреле-июле 2010 года в микрорайоне *** г. ***, выделено *** рублей, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи - *** рублей. В соответствии с распоряжением Администрации Алтайского края от 18.04.2011г. N 128-р Администрации города Барнаула были перечислены денежные средства в размере *** рублей, в том числе на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах *** рублей; на оказание гражданам единовременной материальной помощи *** рублей.
Пунктом 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. N 750 (в редакции от 17.08.2010г.), предусмотрен перечень мероприятий, расходы по которым покрываются за счет бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, расходование денежных средств резервного фонда носит целевой характер. В частности, подпунктами "г", "д" Правил предусмотрено частичное покрытие расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, по оказанию гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); по оказанию гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). При этом выделение бюджетных ассигнований органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации на материальную помощь в связи с повреждением имущества Правилами не предусмотрено.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Задорожной М.В. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: "адрес". Согласно акту N 167 от 03.08.2012г. обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате паводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года в микрорайоне ***, сумма ущерба, нанесенного жилому дому Задорожной М.В., составила *** рублей. Задорожная М.В., а также *** К.А., проживающие по указанному выше адресу, были включены в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате паводка (наводнения) в апреле-июле 2010 года в микрорайоне ***, и получили единовременную материальную помощь в размере по *** рублей каждый.
При изложенных обстоятельствах вывод суда об отказе в иске является правомерным, при этом суд обоснованно исходил из того, что единовременная материальная помощь за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ истцу оказана, а финансовая помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, между тем, в акте N 167 от 3 августа 2010 г. указаны такие повреждения, как ***, что является повреждением недвижимого имущества. Кроме того, на основании актов об обследовании домов, поврежденных в результате наводнения, материальная помощь в связи с утратой имущества оказывается пострадавшим гражданам только в случае принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации по конкретной чрезвычайной ситуации. По рассматриваемой чрезвычайной ситуации постановления не принималось и выплата материальной помощи в связи с утратой или повреждением имущества пострадавшим гражданам не осуществлялась.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и неверной оценке обстоятельств дела, в связи с чем судебной коллегией оцениваются критически и основанием к отмене решения не являются.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 3 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Задорожной М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Королькова И.А. Дело N 33-7075/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
4 сентября 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Пасынковой О.М., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Задорожной М. В. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 3 июня 2013 года по иску Задорожной М. В. к Администрации Центрального района города Барнаула, Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Территориальному управлению микрорайона Затон Администрации Центрального района города Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить компенсацию за поврежденное имущество, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 3 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Задорожной М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.