Решение Экономического Суда СНГ от 10 мая 2006 года N 01-1/1-06
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллаева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Кривого Я.В.,
представителей Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств Храпунова B.C., Богдановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (далее по тексту - Статкомитет СНГ) обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пунктов 12, 14 Положения о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ о Положении о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 года (далее по тексту - Положение), и части 2 статьи 9 Соглашения между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года (далее по тексту - Соглашение об условиях пребывания).
В запросе Статкомитет СНГ просит дать толкование по следующим вопросам:
1. Имеют ли право граждане Российской Федерации - должностные лица и сотрудники (далее - сотрудники) Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на назначение им пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных служащих Российской Федерации?
2. Вытекает ли из толкуемых актов обязательство Правительства Российской Федерации приравнять для целей пенсионного обеспечения в национальном законодательстве наименования должностей сотрудников Межгосударственного статистического комитета СНГ к соответствующим должностям федеральных государственных служащих Российской Федерации?
Основанием для запроса послужило то обстоятельство, что в процессе оформления пенсий сотрудникам Статкомитета СНГ компетентные органы Российской Федерации неоднозначно решают вопросы их пенсионного обеспечения.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав судью-докладчика Абдуллаева Ф., представителей Статкомитета СНГ Храпунова B.C., Богданову Л.А., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда Кривого Я.В., Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с общепризнанными принципами международного права толкование договоров и иных международных актов осуществляется исходя из обычного значения, которое следует придавать терминам договора или иного акта в их контексте, а также в свете их объектов и целей.
Экономический Суд считает необходимым использовать в процессе толкования кроме указанных в запросе и другие акты, принятые в Содружестве по вопросам пенсионного обеспечения, в частности Общее положение о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств, утвержденное Решением Совета глав правительств СНГ об Общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств и Примерном соглашении межгосударственного (межправительственного) органа Содружества Независимых Государств с государством местонахождения об условиях его пребывания от 21 октября 1994 года; Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25 апреля 2003 года, ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 6 декабря 2003 года N 157-ФЗ и вступившее в силу 28 июня 2005 года.
Статистический комитет Содружества Независимых Государств создан Соглашением о статистической службе Содружества Независимых Государств от 6 февраля 1992 года. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 года утверждено Положение о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств.
Пункт 12 Положения устанавливает, что сотрудники аппарата Статкомитета СНГ по условиям материально-бытового, медицинского и социального обеспечения "приравниваются к государственным служащим соответствующих правительственных органов государства местопребывания в порядке, определяемом двусторонним соглашением Статкомитета СНГ и государства местопребывания".
Указанная норма закрепляет, во-первых, правовой статус сотрудников Статкомитета СНГ в сфере материально-бытового, медицинского и социального обеспечения путем приравнивания их к государственным служащим соответствующих правительственных органов государства местопребывания, во-вторых, определяет порядок приравнивания - посредством заключения соглашения между Статкомитетом СНГ и государством местопребывания.
Используя приравнивание как способ регулирования правового статуса сотрудников Статкомитета СНГ в социальной сфере, Положение не устанавливает исключений в отношении пенсионного обеспечения, которое считается составной частью социальных прав и гарантий.
Пункт 14 Положения содержит специальную норму, определяющую главное условие реализации права сотрудников Статкомитета СНГ на пенсионное обеспечение, - осуществление его в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством для государственных служащих государства, гражданами которого они являются. При этом время работы в Статкомитете СНГ засчитывается в стаж работы государственного служащего.
Изложенное показывает, что Положение в полной мере соответствует правилам, установленным в Общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года. Те же принципиальные положения, касающиеся права пенсионного обеспечения сотрудников Статкомитета СНГ, закреплены в Соглашении между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года, ратифицированного Федеральным законом от 10 января 1997 года N 17-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Соглашения об условиях пребывания на сотрудников Статкомитета СНГ, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами, постоянно проживающими на ее территории, "распространяются гарантии, установленные для федеральных государственных служащих". Экономический Суд считает, что понятие "распространение", использованное в данной норме, равнозначно понятию "приравнивание", примененному в пункте 12 Положения. Соответственно, Соглашение определяет, что "время работы в Статкомитете СНГ его должностных лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, засчитывается в стаж работы в качестве федерального государственного служащего".
Положения толкуемых международно-правовых актов, закрепляющих право сотрудников Статкомитета СНГ на пенсионное обеспечение, имплементированы в законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" от 17 декабря 2002 года N 1413 в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы в межгосударственных (межправительственных) органах Содружества.
Кроме того, согласно статье 10 Соглашения об условиях пребывания Статкомитет СНГ производит обязательные отчисления в пенсионные фонды и фонды занятости государств, гражданами которых являются должностные лица Статкомитета СНГ. По мнению Экономического Суда, обязанности производить отчисления в пенсионный фонд корреспондируют права сотрудников Статкомитета СНГ на выплату пенсий при наступлении обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации связывает возникновение такого права.
Таким образом, толкование пунктов 12 и 14 Положения о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 года, части 2 статьи 9 Соглашения между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года позволяет Экономическому Суду сделать вывод, что должностные лица и сотрудники Статкомитета СНГ, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с принятым 25 апреля 2003 года Соглашением о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств. Соглашение устанавливает, что пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников органов Содружества осуществляется по законодательству государств, гражданами которых они являются. При этом отчисления на пенсионное обеспечение производятся органами Содружества из единого бюджета органов Содружества в соответствующие фонды государств, гражданами которых являются должностные лица и сотрудники указанных органов. Расходы по выплате пенсий должностным лицам и сотрудникам несет именно то государство, гражданами которого они являются (часть 3 статьи 16). Время работы должностных лиц и сотрудников засчитывается в их трудовой стаж в соответствии с законодательством государств, гражданами которых они являются или на территории которых постоянно проживают (часть 6 статьи 16).
Одним из основополагающих принципов международного права является принцип pacta sunt servanda - договоры должны исполняться. В частности, этот принцип закреплен в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Относительно выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Соглашения об условиях пребывания, Экономический Суд отмечает, что в данном договоре не определен правительственный орган, к служащим которого подлежат приравниванию сотрудники Статкомитета СНГ. Существующая в Содружестве практика, исходя из смысла норм, предусматривающих приравнивание как способ регулирования правового статуса той или иной категории лиц, показывает, что приравнивание осуществляется в форме перечней должностей сотрудников межгосударственного органа и соответствующих им государственных должностей федеральных государственных служащих страны пребывания.
Именно к такому перечню отсылает законодательство Российской Федерации, определяющее порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 1413, Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" от 15 сентября 2003 года N 570 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ "Об утверждении Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы" от 9 декабря 2004 года N 312, устанавливающий порядок назначения пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации, занимающих должности в межгосударственных (межправительственных) органах. В соответствии с пунктом 11 подпункта "з" данного приказа "должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами-участниками СНГ с участием Российской Федерации, определяются на основании перечней таких должностей и таблиц их соответствия государственным должностям федеральной государственной службы, государственным должностям федеральных государственных служащих, определенных Соглашениями между Российской Федерацией и государствами-участниками Содружества Независимых Государств, между Правительством Российской Федерации и межправительственными органами государств-участников Содружества Независимых Государств, которые ратифицированы в установленном порядке".
Отсутствие перечня должностей сотрудников Статкомитета СНГ и соответствующих им должностей федеральных государственных служащих на практике создает препятствие для выплаты пенсий за выслугу лет сотрудникам Статкомитета СНГ.
В связи с этим, в целях создания условий для осуществления сотрудниками Статкомитета СНГ права на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для государственных служащих, Экономический Суд считает необходимым предложить Правительству Российской Федерации и Межгосударственному статистическому комитету Содружества Независимых Государств определить перечень должностей сотрудников Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств и соответствующих им государственных должностей федеральных государственных служащих Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
Дать по запросу Межгосударственного статистического комитета СНГ следующее толкование применения пунктов 12, 14 Положения о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 12 апреля 1996 года, и части 2 статьи 9 Соглашения между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года.
1. Должностные лица и сотрудники Межгосударственного статистического комитета СНГ, являющиеся гражданами Российской Федерации, в соответствии с Положением о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 12 апреля 1996 года (пункты 12, 14), Соглашением между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года (часть 2 статьи 9), Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" от 17 декабря 2002 года N 1413 (пункт 11) имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных служащих Российской Федерации.
2. В целях реализации должностными лицами и сотрудниками Межгосударственного статистического комитета СНГ права на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для государственных служащих, рекомендовать Правительству Российской Федерации и Межгосударственному статистическому комитету СНГ определить перечень должностей сотрудников Межгосударственного статистического комитета СНГ и соответствующих им государственных должностей федеральных государственных служащих Российской Федерации.
3. Копию решения направить Межгосударственному статистическому комитету СНГ, правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительному комитету СНГ.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
А.Ш. Керимбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Суда СНГ от 10 мая 2006 года N 01-1/1-06
Текст Решения официально опубликован не был