Решение Экономического Суда СНГ
от 2 марта 2006 г. N 01-1/2-05
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Курылевой О.С.,
представителя Секретариата Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств Карпова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств о толковании, установил:
Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пунктов 16, 18 Положения об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов Содружества Независимых Государств, от 25 апреля 2003 года (далее - Положение) в части определения правовой природы повышающего коэффициента за особые условия службы в межгосударственных органах, установленного пунктом 18 Положения как составляющей денежного содержания военнослужащих рабочих органов Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств.
Основанием для запроса послужило неоднозначное понимание в государствах-участниках вопроса о применении коэффициента, установленного пунктом 18 Положения, при определении должностного оклада для начисления пенсий военнослужащим рабочих органов Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, уволенным с военной службы из этих органов.
Штаб по координации военного сотрудничества в запросе о толковании просит разъяснить, произошло ли в результате установления повышающего коэффициента увеличение должностных окладов военнослужащих рабочих органов Совета министров обороны государств-участников СНГ.
На основании Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 года Штаб по координации военного сотрудничества Содружества Независимых Государств упразднен. Его правопреемником согласно пункту 7.3 Решения с 1 января 2006 года является Секретариат Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, в связи с чем Экономическим Судом СНГ вынесено определение о замене заявителя по делу - Штаба по координации военного сотрудничества Содружества Независимых Государств его правопреемником - Секретариатом Совета министров обороны государств-участников СНГ.
В соответствии с общепризнанными принципами международного права толкование осуществлено исходя из обычного значения используемых в Решении терминов в их контексте, а также в свете объекта и целей данного акта. Экономический Суд для целей толкования обратился также к дополнительным источникам, и в частности к предварительным материалам, связанным с подготовкой проекта толкуемого Решения.
Заслушав судью-докладчика Мирошник В.И., представителя Секретариата Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств Карпова С.И., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда Курылевой О.С. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Положение определило структуру и условия оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, в том числе военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала рабочих органов Совета министров обороны, Совета командующих Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ и Антитеррористического центра государств-участников СНГ.
Согласно преамбуле Решения Совета глав правительств СНГ от 25 апреля 2003 года об утверждении Положения целью принятия данного акта является упорядочение денежного содержания должностных лиц, сотрудников, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала органов Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ за счет средств государств-участников Содружества.
По мнению Экономического Суда, указанная цель обусловила единообразие подходов при определении структуры денежного содержания сотрудников органов Содружества, в том числе военнослужащих, условий оплаты их труда и использовании таких понятий, как "надбавка", "повышающий коэффициент". Это подтверждается материалами заседаний представителей государств по обсуждению проектов Решения и Положения об условиях оплаты труда в органах Содружества. Представители государств отметили также необходимость принятия такого решения по оплате труда военнослужащих органов СНГ, которое давало бы право для компенсационных выплат. При толковании норм Положения об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, Экономическим Судом указанные выше подходы были учтены.
Положение состоит из разделов, регулирующих:
а) денежное вознаграждение Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ и должностных лиц Исполнительного комитета СНГ (далее - Председатель и должностные лица Исполнительного комитета), Межгосударственного статистического комитета и Экономического Суда СНГ (раздел 2). Неотъемлемой частью Положения является Порядок определения уровня денежного вознаграждения Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ и должностных лиц Исполнительного комитета СНГ (Приложение 1 к Положению) (далее - Порядок);
б) денежное содержание сотрудников Исполнительного комитета СНГ, Межгосударственного статистического комитета и Экономического Суда СНГ (раздел 3);
в) денежное содержание военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала рабочих органов Совета министров обороны, Совета командующих Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ и Антитеррористического центра государств-участников СНГ (раздел 4).
С целью выяснения правовой природы повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 18 Положения, Экономический Суд считает необходимым провести сравнительный анализ структуры денежного вознаграждения и денежного содержания лиц, указанных в разделах 2 - 4 Положения.
Так, структура денежного вознаграждения Председателя и должностных лиц Исполнительного комитета включает:
1) расчетный оклад Председателя Исполнительного комитета, определяемый путем умножения базового оклада на коэффициент 3,33 (пункт 3 Порядка);
2) повышающий коэффициент 1,6, устанавливаемый за особые условия работы в межгосударственной организации и в целях компенсации расходов на социальное и медицинское обслуживание (пункт 5 Порядка).
Таким образом, Положение четко определяет природу коэффициента 3,33, с помощью которого образуется новый (расчетный) оклад, и повышающего коэффициента 1,6, увеличивающего размер денежного вознаграждения (путем умножения расчетного оклада на этот коэффициент).
Расчетные оклады должностных лиц Исполнительного комитета устанавливаются в процентном отношении к расчетному окладу Председателя Исполнительного комитета в соответствии со Схемой определения расчетных окладов должностных лиц Исполнительного комитета.
В структуру денежного содержания сотрудников Исполнительного комитета включены следующие выплаты: должностной оклад; надбавки к должностному окладу; премия по результатам работы (пункт 9 Положения). За особые условия службы в межгосударственных органах согласно пункту 11 Положения для сотрудников Исполнительного комитета предусмотрена ежемесячная надбавка к должностному окладу.
Денежное содержание военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала рабочих органов Совета министров обороны, Совета командующих Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел и Антитеррористического центра СНГ в соответствии с пунктом 16 Положения состоит из: оклада по воинскому званию, должностного оклада, надбавок к должностному окладу, премий по результатам работы. За особые условия службы в межгосударственных органах военнослужащим и другим лицам, указанным в пункте 16 Положения, установлен повышающий коэффициент в размере 1,3 (1,5) к должностным окладам (пункт 18 Положения).
Таким образом, надбавка и повышающий коэффициент имеют единое основание для их выплат - особые условия работы или службы в межгосударственных органах. Это означает, что понятие "надбавка" и понятие "повышающий коэффициент", несмотря на их терминологическое расхождение, равнозначны. То обстоятельство, что повышающий коэффициент установлен Председателю и должностным лицам Исполнительного комитета не только за особые условия работы в межгосударственной организации, но и в целях компенсации расходов на социальное и медицинское обеспечение (пункт 5 Порядка), не изменяет его правовой природы как надбавки.
С учетом цели принятия Решения об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, от 25 апреля 2003 года, на основе анализа структуры денежного содержания и назначения выплат, входящих в его состав, Экономический Суд приходит к выводу о единой правовой природе повышающего коэффициента и надбавки к должностному окладу. Выплаты с применением повышающего коэффициента (пункт 18 Положения) не образуют нового оклада, но увеличивают денежное содержание военнослужащих, других лиц, указанных в пункте 16 Положения.
Экономический Суд отмечает также, что пенсионное обеспечение военнослужащих по окончании их службы в Штабе по координации военного сотрудничества осуществляется в соответствии с законодательством государства Содружества, в кадрах вооруженных сил которого военнослужащие состоят (пункт 27 Положения о Штабе по координации военного сотрудничества, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года). Согласно действующему законодательству некоторых государств-участников Содружества (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация) при исчислении пенсии военнослужащим, откомандированным из Штаба по координации военного сотрудничества в министерства обороны направляющих государств, применяется должностной оклад без учета повышающего коэффициента за особые условия службы в межгосударственных органах.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
Дать по запросу Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств, правопреемником которого с 1 января 2006 года является Секретариат Совета министров обороны государств-участников СНГ, следующее толкование применения пунктов 16, 18 Положения об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, от 25 апреля 2003 года.
1. Пункт 16 Положения об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, от 25 апреля 2003 года в целях упорядочения денежного содержания военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала рабочих органов Совета министров обороны, Совета командующих Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ и Антитеррористического центра государств-участников СНГ определяет составляющие денежного содержания указанной категории лиц - должностной оклад, оклад по воинскому званию, надбавки к должностному окладу, премии по результатам работы.
Аналогичные элементы денежного содержания, кроме оклада по воинскому званию, установлены и для сотрудников Исполнительного комитета СНГ (пункт 9 Положения).
2. Повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 18 Положения об условиях оплаты труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, от 25 апреля 2003 года, по своей правовой природе является надбавкой. Выплаты с применением повышающего коэффициента не образуют нового оклада, но повышают денежное содержание военнослужащих и других лиц, круг которых предусмотрен в пункте 16 Положения.
3. Копию решения направить Секретариату Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
А.Ш. Керимбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Суда СНГ от 2 марта 2006 г. N 01-1/2-05
Текст Решения официально опубликован не был