Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Жуленко Н.Л.,
судей: Фатьяновой И.П., Чёрной Е.А.,
при секретаре: ФИО4,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л. дело по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 29 января 2013 года
по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты Центрального района г. Новокузнецка, Комитету социальной защиты Администрации г. Новокузнецка о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на ребенка,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального района г. Новокузнецка о назначении пособия на ребенка, предоставлении жилищной субсидии.
Требования мотивированы тем, что 01.07.2012г. она была принята ИП ФИО5 на должность продавца-консультанта. У нее есть дочь ФИО1, 1995 г. рождения, для назначения ежемесячного пособия на ребенка она обратилась к ответчику со всеми необходимыми документами. В назначении пособия и получении жилищной субсидии было отказано. Причиной отказа послужило отсутствие печати ИП ФИО5 на справке о заработной плате. В обоснование своего требования о проставлении печати в справке о заработной плате ответчик указывает Постановление Правительства РФ от 06.05.2008г. "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Считает, что ссылка на данное постановление недопустима, так как оно регулирует осуществление расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
В ходе судебного разбирательства истица отказалась от исковых требований в части предоставления жилищной субсидии, определением суда производство по делу в указанной части было прекращено.
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка была произведена замена ответчика, в качестве ответчика привлечен Комитет социальной защиты Администрации г. Новокузнецка.
Представитель Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка ФИО11 возражал против исковых требований.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 29 января 2013 года постановлено:
Обязать Комитет социальной защиты Администрации г. Новокузнецка назначить ФИО2 ежемесячное пособие на ребенка с 01 июня 2012 г.
В апелляционной жалобе представитель Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка ФИО6 просит решение суда отменить. Указывает, что поскольку индивидуальный предприниматель ФИО5 является работодателем ФИО10 O.П., то наличие печати у индивидуального предпринимателя является обязательным условием при оформлении трудовых отношений с работником.
Справки, выдаваемые индивидуальными предпринимателями гражданам, о заработной плате, о периоде работы должны носить характер официального документа. К реквизитам официального документа относятся - наименование организации, юридический адрес, наличие печати, а также основание выдачи справки. Справки, выданные индивидуальными предпринимателями с нарушением общеустановленного требования к их оформлению, официальными документами не являются и в связи с этим не могут быть приняты органами социальной защиты населения для предоставления им социальных гарантий.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится, в том числе, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка.
В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 18.11.2004 N 75-ОЗ (ред. от 25.04.2011) "О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого
рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную в Кемеровской области величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, а на ребенка-инвалида до достижения им возраста восемнадцати лет независимо от размера среднедушевого дохода семьи.
В силу ст. 4 указанного Закона ежемесячное пособие на ребенка назначается:
начиная с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка;
начиная с месяца установления инвалидности ребенку, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца установления инвалидности.
При обращении за ежемесячным пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка (месяца установления инвалидности ребенку) оно назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами.
Ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную в Кемеровской области величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, назначается каждые два года с учетом положений абзаца первого статьи 2 настоящего Закона.
В соответствии с п. 21 Постановления Администрации Кемеровской области от 23.12.2004 N 270 (ред. от 04.08.2008) "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка" заявление о назначении пособия подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пособия должно приниматься органом социальной защиты населения только при наличии всех необходимых документов.Для назначения и выплаты пособия представляются:
справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им пособия на ребенка;
копия и подлинник свидетельства о рождении ребенка;
справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем), выданная соответствующим органом не ранее одного месяца, предшествующего дате обращения;
справки о доходах членов семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения, кроме случаев назначения пособия на ребенка-инвалида; (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.02.2008 N 30)
справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше шестнадцати лет (справка представляется в месяце исполнения 16 лет и на начало каждого учебного года), кроме случаев назначения пособия на ребенка-инвалида; (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.02.2008 N30)
справка органа социальной защиты населения о неполучении пособия по месту регистрации - при назначении пособия по фактическому месту проживания (при условии регистрации по месту жительства в Кемеровской области).
Пунктом 6 указанного Постановления предусмотрено, что решение о назначении и выплате пособия или о необходимости дополнительной проверки справок о доходах семьи или иных документов, необходимых для назначения пособия, принимается руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. Письменное уведомление о принятом решении направляется заявителю не позднее чем через 10 дней после его обращения в орган социальной защиты населения за назначением пособия со всеми необходимыми документами.
При проведении дополнительной проверки документов окончательный ответ о назначении ежемесячного пособия либо об отказе в назначении указанного пособия должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после его обращения в орган социальной защиты населения.
Пунктом 16 указанного Постановления предусмотрено, что суммы пособия, не полученные получателем своевременно по вине органа социальной защиты населения, назначающего пособие, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО7 является получателем ежемесячного пособия на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сообщением от 26.04.2012г. Управления социальной защиты населения Центрального района г. Новокузнецка ФИО2 была поставлена в известность о приостановлении выплаты пособия с 01.06.2012 года в связи с истечением периода, на который оно было назначено, и необходимости предоставления нового пакета документов, среди которых сведения о доходах ее и членов семьи за 3 месяца, предшествующие обращению.
ФИО2 обратилась в Управление социальной защиты населения Центрального района г. Новокузнецка по вопросу назначения ежемесячного пособия на ребенка.
В письме от 13.09.2012г., направленном Управлением в адрес истицы, указывалось, что представленная ею справка о заработной плате не является официальным документом и не может быть принята для оформления пособия, поскольку в реквизитах данной справки отсутствует печать индивидуального предпринимателя, у которого она работает.
С 01.06.2012 года выплата указанного пособия истице была прекращена, что подтверждается данными сберегательной книжки, принятой судом первой инстанции к обозрению, а также не оспаривается ответчиком.
Установлено, что ФИО2 с 01.07.2012г. состоит в трудовых отношениях с ИП ФИО5 на основании трудового договора (срочного), работает в должности продавца-кассира в магазине "Ральф", что подтверждается копией трудового договора и записями в трудовой книжке истицы.
Как видно из данных документов, работодатель истицы - ИП ФИО5 не заверила запись в трудовую книжку истицы и трудовой договор печатью, также не заверена печатью справка о размере заработка.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходя из установленных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о незаконности отказа истице в назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Действительно, отказ истице в назначении пособия по причине отсутствия печати ИП ФИО5 на справке о заработной плате, не основан на законе.
Действующими нормативными актами не предусмотрена обязанность ИП иметь соответствующую печать. Вопрос об изготовлении печати предприниматель решает самостоятельно. Так как обязанность предпринимателя иметь печать не закреплена законодательно и вследствие этого печать у него может отсутствовать, то в этом случае при заполнении справок с места работы работника, она заверяется подписью индивидуального предпринимателя.
Следовательно, если у работодателя - индивидуального предпринимателя отсутствует печать и по этой причине какие-либо документы работника будут заверены одной подписью, то такие документы являются действительными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку индивидуальный предприниматель ФИО5 является работодателем ФИО10 O.П., то наличие печати у индивидуального предпринимателя является обязательным условием при оформлении трудовых отношений с работником, не основаны на законе.
В соответствии с п. 6 Постановления Администрации Кемеровской области от 23.12.2004 N 270 при наличии сомнений в правильности представленных заявителем сведений орган социальной защиты правомочен провести дополнительную проверку справки о доходах лица, в частности, истребовать сведения из налогового органа, о чем справедливо указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, либо от работодателя. В справке, представленной истицей в орган социальной защиты, имеются все необходимые реквизиты для идентификации ее работодателя, - наименование, ИНН, место нахождения, телефон.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого постановления. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета социальной защиты Администрации г. Новокузнецка - без удовлетворения.
Председательствующий Жуленко Н.Л.
Судьи Фатьянова И.П.
Чёрная Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.