Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 марта 2013 г. по делу N 33А-400
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Скворцовой А.Д., с участием заявителя ФИО5, ее представителя ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 10 января 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшей военнослужащей войсковой части "данные изъяты" сержанта запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдела), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, извещением заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 21 сентября 2012 года за N 135598 ФИО9 было доведено о распределении ей на состав семьи из одного человека однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
С указанным распределением ФИО9 согласилась.
Вместе с тем, решением начальника Отдела от 16 октября 2012 года N 1/ТС/109/О ФИО9 отказано в предоставлении распределенного ей жилого помещения, а заявитель снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со ссылкой на то, что она обеспечена жилой площадью, свыше учетной нормы, установленной в городе Наро-Фоминске (проживает семьей из 4 человек в квартире общей площадью 47,9 кв.м., расположенной по адресу: "адрес") и, в соответствии со ст.ст. 50, 51 ЖК РФ, не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным вышеупомянутое решение начальника Отдела, обязать указанное должностное лицо отменить его и предоставить ей указанное жилое помещение в собственность.
В удовлетворении заявления ФИО9 гарнизонный военный суд отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением судом норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод о наличии у нее предоставленного ей как члену семьи военнослужащего жилого помещения. Указанное следует из того, что она не является членом семьи лица, которому был выдан ордер на заселение в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", поскольку брак с ним расторгнут в 1990 году.
По мнению автора апелляционной жалобы, решение суда нарушает ее конституционное право на жилище, поскольку, гарантированное ей ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением реализовано ею не было.
Далее автор апелляционной жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции, о необходимости сдачи занимаемого ею жилого помещения, не соответствует ст. 196 ГПК РФ, поскольку указанное обстоятельство не является основанием обжалованного ею решения должностного лица, а значит, не имеет значения для дела. Таким образом, судом первой инстанции было неверно определено обстоятельство, подлежащее доказыванию по делу. Более того, указанный вывод суда противоречит его же выводу о правомерности обжалованных ею действий должностного лица, в основу которых положен факт обеспеченности ее по установленным нормам жилым помещением, в котором она проживает в настоящее время.
Отмечает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что обжалованное ею решение должностного лица не повлекло за собой правовых последствий, связанных со снятием ее с учета нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку и после принятия указанного решения ею было получено извещение о распределении ей другого жилого помещения в городе Подольске. Указанное обстоятельство, в своею очередь, по аналогии с положениями ст. 438 ГПК РФ, свидетельствует о наличии между нею и Министерством обороны Российской Федерации отношений, вытекающих из ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Полагает, что в нарушение положений ст.ст. 2 и 13 ГПК РФ судом первой инстанции было проигнорировано вступившее в законную силу решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 19 июля 2010 года, которым она признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Пунктом 14 указанной статьи определено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, из изложенного следует, что жилые помещения предоставляются указанным в законе категориям военнослужащих, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями либо желающим переменить место жительство. При этом, условием предоставления жилого помещения во втором случае является сдача Министерству обороны Российской Федерации жилого помещения по прежнему месту жительства.
Как следует из материалов дела, ФИО9 принята на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в декабре 2009 года.
В соответствии с действовавшим на момент принятия ФИО9 на учет нуждающихся в получении жилых помещений, решением Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Московской области от 29 декабря 2008 г. N 8/38 "Об установлении нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории городского поселения Наро-Фоминск" установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ныне действующим решением Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск, Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 марта 2011 года N 5/19 "Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования городского поселения Наро-Фоминск" на территории городского поселения Наро-Фоминск установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно имеющимся в материалах дела выписке из домовой книги N 2001788/DK и выписке из финансового лицевого счета N 732100, ФИО9 совместно с сыном, его супругой и внуком проживают в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", имеющей общую площадь 47,9 кв.м. Таким образом, ФИО9 обеспечена жилым помещением по установленным нормам, а, следовательно, исходя из приведенных выше положений законодательства, может претендовать только на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
Однако, как указывалось выше, необходимым условием получения жилого помещения в избранном постоянном месте жительства является сдача Министерству обороны Российской Федерации жилого помещения по прежнему месту жительства.
Как следует из объяснений заявителя в суде первой инстанции, она не желает сдавать установленным порядком занимаемое ею жилое помещение, и никаких мер к этому она предпринимать не намерена.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, необходимые условия для предоставления ФИО9 жилого помещения по избранному постоянному месту жительства отсутствуют.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ, граждане, наряду с другими основаниями, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из изложенного выше, отказавшись сдавать занимаемое жилое помещение, и продолжая быть зарегистрированной по прежнему месту жительства, ФИО9 фактически утратила право на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое заявителем решение начальника Отдела права заявителя на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не нарушает, является правильным.
Довод заявителя о том, что она не реализовала свое право на жилье и фактически не имеет жилого помещения, является несостоятельным, поскольку как следует из имеющихся в материалах дела ордера N 278 от 3 мая 1983 года, выписки из домовой книги N 2001788/DK и пояснений заявителя в суде апелляционной инстанции, она была вселена в квартиру в качестве члена семьи лица, которому оно было предоставлено, а, следовательно, в соответствии с положениями ст. 69 ЖК РФ, имеет равные с ним права на указанное жилое помещение.
То обстоятельство, что обжалованное заявителем решение должностного лица не повлекло за собой правовых последствий, связанных со снятием ее с учета нуждающихся в получении жилых помещений, не влияет на законность решения суда первой инстанции, поскольку не свидетельствует о нарушении каких-либо прав заявителя.
Утверждение заявителя о том, судом первой инстанции было проигнорировано вступившее в законную силу решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 19 июля 2010 года, которым она признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, является ее личным мнением и материалами дела не подтверждается.
Таким образом, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции были определены правильно. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих за собой отмену принятого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1 абзацем 2 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 10 января 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.