Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
с участием прокурора - Костерина В.В.,
при секретаре - Романовой В.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования " М." О.В.В на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2013 года, которым
удовлетворен иск Горно-Алтайского межрайонного прокурора Республики Алтай к Администрации муниципального образования " М.", Администрации муниципального образования " К. сельское поселение".
На Администрацию муниципального образования " К. сельское поселение" возложена обязанность не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить сбор и вывоз мусора с территории участка земли, расположенного в двух с половиной километрах к востоку от "адрес", отходов производства и потребления, а также принять меры для недопущения дальнейшего захламления территории указанного земельного участка путем ликвидации к нему подъездных путей.
На Администрацию муниципального образования " М." возложена обязанность привести участок земли, расположенный в двух с половиной километрах к востоку от "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, путем проведения рекультивационных работ в срок не позднее "данные изъяты" со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., апелляционная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Республики Алтай обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации К. сельского поселения о возложении обязанности не позднее "данные изъяты" со дня вступления решения суда в законную силу осуществить сбор и вывоз с территории участка земли, расположенного в двух с половиной километрах к востоку от "адрес", отходов производства и потребления, принять меры для недопущения дальнейшего захламления территории участка земли путем ликвидации подъездных путей к участку земли, а также об обязании Администрации МО " М." привести участок земли, расположенный в двух с половиной километрах к востоку от "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, путем проведения рекультивационных работ в срок, не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что в двух с половиной километрах к востоку от "адрес" на земельном участке находится место размещения бытовых отходов, использующееся как полигон твердых бытовых отходов, но не соответствующее нормам СанПин. Постановлением Главы МО " М." установлено - прекратить прием твердых бытовых отходов и выполнить комплекс работ по рекультивации, но указанное постановление не исполняется ответчиками.
Суд принял вышеизложенное решение, об отмене которого в части возложения на Администрацию МО " М." обязанности проведения рекультивационных работ в срок не позднее "данные изъяты" со дня вступления решения в законную силу в апелляционной жалобе просит представитель Администрации МО " М." О.В.В.., указывая, что нормы, положенные в основу решения суда, не порождают для администрации района обязанности по проведению рекультивационных работ.
Выслушав представителя Администрации МО " М." О.В.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора К.В.В., возражавшего относительно возможности удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Майминского района от "дата" года, на основании заявки К. сельской администрации Главой Администрации изъяты с согласия землепользователей земельные участки, площадью "данные изъяты" га, и закреплены за сельскими администрациями, согласно приложению, разрешено сельским администрациям размещение свалок на землях, отведенных в их ведение на площади "данные изъяты" га, согласно приложению; возложена обязанность на сельские администрации провести обустройство свалок, огородить, содержать участки согласно санитарно-экологическим требованиям, не захламлять прилегающие сельскохозяйственные угодья.
Из приложения N N к данному Постановлению усматривается, что за К. сельской администрации закреплен земельный участок, изъятый из земель землепользователя АО "Горно-Алтайское", площадью "данные изъяты" га, расположенный в урочище " Б.". В Постановлении Главы Администрации МО " М." N N от "дата" года указано, что организациям, осуществляющим эксплуатацию существующих полигонов твердых бытовых отходов на территории муниципального образования " М." необходимо с "дата" года прекратить прием твердых бытовых и промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов.
В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 16 этого же Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 13 Закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из смысла вышеприведенных норм следует, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, судом первой инстанции принято правильное решение о возложении на Администрацию МО " К. сельское поселение" обязанности по осуществлению сбора и вывоза мусора с земельного участка, а также по принятию мер по недопущению захламления участка.
Удовлетворяя требование прокурора к МО " М." о возложении обязанности привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению путем проведения рекультивационных работ, суд исходил из того, что рекультивация земельного участка является полномочием муниципального района, исходя из того, что государственная собственность на земельный участок не разграничена.
Вместе с тем, апелляционная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным, сделанным на основе неправильного применения норм материального права, и считает, что МО " М." является ненадлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанности привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, путем проведения рекультивационных работ в силу следующего.
В ст. 13 Земельного кодекса РФ указаны обязанности собственников земельных участков, выполнение которых необходимо в целях охраны земель.
Однако, указанная норма закона, как и ст. 42 Земельного кодекса РФ, предусматривающая обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, не указывают на то, что перечисленные обязанности возлагаются на собственников земельных участков в случае, если захламление земель, их порча являются следствием противоправных действий других лиц.
Из материалов дела следует, что к вышеуказанному полигону твердых бытовых отходов имеются подъездные пути, дорога очищена, въезд на территорию полигона свободен, при этом, на территории полигона размещены отходы.
Таким образом, учитывая, что земельный участок, на котором размещены отходы, находится на территории Кызыл-Озекского сельского поселения, Администрацией МО "Кызыл-Озекское сельское поселение" не были проведены мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и по прекращению функционирования указанного полигона, ввиду невозможности установления лиц, которые разместили бытовые отходы, апелляционная коллегия полагает, что обязанность по приведению участка земли в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, не может быть возложена на Администрацию МО " М.".
Кроме того, в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 года, рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Из п. п. 3, 5 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 года "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" следует, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Из кадастровой выписки и информации, предоставленной Главой Администрации МО " М." от "дата" года N N и от "дата" года N N следует, что земельный участок, расположенный в 2,5 км. к востоку от "адрес" относится к землям запаса К. сельской администрации, категория участка не установлена.
Таким образом, отсутствуют доказательства того, что земельный участок относится к какой-либо категории и имеет определенное назначение. Истцом не обоснована и не доказана необходимость проведения рекультивации земельного участка.
Более того, в данном случае, удовлетворяя требование о возложении обязанности на Администрацию МО " М." привести участок земли, расположенный в 2,5 км. к востоку от "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, путем проведения рекультивационных работ, суд не учел, что в иске не указана площадь данного земельного участка и его конкретные координаты, в силу чего решение суда не может являться исполнимым, а спор - разрешенным окончательно.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное применение норм материального права привело к неверному разрешению дела, в связи с чем на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение в части возложения на Администрацию МО " М." обязанности привести земельный участок, расположенный в 2,5 км. к востоку от "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, путем проведения рекультивационных работ в срок не позднее "данные изъяты" со дня вступления решения суда в законную силу, подлежит отмене с вынесением по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении соответствующих исковых требований Горно-Алтайского межрайонного прокурора Республики Алтай.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2013 года отменить в части возложения на Администрацию муниципального образования " М." обязанности привести участок земли, расположенный в двух с половиной километрах к востоку от села "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению путем проведения рекультивационных работ в срок не позднее "данные изъяты" со дня вступления решения суда в законную силу.
Принять в данной части по делу новое решение, которым отказать Горно-Алтайскому межрайонному прокурору Республики Алтай в удовлетворении требования к Администрацию муниципального образования " М." о возложении обязанности привести участок земли, расположенный в двух с половиной километрах к востоку от села "адрес", в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, путем проведения рекультивационных работ в срок не позднее "данные изъяты" со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Майминского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова
Судьи - Е.А. Кокшарова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.