Апелляционное определение Московского городского суда от 28 августа 2013 N 11-27958/13
Судья Смолина Ю.М.
гр. дело N 11-27958/13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Снегиревой Е.Н.,
судей Милых М.В., Куприенко С.Г.,
при секретаре Григорян А.К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) - Ремизова А.П. на решение Таганского районного суда города Москвы от 13 июня 2013 года,
установила
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о ликвидации Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция). Указал, что ** года Федеральной регистрационной службой утверждено заключение о государственной регистрации общественного объединения "Русское отделение (бюро) иностранного некоммерческого неправительственного объединения - общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией", * года в соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об общественных объединениях" вынесено распоряжение N * о государственной регистрации создания общественного объединения, выдано свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. В дальнейшем решение о реорганизации Русского отделения (бюро) в порядке, установленном ст. 25 Федерального закона "Об общественных объединениях" не принималось, однако общим собранием членов общественного объединения (протокол от * года N *) утверждены изменения в его Устав. Согласно п. 1.1. Устава (в редакции от * года), Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция), является структурным подразделением иностранной, некоммерческой, неправительственной организации указанной Ассоциации. Сведения о том, что юридическое лицо является общественным объединением, из Устава исключены. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N * от * года осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации и внесены в ЕГРЮЛ изменения в сведения об отделении иностранной, некоммерческой, неправительственной организации в порядке, установленном ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", несмотря на то, что решение о государственной регистрации такой организации ранее не принималось, а созданная в * году общественная организация - не преобразовывалась. Таким образом, как указано заявителем, при создании Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) были допущены неустранимые нарушения закона. Неопределенность правового статуса юридического лица и несоответствие закону учредительных документов создали в совокупности благоприятные предпосылки для осуществления Русским отделением (бюро) деятельности с грубыми нарушениями законодательства. Также Русское отделение (бюро) Ассоциации в повседневной деятельности незаконно использует атрибуты и символику, которые имеют сходство с государственной символикой Российской Федерации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил ликвидировать Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция), назначить ликвидационную комиссию для ликвидации Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция), обязать ликвидационную комиссию провести предусмотренные законом процедуры для ликвидации Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) в течение * суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители заявителя прокурора города Москвы - Тараненко О.В., Маслова В.В., Трушкова О.В. в суд первой инстанции явились, заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям, просили заявление удовлетворить, указав, что деятельность организации противоречит интересам общества и государства.
Представитель заинтересованного лица Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция), будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседание суда первой инстанции, продолженное после перерыва, не явился, ранее возражал против удовлетворения требований, настаивал на том, что деятельность организации ведется с соблюдением норм действующего законодательства, и поэтому отсутствуют основания для ее ликвидации.
Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации - Нугманова Э.З. в суде первой инстанции заявление о ликвидации общественного объединения поддержала, настаивала на его удовлетворении, учитывая системность и неустранимый характер нарушений норм действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по г. Москве в суд первой инстанции не явился, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд первой инстанции постановил: Заявление прокурора города Москвы в интересах Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Ликвидировать Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция), основной государственный регистрационный номер *.
Обязанности по осуществлению ликвидации Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) возложить на его учредителей Павочкина П*К*, Помуран Ю*Г*, Ремизова А*П*, обязав ликвидационную комиссию провести предусмотренные законом процедуры для ликвидации Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) в течение 70 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) - Ремизов А.П. просит об отмене указанного решения по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) - Ремизова А.П., возражения представителей заявителя прокуратура города Москвы - Тараненко О.В., Масловой В.В., обсудив доводы жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 117 ГК РФ особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых Кодексом, определяются законом.
Нормами п. 3 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами, а также с положения ч. 2 ст. 4 Федерального закона "Об общественных объединениях", предусматривают, что особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с названным Законом (там же предусмотрено, что деятельность таких общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях").
Согласно п. п. 1.1., 4.9. Устава (в редакции от 07 сентября 2005 года) Русское отделение (бюро) иностранного некоммерческого неправительственного объединения - общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" на момент создания являлось самоуправляемым неправительственным общественным объединением граждан Российской Федерации, правление которого обязано выполнять решения Ассоциации "Международный комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (ИКОКРИМ-ICOCRIM).
Пунктом 1-5 Устава предусмотрено, что Ассоциация имеет право основывать и развивать учреждения (бюро, представительства и филиалы) в странах, заинтересованных в предупреждении и профилактике различных видов проявления организованной преступности, терроризма и коррупции в рамках действующего законодательства этих стран.
Кроме того, как следует из протокола N * от * года членов Правления Русского отделения (бюро) иностранного некоммерческого неправительственного объединения - общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" было предложено избрать Председателем Правления (Директором) Русского отделения (бюро) иностранного некоммерческого неправительственного объединения - общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" на период с * года по * год Ремизова А*П*.
Протоколом N * от * года Общего собрания членов Русского отделения (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" приняты изложенные Председателем Правления Русского отделения (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" Ремизовым А.П. изменения и дополнения в действующий Устав Русского отделения (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией". Утверждено новое название отделения (бюро): Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией". Сокращенное название отделения (бюро) - Русское отделение (бюро) "ИКОКРИМ" (Франция). Также данным протоколом было постановлено представить документы отделения (бюро) с внесенными дополнениями и изменениями на утверждение в Ассоциацию "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией"
Поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 января 2006 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" структурные подразделения - отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций обязаны привести свои уставы в соответствие с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", то Министерством юстиции Российской Федерации в адрес Русского отделения (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" было направлено предупреждение N ***, обязывающее устранить нарушение действующего законодательства, а именно представить в Минюст России документы для внесения изменений в свои учредительные документы. Об устранении нарушения необходимо проинформировать Минюст России в срок до ** года.
Согласно выписке из протокола N * конференции полномочных представителей Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" от * года были приняты изменения к Уставу Русского бюро Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией", утверждено полное наименование подразделения: Русское бюро Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция). Сокращенное наименование: Русское бюро ИКОКРИМ (Франция). Также был утвержден Устав Русского бюро Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция).
Секретарь Коллегии Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" подал заявление, в котором просил Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировать изменения, вносимые в Устав Русского отделения Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией". Вносимые изменения утверждены на конференции полномочных представителей Ассоциации протоколом N 4 от 4 ноября 2008 года.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N *от * года произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, и внесены в ЕГРЮЛ изменения в сведениях об отделении иностранной некоммерческой неправительственной организации
Согласно п. 1.1. Устава (в редакции от * года) Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) отделение (бюро) является структурным подразделением иностранной, некоммерческой, неправительственной организации.
Отделение (бюро), как форма некоммерческой организации осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом и решениями руководящих органов Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) и Уставом отделения (бюро) (п. 1.2. Устава).
Пунктом 1.4. Устава (в редакции от * года) предусмотрено, что отделение (бюро) является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный, рублевый и иные счета в банках, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры, контракты, соглашения, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейских судах, имеет круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием, в своей деятельности использует эмблему, специальные знаки, флаг, образцы формы одежды Ассоциации.
В соответствии с положением, утвержденным Правлением отделения (бюро) членам отделения (бюро) предоставляется право ношения форменной одежды, знаков отличия и других специальных атрибутов. В рамках отделения (бюро) осуществляется присвоение членам (штатным сотрудникам) отделения (бюро) должностных званий.
Целями создания отделения (бюро) являются: содействие правоохранительным органам в деятельности по профилактике и пресечению особо тяжких видов преступлений, международного терроризма, организованной преступности и коррупции в порядке, установленном законом; содействие консолидации сил общества для борьбы с преступлениями и правонарушениями (п. 1.5., п. 2.1. Устава).
Согласно п. 2.3. Устава (в редакции от * года) для достижения уставных целей отделение (бюро) в соответствии с действующим законодательством решает следующие задачи: осуществляет взаимодействие с заинтересованными ведомствами, учреждениями, организациями по профилактике правонарушений, содействует привлечению общественного мнения к этой проблеме; проводит семинары, конференции, симпозиумы, осуществляет обмен знаниями и опытом; принимает участие в решении проблем, связанных с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией; пропагандирует деятельность отделения (бюро), прежде всего путем использования средств массовой информации, печатных изданий, электронных систем интернет в порядке, установленном законом; содействует развитию криминальной статистики, анализ влияния организованной преступности, терроризма и коррупции на общество; способствует развитию отношений между Ассоциацией и организациями, работающими в области противостояния организованной преступности, терроризму и коррупции; осуществляет консультации и поддержку юридических и физических лиц в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией в порядке, установленном законом.
Далее, из текста Положения об оплате вступительных, ежегодных членских и целевых взносов членами Русского бюро (ИКОКРИМ), утвержденного на заседании правления Русского отделения (бюро) "ИКОКРИМ" протоколом N * от * года следует, что в соответствии с Уставом Русского бюро "ИКОКРИМ", формирование и обеспечение текущей деятельности РБ "ИКОКРИМ" осуществляет за счет: вступительных, ежегодных и целевых взносов и пожертвований, получаемых от граждан и организаций РФ, а также от иностранных граждан и организаций. Вступительный взнос оплачивается единовременно после утверждения членами РБ Управления РБ "ИКОКРИМ". Первоначальный ежегодный членский взнос оплачивается каждым членом РБ одновременно со вступительным взносом. Второй и последующие ежегодные взносы оплачиваются каждым членом РБ "ИКОКРИМ" в течение первого месяца, следующего за отчетным финансовым годом.
Также, из указанного выше в решении Положения усматривается, что минимальный размер единовременного вступительного взноса для членов и сотрудников РБ с выдачей служебного удостоверения устанавливается * руб. Минимальная оплата ежегодных членских взносов устанавливается в размере * руб.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от * года в период с * года по * года в отношении Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция), зарегистрированного Федеральной регистрационной службой * года, учетный номер * установлена плановая документальная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе, по использованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным положениям и законодательству Российской Федерации.
По результатам указанной проверки * года был составлен акт проверки, в соответствии с которым отделение не подтвердило осуществление им деятельности за проверяемый период. Также установлено, что отделением не ведется деятельность, направленная на достижение уставных целей. В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации и Устава отделения.
Также, по итогам плановой документальной проверки Правлению РБ "ИКОКРИМ" Министерством юстиции Российской Федерации было вынесено предупреждение о необходимости устранения перечисленных нарушений и необходимости проинформировать Минюст России об их устранении с представлением соответствующих документов.
Кроме того, судом установлено, что * года Министерством юстиции Российской Федерации в адрес Правления Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) было вынесено предупреждение, согласно которому в нарушение п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) не представило в Минюст России документы, содержащие информацию об объеме получаемых им денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования в 1, 2 кварталах * года, информацию о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах в * году. Кроме того, на официальном сайте отделения содержится информация о следующих представительствах на территории Российской Федерации: генеральное представительство РБ ИКОКРИМ по ЮФО (адрес - *); представительство в Ростове-на-Дону (адрес - *). Однако сведения о них не включены в Устав отделения, что является нарушением ст. 55 ГК РФ. Об устранении указанных нарушений предложено проинформировать Министерство юстиции Российской Федерации в срок до 24 октября 2012 года, представив подтверждающие документы.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на * года Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) имеет основной государственный регистрационный номер *, адрес постоянно действующего исполнительного органа Правления: *. Также из данной выписки следует, что учредителями (участниками) данного юридического лица в настоящее время являются: Павочкин П*К*, Помуран Ю*Г*, Ремизов А*П* .(**).
Одновременно, заявителем в материалы дела представлена копия постановления следователя по ОВД СЧ по РОПД СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве подполковника юстиции Крючковой И.С. о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от * года в отношении неустановленного круга лиц по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ.
Из материалов дела также следует, что * года в адрес префекта ЦАО г. Москвы заместителем прокурора ЦАО г. Москвы было внесено представление, которое необходимо было рассмотреть с участием представителя прокурора округа и принять меры к исключению нарушений закона, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Из содержания данного представления усматривается, что прокуратурой округа по поручению прокуратуры г.Москвы проведена проверка деятельности некоммерческой организации Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (ИКОКРИМ), в ходе которой было установлено, что между Департаментом имущества г.Москвы и управой Басманного района г.Москвы * года заключен контракт на право оперативного управления нежилым помещением по адресу: *. Впоследствии, помещение по указанному адресу передано под размещение ОПОП N * Басманного района г.Москвы. В результате следственно-оперативных мероприятий, проведенных в рамках возбужденного СЧ СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве * года уголовного дела дело N * по п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ установлено, что фактически в помещении по адресу: * располагалось Русское отделение ИКОКРИМ, заместителем руководителя которого являлся Жук В.В., тогда как в отношении последнего главой управы Басманного района г.Москвы направлено ходатайство о его назначении на должность председателя совета ОПОП N * Басманного района г.Москвы.
Кроме того, из вышеуказанного представления следует, что помещение по адресу: **, отведенное согласно распорядительным актам под размещение ОПОП N * Басманного района г.Москвы, вплоть до ** года занимало Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией", которое занималось противоправной деятельностью, при этом, не несло затрат по аренде и содержанию данного помещения, которое оплачивались из бюджета города Москвы.
Как следует из материалов дела постановлениями Таганского районного суда г.Москвы от * года, вступившими в законную силу, разрешено производство обыска в жилище, занимаемом Ремизовым А.П., по адресу: *, а также в жилище Щербакова И.М., расположенном по адресу: *.
В соответствии с протоколом осмотра предметов (документов) от *года в ходе обыска в кабинете Ремизова А.П. были изъяты, в том числе ряд юбилейных медалей, медалей, орденов, знаков, значков, подсветка, печатей, удостоверений, орденских книжек, бланков удостоверений орденов, бланков удостоверений медалей, бланков удостоверений к почетному знаку, вымпел, служебных удостоверений, фотографий, наклеек с фотографиями, образцов визиток, корочек удостоверений к медали, международные права, сертификатов на медаль, нашивок, пуговиц, плакат.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя пояснили, что изменения организационно-правовой формы юридического лица в конкретном случае означает не просто изменение формы хозяйствующего субъекта, фиксирующий способ закрепления и использования имущества, но и полностью изменяет порядок правового регулирования его деятельности. Изменение организационно-правовой формы общественного объединения и его преобразование в отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации в соответствии с действующим законодательством возможно лишь путем реорганизации в форме преобразования, а не путем формального внесения изменений в учредительные документы.
Результаты проверки деятельности некоммерческой организации свидетельствуют о том, что членами Русского отделения (бюро) Ассоциации систематически под видом деятельности, связанной с оказанием содействия сотрудникам правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и экстремизмом, вопреки установленному законом порядку, а также предусмотренным Уставом организации целям осуществлялась деятельность по привлечению в ряды физических лиц за установленную плату, предоставлению указанным физическим лицам служебных удостоверений, возможность ношения форменного обмундирования различных образцов, некоторые из которых сходны до степени смешения с форменным обмундированием военнослужащих, а также служащих иных правоохранительных органов, имеют знаки отличия военнослужащих, а также служащих иных правоохранительных органов, присвоению членам организации, а также иным заинтересованным гражданам различных знаков, некоторые из которых аналогичны государственным наградам Российской Федерации.
Фактически Русское отделение (бюро) Ассоциации осуществляет торговлю наградами, сходными до степени смешения с государственными наградами и ведомственными знаками отличия.
В подтверждение данных доводов заявителем в материалы настоящего гражданского дела представлена копия заключения эксперта председателя Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственного герольдмейстера Вилинбахова Г.В. от * года, на основании постановления о назначении экспертизы, вынесенного * года следователем по особо важным делам СЧ по РОПД СУ при УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве по уголовному делу N *, согласно которого результаты проведенной экспертизы позволяют сделать несомненный вывод о многократных нарушениях действующего законодательства в сфере использования государственной символики России, государственных наград и форменной одежды государственных служащих.
Факт нарушения порядка официального использования Государственного герба Российской Федерации Русским отделением (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" и директором данного отделения Ремизовым А.П. подтверждается постановлениями судьи Таганского районного суда г.Москвы от * года, которыми Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" и директор данного отделения Ремизов А.П. признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.10 КоАП РФ, и назначены им наказания в виде штрафов в размере * руб. и * руб. соответственно в доход государства.
В материалы дела, в том числе представлена доверенность от * года, в соответствии с которой Русское отделение (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" в лице его директора Ремизова А.П. доверяет Полномочному представителю Русского отделения (бюро) "ИКОКРИМ" по Южному Федеральному Округу РФ Собольскому Василию Ивановичу представлять интересы указанной выше организации в муниципальных, силовых, налоговых, административных, военных, регистрационных органах государственной власти Южного Федерального Округа РФ. Также, указанный представитель имеет свою гербовую печать и имеет право использовать в своей деятельности символику Русского отделения (бюро) "ИКОКРИМ".
Постановлениями мирового судьи судебного участка N * * * г. Сочи от 7 марта 2013 года, вступившими в законную силу, Собольский В.И. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.10, ч. 1 ст. 17.11, ч. 1 ст. 17.12 КоАП РФ и назначено ему наказания в виде штрафа с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций.
Указанными постановлениями мирового судьи также установлен факт нарушения порядка официального использования государственного герба Российской Федерации, факт незаконного ношения государственных наград, медалей, лент медалей на планках, и незаконного ношения форменной одежды со знаками различия военизированных организаций представителями Русского отделения (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией", не имея на это права.
Более того, в обоснование своих требований заявителем в материалы настоящего гражданского дела представлены копии служебных удостоверений, орденов, знаков отличия, прейскурант на наградные системы.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент создания Русское отделением (бюро) иностранного некоммерческого неправительственного объединения - общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" являлось самоуправляемым неправительственным общественным объединением граждан Российской Федерации на основе общности интересов, однако, впоследствии, после внесения изменений в Устав Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) стало структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации - указанной Ассоциации. Упоминание о том, что юридическое лицо является общественным объединением из Устава было исключено.
Следовательно, Русским отделением (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) фактически была изменена организационно-правовая форма и статус юридического лица без принятия решения о его реорганизации, что не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем его преобразование в отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации проведено с грубыми и неустранимыми нарушениями закона.
Более того, в ходе судебного разбирательства было также установлено, что Русское отделение (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" в течение длительного времени, вопреки предписаний контролирующих органов и вступившему в законную силу решению суда, осуществляет деятельность в региональных представительствах без включения сведений о них в учредительные документы.
Также, принимая во внимание представленные заявителем доказательства, и отсутствие обратного, суд пришел к выводу о том, что Русским отделением (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) фактически не осуществляется деятельность, направленная на достижение целей, указанных в учредительных документах.
Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений российского законодательства Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) суду не представило.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
В силу ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 25 декабря 2000 года N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте (ст. 2 Закона).
Статьями 3 - 7 Закона регламентируется порядок официального использования Государственного герба Российской Федерации, в том числе на бланках.
Кроме того, ст. 11 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" предусматривает, что использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1099, государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
Согласно п. 12 названного Положения незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями п. 3 ст. 39 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что военная форма одежды и знаки различия военнослужащих охраняются Патентным законом Российской Федерации.
Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законом не предусмотрена служба в некоммерческих организациях, при прохождении которой присваиваются воинские звания, как это происходит в Русском отделении (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция).
Данные обстоятельства также объективно свидетельствует о том, что Русское отделение (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) в своей деятельности незаконно использует символику Российской Федерации.
Как установлено судом, в нарушение законодательства Российской Федерации используемая Русским отделением (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) символика не прошла государственную регистрацию, а анализ представленных заявителем доказательств позволяет сделать вывод о многократных нарушениях действующего законодательства в сфере использования государственной символики России, государственных наград и форменной одежды государственных служащих.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм в Уставе Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) отсутствуют сведения о местонахождении организаций, о филиалах и представительствах, таким образом, утвержденная в 2008 году и действующая до настоящего времени редакция Устава Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) не соответствует требованиям закона.
Кроме того, судом также установлено, что деятельность, направленная на достижение уставных целей Русским отделением (бюро) общества "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) фактически не ведется.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела, суд обоснованно пришел к выводу о наличии обстоятельства, которые закон признает основанием ликвидации общественного объединения.
При этом суд обоснованно принял во внимание п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Удовлетворяя заявление прокурора города Москвы в интересах Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц о ликвидации Русского отделения (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) суд, проанализировав положения Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также иные изложенные выше нормативно-правовые акты, правомерно пришел к выводу о том, что Русским отделением (бюро) Ассоциации "Международный Комитет по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией" (Франция) были допущены нарушения закона, которые являются существенными, неустранимыми, и восстановление законности возможно только путем ликвидации указанной организации.
Судебная коллегия, считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не свидетельствуют о предвзятом отношении к заинтересованному лицу либо необъективном подходе к рассмотрению дела.
Жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения и новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила
Решение Таганского районного суда города Москвы от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.