Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
с участием прокурора Гвоздевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 июня 2013 года
по делу по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Кондрашовой Н. И., Кондрашова В. Г. к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ООО "Южком" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и начислению компенсации расходов по оплате за отопление
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Кондрашовой Н.И., Кондрашова В.Г. обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать незаконными действия ООО "Южком" по расчету истцам 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула по назначению истцам 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, обязать ООО "Южком" произвести перерасчет истцам денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать Управление социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула произвести на основании предоставленного ООО "Южком" перерасчета выплату в пользу истцов недополученной суммы компенсации за счет средств краевого бюджета.
В обоснование требований указал, что Кондрашова Н.И. является ветераном труда Алтайского края и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Первоначальное назначение компенсации расходов на оплату отопления произведено ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ указанная компенсация предоставляется также Кондрашову В.Г. как ветерану труда. Согласно действующему законодательству указанная льгота по оплате 50% коммунальной услуги в виде отопления должна предоставляться ветеранам труда в пределах нормативов потребления, исходя из общей площади жилого помещения, и распространяться на проживающих совместно с ветеранами труда нетрудоспособных членов их семей. Жилой дом, в котором проживают истцы, находится на обслуживании ООО "Южком". Общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м. В нарушение требований действующего законодательства льгота истцам исчислялась, исходя из социальной нормы жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 июня 2013 года исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Кондрашовой Н. И., Кондрашова В. Г. удовлетворены.
Признаны незаконными действия ООО "Южком" по расчету Кондрашовой Н. И., Кондрашову В. Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50%, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула по назначению Кондрашовой Н. И., Кондрашову В. Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50%, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На ООО "Южком" возложена обязанность произвести перерасчет Кондрашовой Н. И., Кондрашову В. Г. денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления с учетом принадлежности Кондрашовой Н. И. "данные изъяты" доли в праве собственности, Кондрашову В. Г. - "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру по "адрес" в пределах установленных нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула возложена обязанность произвести на основании представленного ООО "Южком" перерасчета выплаты Кондрашовой Н. И., Кондрашову В. Г. недополученной суммы компенсации за счет средств краевого бюджета.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, и указывает, что в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате коммунальных услуг является равной между всеми проживающими в жилом помещении, следовательно, расчет компенсации может осуществляться только исходя из доли расходов, приходящихся непосредственно на льготополучателя. Поскольку в жилом помещении вместе с истцами зарегистрировано 7 человек, Кондрашова Н.И. и Кондрашов В.Г. имеют право на льготу по отоплению в размере 50% от 1/7 части общей площади каждый, что составляет "данные изъяты" кв.м. Предоставление льготы на отопление в размере 50% общей площади жилья без учета доли, приходящейся на льготника, противоречит жилищному законодательству. Считает, что по аналогии права меры социальной поддержки только для ветеранов труда не подлежат распространению на членов его семьи. Кроме того, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями-поставщиками услуг. На основании данного расчета орган социальной защиты населения определяет общий размер компенсации и осуществляет ее выплату непосредственно льготополучателю. Полагает также, что действующим законодательством на органы социальной защиты не возложена обязанность, а также не предоставлено право на проверку расчета денежного эквивалента, произведенного организацией-поставщиком услуг. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщики услуг, действия органа социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставленных организациями - поставщиками услуг, и не могут быть признаны незаконными. Также прокурором не приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов денежных эквивалентов, произведенных организациями - поставщиками услуг и не представлен свой расчет.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула Антропова О.С. поддержала доводы жалобы, прокурор полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула Антропову О.С., прокурора Гвоздеву Т.А., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кондрашова Н.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, и Кондрашов В.Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, имеют звания "Ветеран труда", являются собственниками (Кондрашова Н.И. - "данные изъяты" доля, Кондрашов В.Г. - "данные изъяты" доля) и проживают в квартире *** по "адрес" в "адрес". Указанные обстоятельства подтверждены удостоверениями, свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из домовой книги.
ООО "Южком" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес".Согласно информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", истцам расчет льготы по отоплению в спорные периоды производился исходя из льготной площади жилого помещения в размере "данные изъяты" кв.м. Денежный эквивалент по услуге отопление рассчитан, исходя из доли площади, приходящейся на льготополучателя, с учетом того, что в квартире проживает 7 человек.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 01.08.2012 г.) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с Постановлением администрации г. Барнаула от 26 января 2010 г. N290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв. м. Расчет платы за отопление производится исходя из общей площади отапливаемого помещения. Норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности, по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет денежного эквивалента по отоплению не зависит от количества проживающих в квартире лиц и количества членов семьи льготника, в связи с чем при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. и, приняв во внимание то обстоятельство, что Кондрашова Н.И. является собственником "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру, а Кондрашов В.К. - собственником "данные изъяты" доли, указал, что расчет компенсации денежного эквивалента должен производиться исходя из принадлежащей материальным истцам доли.
Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством распространение мер социальной поддержки предусмотрено непосредственно на ветерана труда, а в жилом помещении в спорный период проживало 7 человек, судебной коллегией отклоняются, поскольку основанием заявленных исковых требований является незаконное начисление компенсации на оплату отопления в размере 50% на установленную Управлением социальной защиты населения социальную норму площади жилого помещения. Указанное обстоятельство представителем Управления в судебном заседании не оспаривалось.
Вопреки доводам жалобы, судом при вынесении решения учтено количество проживающих в квартире собственников и их доли в праве собственности.
Довод жалобы о том, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщики услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями - поставщиками услуг, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (пункт 3 статьи 4).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (пункт 8 статьи 4).
Согласно п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки, право определять объем льготы им не предоставлено.
В материалах дела имеются решения Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцам, а также информация о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в которых имеется строка о размере общей площади "данные изъяты" кв.м., количестве проживающих, а также о размере льготной площади по жилью и по отоплению за спорные периоды.
Не принимается судебной коллегией и довод жалобы о том, что прокурором не приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов денежных эквивалентов, произведенных организациями - поставщиками услуг и не представлен свой расчет, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права Кондрашовой Н.И., Кондрашова В.Г. на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорные периоды, в связи с чем, обязал ООО "Южком" произвести истцам перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения за указанный период с учетом принадлежности Кондрашовой Н.И. "данные изъяты" доли, Кондрашову В.Г. - "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру, а Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула - произвести истцам выплату недополученной суммы компенсации.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 июня 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.