Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Параскун Т. И.
судей Бусиной Н. В., Дмитриевой О. С.
при секретаре Ахроменко А. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца З.В.А.
на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 24 июля 2013г. по делу по иску З.В.А. к ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании суммы и компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
До (дата). З.В.А. проходил службу в органах внутренних дел, с (дата). находится на пенсии.
С (дата) З.В.А. работает в войсковой части *** юрисконсультом, финансовое обеспечение которой осуществляет ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" (далее по тексту ФКУ ОФО).
В период с (дата) по (дата) З.В.А. находился на стационарном лечении в ЦРБ "адрес". Листок нетрудоспособности за указанный период был предоставлен для оплаты в ФКУ ОФО и оплачен в сумме "данные изъяты". из расчета минимального размера оплаты труда, поскольку не предоставлена справка формы 4н для расчета среднего заработка, несмотря на то, что заработок за два года, предшествующих году наступления нетрудоспособности составил "данные изъяты".
Полагая, что оплата листа временной нетрудоспособности произведена не верно, З.В.А. обратился в суд о взыскании с ФКУ ОФО "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований истец указал, что он имеет страховой стаж 27 лет. Пунктом 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ от 29 декабря 2006г. "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам не только за счет страхователя (работодателя), но и за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет в размере 100% среднего заработка. Поскольку в период прохождения службы в органах внутренних дел отчисления в Фонд социального страхования не производились, истцу для оплаты листа нетрудоспособности была предоставлена справка формы 2-НДФЛ, вместо предусмотренной справки формы 4н. Вместе с тем, в силу ч.4 ст. 3 указанного выше закона финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, законодатель предусмотрел компенсацию Фонду социального страхования недополученных страховых взносов. В связи с чем, ему больничный лист должен быть оплачен из федерального бюджета, а заработок исчислен из дохода, который он получал в течение двух лет до наступления нетрудоспособности. Исходя из размера оплаты труда за (дата), указанных в справках 2-НДФЛ, оплата по листу нетрудоспособности должна составлять "данные изъяты"., ответчиком же оплачено только "данные изъяты".
Поскольку неверно произведен расчет по листе временной нетрудоспособности, что является нарушением прав на социальное обеспечение, истец просит взыскать также и денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
При рассмотрении дела истец З.В.А., поддерживая исковые требования, уточнил размер суммы, подлежащий взысканию с ответчика, и просил взыскать "данные изъяты".
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от (дата) исковые требования З.В.А. к к ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании суммы и компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В качестве оснований к отмене решения суда указаны те же обстоятельства, что и в обоснование заявленных требований. Дополнительно указано на то, что в соответствии с действующим законодательством при исчислении страхового стажа для определения размера пособий по временной нетрудоспособности включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также засчитываются периоды военной службы, и иной службы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, органах по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовной исполнительной системы и их семей".
Податель жалобы не согласен с выводами суда о расчете оплаты по листу временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда, без учета среднего заработка за 2 года, предшествовавшие нетрудоспособности.
В представленных письменных возражениях ответчик просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы основанными на неверном толковании норм материального права.
Представители ответчика в суд апелляционной инстанции не явились, просят рассмотреть жалобу истца в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика.
Выслушав истца З.В.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ГУ -Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - М.И.К., просившую решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении дела установлено, что до (дата). З.В.А. проходил службу в органах внутренних дел, с (дата). находится на пенсии.
С (дата) на основании трудового договора З.В.А. работает в должности юрисконсульта войсковой части ***.
В период с (дата) по (дата) истец находился на стационарном лечении в КГБУЗ "Топчихинская ЦРБ" (л. д. 37), оплата которого произведена из расчета минимального размера оплаты труда по Российской Федерации- "данные изъяты" руб., и составила "данные изъяты".Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что за 2 года, предшествующие наступлению временной нетрудоспособности истца ( (дата).г.), он не получал выплат, на которые начислялись взносы в Фонд социального страхования, в связи с чем, оплата по листу нетрудоспособности должна производится на основании ч.1.1. ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" исходя из минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определяются Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту ФЗ N 255), в соответствии с которым обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам (п.п.1ч.1 ст. 2 Закона).
Согласно ст. 13 ФЗ N255 пособие назначается и выплачивается застрахованным гражданам по месту работы или службы.
Размер пособий по временной нетрудоспособности определяется исходя из имеющегося у застрахованного лица страхового стажа (ст. 7 ФЗ N 255).
На основании ст. 16 указанного закона в страховой стаж для определения размера пособия по временной нетрудоспособности включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе и за время работы у других страхователей.
Частью 2 ст. 14 ФЗ N 255 предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 14 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами в Фонд суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действительно ч.1.1 ст. 16 ФЗ N 255, вступившей в силу с 01 января 2010г., установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Вместе с тем, в соответствии с ч.1.1 ст. 14 ФЗ N 255 в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
При рассмотрении дела установлено, что истец в период (дата)., предшествовавший наступлению временной нетрудоспособности, не получал выплат, на которые начислялись взносы в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от24 июля 2009г. "О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации на (дата) составлял "данные изъяты".
Таким образом, выплаты по листу временной нетрудоспособности определены истцу правильно, в соответствии с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 24 июля 2013г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца З.В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.