Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 24 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.,
судей областного суда Апокиной Е.В., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Шепеленко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. "24" сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Жуковского районного суда Брянской области от 26 июля 2013 года по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации МО "Гришинослободское сельское поселение" об обязании принять на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что распоряжением Гришинослободской сельской администрации Жуковского района Брянской области от 25.03.2013 года N им было отказано в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия решения об отказе явилось их совместное проживание с сыном ФИО3 в жилом доме N N по "адрес", принадлежащем ему ( ФИО3) на праве собственности. Гришинослободская сельская администрация посчитала их членами семьи собственника жилого помещения, а потому обеспеченными жилым помещением. Однако, они не являются членами семьи сына, так как не ведут с ним общее хозяйство. С учетом уточненных исковых требований истцы просили суд обязать Гришинослободскую сельскую администрацию Жуковского района принять их на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
24 июля 2013 года Жуковский районный суд Брянской области постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы вселены в занимаемое ими жилое помещение как члены семьи собственника, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы, следовательно, с учетом положений статьи 51 ЖК РФ, не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО10. просят отменить решение Жуковского районного суда Брянской области от 26 июля 2013 года. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку они не являются членом семьи собственника жилого помещения, так как фактически совместно с сыном не проживают и не ведут общего хозяйства. Кроме того, суд не учел, что ранее решением жилищно-бытовой комиссии администрации от 30 декабря 2009 года они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на жилищный учет, и с того момента их жилищные условия не изменились.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда ФИО8, выслушав ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, являясь несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и инвалидом 3 группы по общему заболеванию, 25.02.2013 года обратился в Гришинослободскую сельскую администрацию Жуковского района Брянской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Гришинослободской сельской администрации от 26 августа 2011 года ФИО1 отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы. Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО11 зарегистрированы и проживает в жилом доме площадью 46,6 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности их сыну - ФИО3.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" на проживающих на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, распространяются льготы по материально-бытовому обеспечению, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны. В статье 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N5 - ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Анализ положений статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ свидетельствует о том, что для признания инвалида Великой Отечественной войны нуждающимся в жилом помещении и обеспечения жильем не требуется подтверждение им статуса малоимущего гражданина. Вместе с тем он должен быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Гришинослободского сельского совета народных депутатов от 25 мая 2006 года N 68/9 - 1 учетная норма жилого помещения на территории муниципального образования установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ФИО1 и ФИО12. не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку проживают в вышеуказанном доме в качестве членов семьи собственника дома, и обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Судебная коллегия находит не состоятельным довод жалобы о том, что ФИО1 и ФИО13 не являются членами семьи собственника жилого помещения - их сына ФИО3, т.к. согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО14. вселены в жилое помещение в качестве членов семьи собственника, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 21.11.2012 года, а также заявлениями ФИО3 о регистрации родителей по месту жительства. Из изложенного следует, что ФИО1 и ФИО15. в установленном законом порядке приобрели право на проживание в данном доме, поскольку, согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. То обстоятельство, что на момент обращения к ответчику заявители не имеют в личной собственности жилого помещения, не может являться самостоятельным основанием для признания последних нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Доводы жалобы о том, что истцы решением жилищно-бытовой комиссии от 30 декабря 2009 года были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, и сняты с жилищного учета после издания оспариваемого отказа в постановке на учет, не имеют юридического значения для рассматриваемого спора.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жуковского районного суда Брянской области от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. КИСЕЛЕВА
Судьи областного суда Е.В. АПОКИНА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.