Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жербаковой Э.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 12 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Жербакова Э.С. в обоснование уточненных исковых требований указала, что "дата изъята" обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17.12.2001, согласно которому лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, назначается досрочная трудовая пенсия по старости независимо от возраста.
Решением ответчика "номер изъят" от "дата изъята" в назначении досрочной трудовой пенсии истице было отказано в связи с тем, что стаж работы на соответствующих видах работ на дату обращения составляет менее требуемых 30 лет.
Указывает, что в стаж работы на соответствующих видах работ были включены следующие периоды работы в календарном исчислении со "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята". Однако должны быть засчитаны в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку истица работала в качестве оперирующего врача, выполняла плановые и экстренные операции, а также за 1 год и 3 месяца, поскольку лечебная деятельность в указанные периоды осуществлялась в сельской местности.
Кроме того, с "дата изъята" по "дата изъята" лечебная деятельность осуществлялась в хирургическом отделении в качестве врача акушера гинеколога.
Жербакова Э.С. просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) "номер изъят" от "дата изъята" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; включить периоды работы со "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" в должности "данные изъяты" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, а также за 1 год 3 месяца; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с "дата изъята".
В судебном заседании Жербакова Э.С. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Оширова Н.А. иск не признала.
Решением суда от 12 августа 2013 года исковые требования Жербаковой Э.С. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Ситникова Н.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение должны строго руководствоваться Списками и не в праве выходить за рамки этих Списков, расширительно толкуя их. Ответчиком проверяется соответствие наименование должности и наименования учреждений, в которых протекала трудовая деятельность согласно Списка. В отношении Жербаковой Э.С. вины, либо незаконных действий со стороны пенсионного органа не имеется.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., объяснения представителя ответчика Ошировой Н.А., поддержавшей доводы жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно п.5 Правил периоды работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня организаций (структурных подразделениях) указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При рассмотрении дела судом установлено, что "дата изъята" Жербакова Э.С. обратилась к ответчику о назначении ей досрочной трудовой пенсии.
Решением "номер изъят" от "дата изъята" ей было отказано в назначении трудовой пенсии, поскольку у нее отсутствует специальный стаж. Периоды работы со "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" засчитаны в календарном исчислении.
Из материалов дела следует, что "дата изъята" истец была принята на должность "данные изъяты", "дата изъята" переведена в хирургическое отделение на должность "данные изъяты".
С "дата изъята" по настоящее время истец состоит в должности "данные изъяты" Областной больницы "номер изъят".
Исследовав и оценив доказательства (протоколы операций, выписки из приказов главного врача Окружной больницы "номер изъят", акт "номер изъят" от "дата изъята" и показания свидетелей, оснований не доверять которым, у суда не имелось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Жербакова Э.С. на протяжении спорных периодов времени работая в женской консультации, которая не указана в вышеназванном Перечне и совмещая свою деятельность с дежурствами по акушерско-гинекологическому отделению, являлась оперирующим врачом.
Из трудовой книжки Жербаковой Э.С. усматривается, что в спорные периоды времени истец осуществляла трудовую деятельность как в г. Иркутске, так и в сельской местности (л.д. 29-35).
Удовлетворяя заявленные требования Жербаковой Э.С., суд применительно к смешанному стажу, обоснованно исходил из суммирования льгот, указанных в абз.4 п. 5 Правил, включив периоды работы со "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год за 1 год 9 месяцев.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, дата назначения пенсии связана не только с подачей соответствующего заявления в пенсионный орган, но и с моментом возникновения на нее права.
Поскольку материалами дела подтверждается, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Жербакова Э.С. обратилась в Пенсионный орган "дата изъята", следовательно, с этого дня и должна быть назначена пенсия.
Доводы апелляционной жалобы заявителя направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 12 августа 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
С.С. Амосов
Судьи
И.И. Губаревич
И.А. Рудковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.