Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.Ю. Веремьевой,
судей Н.Н. Демьяновой, С.В Андреева,
при секретаре Ю.С. Лбовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Трифонова Николая Евгеньевича на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 18 февраля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Трифонова Николая Евгеньевича к ОАО "Костромская сбытовая компания" о признании незаконным отключения электроэнергии в жилом помещении отказано.
Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, объяснения представителя ОАО "Костромская сбытовая компания" Н.В. Руденко, считавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Е. Трифонов обратился в суд с иском к ОАО "Костромская сбытовая компания" о признании незаконным отключения электроэнергии в квартире по адресу: "адрес". В обоснование требований указал, что ОАО "Костромская сбытовая компания" поставляет электроэнергию в квартиру по указанному адресу, в которой он (Н.Е. Трифонов) фактически не проживает с 2005 г., однако периодически приезжает для решения вопросов связанных с содержанием квартиры. 25 ноября 2011 г. ответчик выдал письменное предупреждение о прекращении подачи электроэнергии, а 20 декабря в его отсутствие ответчик произвел отключение электроэнергии в квартире. Произведенное отключение считает незаконным, ссылаясь на п.2 ст. 546 ГК РФ, п.80, п. 81 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06 июня 2005 г. N 0100/4265-05-32 "О правовых основаниях возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ООО "Энергосервис", ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1", И.Н. Трифонова, П.Н. Трифонов и Т.Н. Трифонова.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе Н.Е. Трифонов просит решение суда отменить его требования удовлетворить. Указывает, что суд не привел доводы, по которым отверг его ссылки п. 1 и п. 6 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" и другие акты. Полагает, что если он как потребитель ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по оплате электроэнергии, то ответчик имел право обратиться в суд с соответствующим иском. Считает, что суд должен был обеспечить соблюдение прав и законных интересов иных потребителей - сособственников жилого помещения, никаких требований к которым ответчиком не предъявлено, но чьи права и законные интересы нарушены. Полагает необоснованной применение судом подп. "а" п. 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Указывает, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм об ограничении права на получение коммунальных услуг за их неоплату.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ОАО "Костромская сбытовая компания" А.В. Галкина просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Е. Трифонова - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно ее, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что действия ОАО "Костромская сбытовая компания" по введению ограничения режима потребления электроэнергии в квартире истца являлись законными и были произведены с соблюдением установленного порядка.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
Судом установлено, что у истца имелась задолженность по оплате электроэнергии, и ответчик направлял ему уведомления о прекращении подачи электроэнергии.
При разрешении исковых требований, суд применил к спорным правоотношениям действовавшие на момент прекращения подачи электроэнергии Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее Основные положения), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, в частности подпункт "а" пункта 161 и подпункт "б" пункта 178.
Согласно подпп. "а" п. 161 Основных положений ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.
В соответствии с подп. "б" п. 178 Основных положений при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.
По делу видно, что 25.11.2011г. ОАО "Костромская сбытовая компания" направило Н.Е. Трифонову претензию о погашении задолженности до 15.12.2011г. и предупредило, о прекращении подачи электроэнергии в случае неоплаты.
Отключение электроэнергии в квартире по адресу: "адрес", произведено 21 декабря 2011г. на основании заявки ОАО "Костромская сбытовая компания" N3056 от 16 декабря 2011г.
Наличие задолженности у Н.Е. Трифонова по оплате за электроэнергию подтверждено материалами дела.
Однако судом оставлено без внимания, что квартира по адресу: "адрес", сособственником которой является истец, находится в многоквартирном жилом доме.
Из материалов дела следует, что управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляется ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1".
Пунктом 1 Основных положений было установлено, что этот документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки), а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
В соответствии с п.2 Основных положений покупатели электрической энергии это потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за электроснабжение включается в структуру платы за коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.10 ч.1 ст. 3 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируется жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в редакции действовавшей на время момент прекращения подачи электроэнергии, было предусмотрено, что их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2). Что коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Коммунальными ресурсами являются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (пункт 3).
Согласно подпункту "а" пункта 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Пунктом 81 Правил предусмотрено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
При этом Основными положениями было установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 88). Что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях (пункт 89). Договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии (пункт 90).
В силу приведенных норм, действовавших во время отключения электроэнергии в квартире по адресу: "адрес" правом приостановить или ограничить предоставление гражданину такой коммунальной услуги, в случае наличия задолженности по ее оплате был наделен исключительно исполнитель коммунальной услуги.
Поскольку управление многоквартирным домом по адресу: "адрес" осуществлялось управляющей компанией, именно она являлась исполнителем коммунальной услуги, вне зависимости оттого, что ОАО "Костромская сбытовая компания" непосредственно получало от собственников жилых помещений плату за потребленную электрическую энергию. ОАО "Костромская сбытовая компания" не являясь исполнителем коммунальной услуги правом на прекращение подачи электрической энергии в квартиру по адресу: "адрес" не обладало.
При таких обстоятельствах отключение электроэнергии в квартире по адресу: "адрес", произведенное 21 декабря 2011г. на основании заявки ОАО "Костромская сбытовая компания" N3056 от 16 декабря 2011г. является незаконным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований Н.Е. Трифонова.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 18 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Трифонова Николая Евгеньевича к ОАО "Костромская сбытовая компания" удовлетворить.
Отключение электроэнергии в квартире по адресу: "адрес", произведенное 21 декабря 2011г. на основании заявки ОАО "Костромская сбытовая компания" N3056 от 16 декабря 2011г. признать незаконным.
Взыскать с ОАО "Костромская сбытовая компания" в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в размере 200 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.