Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.
судей Демьяновой Н.Н., Лепиной Л.Л.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 июня 2013 г., которым администрация Костромской области обязана предоставить Красноперову А.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории "адрес".
Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Красноперова А.С. к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Красноперову А.С. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области на территории "адрес". Свои требования истец мотивировал тем, что Красноперов А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Красноперова А.С. - ФИО15 решением Галичского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ г. лишен в отношении него родительских прав. Мать Красноперова А.С. - ФИО16 решением Галичского районного суда признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ На основании постановлений главы администрации Шарьинского района от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N Красноперов А.С. как оставшийся без попечения родителей направлен в детский дом, за ним закреплено право на получение жилого помещения. До ДД.ММ.ГГГГ. Красноперов А.С. обучался и проживал в ГОУ "Галичская школа-интернат". В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Красноперов А.С. обучался в ОГБОУ СПО "Шарьинский политехнический техникум", проживал в общежитии учреждения. Красноперов А.С. приобрел право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени данное право не реализовано. С ДД.ММ.ГГГГ г. Красноперову А.С. в безвозмездное пользование гражданами г. Шарьи предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес". С учетом изложенного, а также со ссылкой на нормы Федеральных законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области" прокурор просит возложить на администрацию Костромской области обязанность предоставить Красноперову А.С. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области на территории "адрес".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд не оценил доказательства, не определил, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, а какие нет, каковы правоотношения сторон, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Суд не принял во внимание, что в исковом заявлении в нарушение п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца действиями или бездействием администрации, какие нормы закона нарушены и чем это подтверждается. Судом не учтено, что администрация не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, и не ведет их учет; в её собственности и ведении отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области; жилые помещения для детей, оставшиеся без попечения родителей администрация не строит и не приобретает; не является распорядителем денежных средств, выделенных из бюджетов на приобретение и строительство жилых помещений детей, оставшихся без попечения родителей; в её ведении отсутствует казна Костромской области, где учитываются свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области; у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области (ст.12 Закона Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 301-4-ЗКО "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области"). Кроме того, в решении суда отсутствуют правовые обоснования для обязания администрации области исполнения заявленных требований. Из перечисленных в решении правовых актов не следует, что администрация области заключает договоры по предоставлению специализированных жилых помещений лицам указанной категории. В решении отсутствует вывод суда о наличии спора о праве, подлежащего разрешению в исковом порядке. Суд не принял во внимание, что между истцом и администрацией отсутствуют какие-либо гражданско-правовые отношения. Кроме того, суд не принял во внимание тот факт, что свободное жилое помещение на территории "адрес", находящееся в казне Костромской области и подлежащее предоставлению истцу, не существует в натуре, спор о праве на квартиру отсутствует. Заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, прокурор не является надлежащим истцом. Решение суда не восстанавливает какое-либо нарушенное право и не устраняет допущенные нарушения прав и свобод истца, в нем не определено, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров специализированного найма жилых помещений с указанной категорией лиц, не установлена причинно-следственная связь между фактом непредоставления жилья истцу и действиями или бездействием администрации, не установлено, кем и когда нарушены жилищные права истца.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Красноперов А.И. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы суда - соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие прокурора, Красноперова А.С., представителей администрации Костромской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента финансов Костромской области, администрации Зебляковского сельского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Красноперов А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Красноперова А.С., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются. Отец Красноперова А.С. - ФИО18 решением Галичского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ г. лишен в отношении него родительских прав. Мать Красноперова А.С. - ФИО17 решением Галичского районного суда признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановлений главы администрации Шарьинского района от ДД.ММ.ГГГГ N Красноперов А.С. как оставшийся без попечения родителей направлен в детский дом.
Постановлением главы администрации Шарьинского района от ДД.ММ.ГГГГ N за Красноперовым А.С. закреплено право на получение жилого помещения.
До ДД.ММ.ГГГГ г. Красноперов А.С. обучался и проживал в "данные изъяты".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Красноперов А.С. обучался в "данные изъяты", проживал в общежитии учреждения.
В настоящее время Красноперов А.С. зарегистрирован по адресу: "адрес".
В соответствии со справкой главы Зебляковского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ братьям Красноперовым, в том числе Красноперову А.С ... выделялось жилое помещение по адресу: "адрес" только для регистрации по месту жительства, с целью соблюдения паспортного режима, а также, чтобы дети могли учиться по специальности, устроиться на работу, получить медицинский полис.
Согласно заключению Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение непригодно для проживания.
В соответствии со справкой Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N от ДД.ММ.ГГГГ Красноперов А.С. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области, под номером N.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчика доказательств, свидетельствующих о том, что Красноперов А.С. является нанимателям жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 г.).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 г. N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 г. N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Красноперову А.С. специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с Красноперовым А.С. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика, в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения является несостоятельным и не основан на нормах действующего законодательства.
Разрешая спор и приходя к выводу о праве Красноперова А.С. на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании выше приведенных норм федерального законодательства и законодательства Костромской области, суд обоснованно исходил из того, что иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, истец не имеет.
Вывод суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жильем, является правильным, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
В связи с этим, а также в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 г.), суд принял правильное решение об обязании администрации Костромской области предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии гражданско-правового спора между Красноперовым А.С. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, также являются необоснованными. Суд правильно рассмотрел дело в порядке искового производства, поскольку между сторонами имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как видно из материалов дела, основанием для подачи иска явилось обращение Красноперова А.С. к Шарьинскому межрайонному прокурору с просьбой обратиться в суд в его интересах с иском о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, иск прокурором предъявлен в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Красноперова А.С., является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать обоснованными.
Иные доводы, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые были названы им в суде первой инстанции, все они были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 июня 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.