Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.,
судей
Истоминой И.В.,
Федоровой И.А.,
с участием прокурора
Коньялыоглу И.Б.
при секретаре
Джулаеве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Батраковой Л. П. об отмене регистрации кандидата,
по апелляционной жалобе представителя Батраковой Л.П. по доверенности Егоровой С.Л. на
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 08 августа 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении заявления Батраковой Л. П. об отмене регистрации кандидата - отказать".
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., объяснения представителя заявителя Батраковой Л.П. по доверенности Егоровой С.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителей Мончегорской территориальной избирательной комиссии по доверенности Фроленкова Ю.О. и по доверенности Артемьева А.Б., возражавших против жалобы, заключение прокурора ... прокуратуры Коньялыоглу И.Б., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * на _ _ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва.
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * Жук А.Н., выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ... , зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
Не согласившись с указанным решением, Батракова Л.П., зарегистрированная в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, обратилась в суд с заявлением об отмене данного решения.
В обоснование заявления указала, что, в нарушение подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата Жука А.Н. была произведена без предоставления последним обязательного для предъявления в целях регистрации документа - решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении данного кандидата. Полагала, что указанное решение нарушает её пассивное избирательное право.
Заявитель Батракова Л.П. в судебное заседание не явилась, её представитель по доверенности Егорова С.Л. поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - Мончегорской территориальной избирательной комиссии Сотников Д.В. с заявленными требованиями не согласился.
Заинтересованное лицо Жук А.Н. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и письменных уточнениях к ней представитель Батраковой Л.П. - Егорова С.Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает в обоснование жалобы, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что светокопия протокола и сам Протокол - это один и тот же документ, обладающей равной юридической силой.
Полагает ошибочным ссылку суда на положения ГОСТа "Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", поскольку регулируют иные общественные отношения.
Обращает внимание, что ни федеральное законодательство, ни закон субъекта, ни Устав политической партии Справедливая Россия не предусматривают возможности предоставления кандидатами копии протокола. Также специальными нормативными актами не устанавливается процедура заверения протокола, для придания документу юридической силы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заявитель Батракова Л.П. и заинтересованное лицо Жук А.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 07.05.2013) (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), Закон Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований" (в редакции от 27.05.2013) (далее - Закон МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО).
Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 19.1 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО кандидат, выдвинутый избирательным объединением, также представляет в окружную избирательную комиссию решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении данного кандидата, оформленное в соответствии с требованиями пунктов 10 и 11 статьи 19 настоящего Закона.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 19 Закона МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, общего собрания);
2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;
3) при выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению (с указанием номера избирательного округа, по которому выдвигается кандидат);
4) при выдвижении списка кандидатов - решение о выдвижении списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов);
5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении списка кандидатов;
6) дата принятия решения.
Протокол (иной документ) о выдвижении кандидата, списка кандидатов избирательным объединением заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 30 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ к компетенции Конференции (Общего собрания) регионального отделения Партии относится выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований.
Пункт 11 статьи 29 Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предусмотрено, что решения Конференции (Общего Собрания) регионального отделения оформляются ее (его) протоколом. Протокол Конференции (Общего Собрания) регионального отделения подписывают председательствующий и секретарь Конференции (Общего Собрания) регионального отделения. Выписки из протокола Конференции (Общего Собрания) регионального отделения подписывает Председатель Совета регионального отделения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * на _ _ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва.
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * Жук А.Н., выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ... , зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * Батракова Л.П., выдвинутая Мончегорским местным отделением Всероссийской Политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в ... , зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
Заявляя требования об отмене регистрации Жука А.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, Батракова Л.П. указала, что регистрация кандидата Жука А.Н. была произведена без предоставления последним обязательного для предъявления в целях регистрации документа - решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении данного кандидата.
Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался приведенными выше нормами материального права, приняв во внимание положения Устава Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ *.
Из материалов дела усматривается, что решением Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от _ _ Жук А.Н. выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу * на выборах, назначенных на _ _ . Решение Конференции оформлено протоколом.
_ _ Жук А.Н., уведомив избирательную комиссию о своем выдвижении в качестве депутата Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, представил соответствующие документы, установленные пунктами 2,3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьей 19.1 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО, в том числе надлежащим образом оформленное в виде протокола решение Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ... от _ _ о выдвижении Жука А.Н.
Представленный в Мончегорскую территориальную избирательную комиссию протокол конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ... от _ _ содержал сведения, перечисленные в пунктах 10 и 11 статьи ... "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований". Оснований сомневаться в достоверности данных сведений у Мончегорской территориальной избирательной комиссии не имелось. Протокол от _ _ был прошит и пронумерован, заверен подписью руководителя избирательного объединения - председателем Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ... М. и оригинальной синей печатью партии.
Извещения о несоблюдении требований закона к оформлению указанного протокола Мончегорская территориальная избирательная комиссия в адрес Жука А.Н. не направляла.
_ _ Жук А.Н. представил в Мончегорскую территориальную избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и статьей 21 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО.
_ _ на заседании Мончегорской территориальной избирательной комиссии было принято решение о регистрации Жук А.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, подтвержденные достоверными доказательствами, и руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд обоснованно исходил из того, что при регистрации Жук А.Н. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу * не допущено нарушений подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". У Мончегорской территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для отказа кандидату в регистрации.
По мнению судебной коллегии, регистрация Жук А.Н. не нарушает принцип равенства кандидатов и не препятствует заявителю в реализации её пассивного избирательного права.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Батраковой Л.П. требований правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение судом норм материального права являются ошибочными и свидетельствуют о неправильном толковании избирательного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления. Иных доказательств, которые не были предметом оценки суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, в заседании судебной коллегии не представлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по мотивам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Батраковой Л. П. по доверенности Егоровой С. Л. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.