Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Бушминой А.Е., Кручинина М.А.,
при секретаре П.А.Ю.
с участием заявителя К.В.Д., ее представителя А.Е.А.,
представителя заинтересованного лица администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - Т.Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства
дело по апелляционной жалобе К.В.Д. на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 июня 2013 года,
по гражданскому делу по заявлению К.В.Д. к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
К.В.Д. обратилась в суд с заявлением к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований К.В.Д. указала, что "данные изъяты". обратилась с заявлением в КУМИ администрации Кстовского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района, кадастровый квартал N, обшей площадью "данные изъяты" кв.м., участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
К заявлению был приложен Акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с проектом (схемой) границ земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м., с описанием местоположения границ от А до Б земли общего пользования, от Б до В земли "адрес", от В до А земли участка для ЛПХ К.П., с указанием поворотных точек, длины линий и дирекционных углов. Акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, оформлен с участием представителей администрации Кстовского муниципального района, согласован с соответствующими организациями и смежными землепользователями.
При этом в соответствии с договорами N N и N N от ДД.ММ.ГГГГ года, геодезической организацией ООО " "данные изъяты"" подготовлен проект (схема) границ, указанного земельного участка.
Кроме того приложено заявление от ДД.ММ.ГГГГ года, с визой Главы Афонинского сельского совета Р.М.А. о согласовании использования К.В.Д. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, и иные документы, подтверждающие целевое использование испрашиваемого земельного участка с находящимися объектами недвижимости. Упомянутый земельный участок, находится в фактическом пользовании заявителя с 1990 года, и используется для личного подсобного хозяйства.
Испрашиваемый земельный участок N N, общей площадью "данные изъяты" кв.м ... граничит с земельным участком с кадастровым N N, расположенным по адресу: "адрес", принадлежащим К.В.Д. на праве общей долевой собственности (1/2 доля) и землями общего пользования.
В 2012 году на испрашиваемом земельном участке построена нежилое здание - баня общей площадью "данные изъяты" кв.м., которая поставлена на технический и кадастровый учет с кадастровым номером N. как объект недвижимого имущества.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N КУМИ отказало заявительнице в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения границ земельного, по мнению КУМИ являются отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости и отсутствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако данный отказ в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, является незаконным, поскольку нарушает права на приобретение его в собственность или аренду, а также противоречит требованиям действующего законодательства.
Заявитель просила суд:
- признать отказ Администрации Кстовского муниципального района, изложенный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ за N в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал 52:26:0010003) общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N. расположенного по адресу: "адрес", "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства незаконным;
- обязать Администрацию Кстовского муниципального района в двухнедельный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N), общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобно хозяйства.
В порядке ст.39 ГПК РФ заявитель К.В.Д. изменила заявленные требования (л.д.39), также просила суд:
- признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за N N, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N) общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N. расположенного по адресу: "адрес", "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства незаконным.
- обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района в двухнедельный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N), общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", для ведения личного подсобно хозяйства.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 июня 2013 заявление К.В.Д. о признании незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского района в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района, обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского района утвердить и выдать схему расположения земельного участка, на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района, оставлено без удовлетворении.
В апелляционной жалобе К.В.Д. просит отменить решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 июня 2013 и вынести по делу новое решения. Указала, что судом неправильно применены нормы материального права. Отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости, не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и для постановки земельного участка на кадастровый учет. Суд при вынесении решения не учел п.1 ст.29, п.2, 4 ст.34, п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Кстовского муниципального района и КУМИ Кстовского муниципального района по доверенности Т.Ю.В. просит решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 июня 2013 оставить без изменения, а жалобу К.В.Д. оставить без удовлетворения. Указал, что на испрашиваемом земельном участке находится самовольное строение - баня, из чего следует, что земельный участок не является свободным от прав третьих лиц, поэтому в предоставлении муниципальной услуги К.В.Д. отказано обоснованно. П.1 ст.36 Земельного кодекса РФ в данном случае применению не подлежит, так как строение, находящееся на испрашиваемом земельном участке является самовольной постройкой и не принадлежит К.В.Д. на каком-либо вещном праве.
В судебном заседании К.В.Д., ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали. Пояснили, что К.В.Д ... обращалась за предоставлением земельного участка по двум основаниям- п.4 ст.34 и п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области доводы возражений на апелляционную жалобы поддержала, просит решение оставить без изменения, а жалобу К.В.Д. оставить без удовлетворения. Пояснила, что К.В.Д. обращалась за предоставлением земельного участка в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с п.2, 3, 4 ст.34 Земельного кодекса РФ:
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ:
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" N210-ФЗ от 27.07.2010 года нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Кстовского муниципального района" (далее Административный регламент).
Согласно п. 1.2 и 1.3 Административного регламента, в качестве заявителей могут выступать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели либо их уполномоченные представители, заинтересованные в предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кстовского района Нижегородской области, на которых расположены здания, строения, сооружения. Запрос (заявление) заявителя о предоставлении муниципальной услуги может быть в устной, письменной или электронной форме.
В п.2.8 Административного регламента указан перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем на бумажном носителе или в формате электронного документа, включая правоустанавливающие документы на объекты недвижимости (здание, строение, сооружение), права, на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии п. 2.13 Административного регламента исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: - с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; - не представлены документы, необходимые в соответствии с пунктом 2.8 административного регламента для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии п. 2.14 Административного регламента в исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги включено: наличие прав третьих лиц.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ К.В.Д. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района. В данном заявлении К.В.Д. указала, что в 1990 г. очистила данный земельный участок от мусора и с этого времени пользуется данным земельным участком для выращивания плодово-ягодных насаждений и сельскохозяйственных культур, использует участок для личного подсобного хозяйства. В 2012 г. она за счет собственных средств на фактически используемом земельном участке "данные изъяты" кв.м. построила нежилое здание- баню общей площадью "данные изъяты" кв.м.
К.В.Д., ссылаясь на ст.11, 28, 29, 34, 36 Земельного кодекса РФ просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N), общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобно хозяйства (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ КУМИ Кстовского муниципального района письмом N отказал К.В.Д. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ввиду не предоставления документов, установленных Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации Кстовского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ года, а именно правоустанавливающих документов на объект недвижимости - свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и отсутствия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.8).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований К.В.Д., принял во внимание, что в соответствии с выписками Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области право собственности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на нежилое здание (баня), не зарегистрировано, и пришел к выводу, что КУМИ Кстовского муниципального района отказало К.В.Д. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с требованиями закона, ввиду непредставления правоустанавливающего документа на объект недвижимости.
Вместе с тем указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно ст. 196 ГПК РФ суд должен определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правоотношения сторон, а также закон, который должен быть применен по данному делу.
Из заявления К.В.Д. в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ ("Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством") и статьи 36 Земельного кодекса РФ ("Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"), которые предусматривают разные основания предоставления земельного участка и соответственно разный порядок утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Статья 36 Земельного кодекса РФ предусматривает право граждан и юридических лиц, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на приобретение права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные ст.36 Земельного кодекса РФ обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела следует, что К.В.Д. в 2012 г. за счет собственных средств возвела на земельном участке по адресу "адрес", участок N баню общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Однако право собственности на данную баню в ЕГРП не зарегистрировано, доказательств возникновения у К.В.Д. права собственности на данную баню в материалы дела не представлено, также К.В.Д. не представила доказательства, что она имеет в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на указанном земельном участке.
При таких обстоятельствах у К.В.Д. не имелось права на обращение в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.
Как указано выше, К.В.Д. в заявлении в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ также просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Статья 34 Земельного кодекса РФ определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно ст.34. Земельного кодекса РФ:
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования,
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Так как К.В.Д. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлением об утверждении и выдаче съемы земельного участка в порядке ст.34 Земельного кодекса РФ, то для этого ей не требовалось подтверждать право собственности на объекты, находящиеся на данном земельном участке.
В заявлении К.В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ указаны все, предусмотренные в пункте 3 ст.34 Земельного кодекса РФ сведения: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области в месячный срок со дня поступления заявления К.В.Д. в порядке ст.34 Земельного кодекса РФ должен был утвердить и выдать заявителю К.В.Д. схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, независимо от отсутствия у нее правоустанавливающих документов на объект недвижимости на данном земельном участке.
Доводы заинтересованных лиц о том, что п.2.8 Административного регламента предусматривает обязанность заявителя предоставить правоустанавливающие документы на объекты недвижимости (здание, строение, сооружение), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку К.В.Д. обращалась за утверждением и получением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не только в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ, но и в порядке ст.34 Земельного кодекса РФ, которая не предусматривает подтверждение права собственности на объекты, находящиеся на данном земельном участке.
Также необоснованны доводы заинтересованных лиц о том, что п.2.14 Административного регламента предусматривает такое основание отказа как наличие прав третьих лиц.
В соответствии с п.2.14 Административного регламента в исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги включено основание - наличие прав третьих лиц.
Вместе с тем доказательств наличия чьих-либо законных прав на земельный участок или строение на нем в материалы дела не представлено, поэтому не имеется оснований считать, что имеются права третьих лиц на земельный участок или строение на нем.
Кроме того, в оспариваемом отказе КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания для отказа указано, что отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Такие мотивы отказа в утверждении и выдаче заявителю К.В.Д. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане также являются необоснованными, поскольку согласно п.2.8.1 Административного регламента заявитель вправе приобщить к заявлению Свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (копию), схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории. Таким образом, представление схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, является правом заявителя, а не его обязанностью.
Учитывая, что оспариваемый отказ в утверждении и выдаче заявителю К.В.Д. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, требования К.В.Д. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района являются законными и обоснованными.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а также имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также суд первой инстанции не рассмотрел требования, заявленные к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, то решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поэтому с учетом требований ст.328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение.
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района (утверждено Распоряжением администрации Кстовского района от ДД.ММ.ГГГГ N N) комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района является юридическим лицом. К задачам Комитета относятся: 2.2. Приватизация, управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Кстовского муниципального района Нижегородской области" (утверждено постановлением администрации Кстовского района от 01.02.2013 N 115) Процедуру предоставления муниципальной услуги "утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Кстовского муниципального района Нижегородской области" осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района.
Лицом, нарушившим права и законные интересы К.В.Д. является Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района, отказ которого К.В.Д. оспаривает.
Поэтому судебная коллегия считает необходимым требования К.В.Д. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за N N, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N) общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать К.В.Д. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N), общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобно хозяйства.
Поскольку администрация Кстовского муниципального района не является лицом, нарушившим права и законные интересы К.В.Д., то в удовлетворении требований К.В.Д. к Администрации Кстовского муниципального района должно быть отказано.
При обращении в суд К.В.Д. оплатила государственную пошлину в размере 200 руб., при подаче апелляционной жалобы оплатила государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб. (л.д.4, 64).
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Так как требования заявителя к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района подлежат удовлетворению, то с Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 июня 2013 года отменить, апелляционную жалобу К.В.Д. удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым требования К.В.Д. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за N N, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N) общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать К.В.Д. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Кстовского муниципального района (кадастровый квартал N), общей площадью "данные изъяты" кв.м. участок N N, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобно хозяйства.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района в пользу К.В.Д. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требований К.В.Д. к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.