Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Петерс И.А.,
судей Судак О.Н., Федотовой Е.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием прокурора Губаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах Дуйсембаевой М.Г. к Администрации города Оренбурга, Министерству социального развития Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по апелляционной жалобе Администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Петерс И.А., объяснения Дуйсембаевой М.С. и прокурора Губаревой О.А., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
17 декабря 2012 года прокурор г.Оренбурга обратился в суд с названным выше иском, указывая, что Дуйсембаева М.С. с 16.03.2011 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа" и имеет право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма. Просил обязать администрацию города Оренбурга обеспечить Дуйсембаеву М.С. жильем за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью не менее нормы предоставления, в пределах черты города Оренбурга.
Определением суда от 28 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 марта 2013 года исковые требования прокурора г.Оренбурга в интересах Дуйсембаевой М.С. удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию г. Оренбурга обеспечить Дуйсембаеву М.С. вне очереди жилой площадью за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Оренбурга. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Оренбургской области отказано.
Определением суда от 26 июня 2013 года Администрации г.Оренбурга восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение суда.
В апелляционной жалобе Администрация г.Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Прокурор г.Оренбурга, представители Администрации города Оренбурга, Министерства социального развития Оренбургской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Дуйсембаева М.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечена, закрепленного за ней жилья не имеет, с 16 марта 2011 года( в решении суда ошибочно указано с26.10.2012 г.), состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по указанной категории лиц, достигла совершеннолетия *** года, в 2009 году окончила ГОУ СПО "Гайское медицинское училище".
Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Дуйсембаевой М.С., суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд с вышеуказанным иском, т.е. до 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что прокурор обратился в суд с иском в интересах Дуйсембаевой М.С. до 1 января 2013 года, положения Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К категории лиц, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отнесены малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 57 ЖК РФ (в той же редакции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по которому жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2, ст. 3 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" (далее - Закон Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ), органы местного самоуправления Оренбургской области на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда ряда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В перечень таких граждан включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в возрасте до 23 лет).
На основании ч. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года N1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В силу ст. 10 указанного Закона Оренбургской области, органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
С учетом изложенного, суд, правильно установив юридически значимые обстоятельства, применив нормы закона и иных нормативно-правовых актов в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд, пришел к обоснованному выводу о необходимости обязания администрации г. Оренбурга обеспечить Дуйсембаеву М.С. жилой площадью на основании договора социального найма за счет средств Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты г. Оренбурга.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел положения вступившего в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основан на неверном толковании статьи 4 указанного Федерального закона. Поскольку прокурор обратился в суд с иском в интересах Дуйсембаевой М.С. до 1 января 2013 года, она реализовала свое право на получение жилого помещения, соответственно, суд правильно применил закон, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в областном бюджете денежных средств на цели предоставления органам местного самоуправления субвенций для осуществления полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принят во внимание, поскольку обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от указанных обстоятельств.
Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Вместе с тем, суд, правильно применив нормы материального права и сделав обоснованный вывод о наличии у Дуйсембаевой М.С. права на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма, не указал в резолютивной части решения, что жилое помещение подлежит предоставлению истице на условиях договора социального найма. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым внести в резолютивную часть решения суда соответствующее изменение уточняющего характера.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 марта 2013 года изменить.
Дополнить второй абзац резолютивной части решения суда после слов "не менее нормы предоставления в пределах черты города Оренбурга" словами "по договору социального найма".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.