Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Евсеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Каштанова Г.А. на постановление судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июля 2013 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя
КАШТАНОВА Г.А.по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
при проведении исполняющим обязанности начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Глазуновым С.В. плановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. 31 мая 2013 года в магазинах " Д." и " С." по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. К., дом *** и ул. О., дом *** установлено, что индивидуальный предприниматель Каштанов Г.А. в период 2012 года и четырех месяцев 2013 года осуществлял деятельность в данных магазинах без соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, иными опасными веществами, а именно:
в нарушение ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в указанный период времени у индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. отсутствовали документы, подтверждающие заключение договоров на вывоз отходов, в том числе твердых, жидких и опасных;
в нарушение пунктов 5, 7, 9 "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащее сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным и окружающей среде", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681, при использовании в названных магазинах энергосберегающих ламп, содержащих ртуть, у индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. отсутствовал договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на сбор от предприятий и организаций на временное хранение и транспортирование данных отходов;
в нарушение пунктов 1.8, 1.11, 3.2 СанПин 42-128-4090-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" у индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. отсутствовал и договор на вывоз жидких бытовых отходов.
По данному факту 31 мая 2013 года исполняющим обязанности начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июля 2013 года индивидуальный предприниматель Каштанов Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Индивидуальный предприниматель Каштанова Г.А., полагая, что указанное постановление судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июля 2013 года является незаконным, обратился в Оренбургский областной суд с жалобой с просьбой о его отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А., его защитника по доверенности Каштанова Д.Г., поддержавших доводы жалобы, мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области по доверенности Ташкуса Р.В., полагавшего постановление судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июля 2013 года законным и обоснованным, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 5, 7, 9 "Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащее сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным и окружающей среде", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681, предусмотрено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов; потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару; сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В силу пунктов 1.8, 1.11, 3.2 Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы; при осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система; твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Материалами дела установлено, что в результате деятельности, осуществляемой в названных магазинах индивидуальным предпринимателем Каштановым Г.А., образуются твердые и жидкие бытовые отходы, имеются отработанные ртутьсодержащие лампы. Однако в нарушение перечисленных выше санитарно-эпидемиологических требований за 2012 год и четыре месяца 2013 года у заявителя отсутствовали договора, талоны, иные документы на вывоз ТБО и ЖБО, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Представленные Каштановым Г.А. при рассмотрения дела в районном суде документы: договора между "ИП Г.А. Каштанов" и ООО " А." на прием и размещение ТБО N *** от 16 мая 2013 года и N *** от 03 июня 2013 года с квитанциями к приходным кассовым ордерам, копиями кассовых чеков об оплате вывоза твердых бытовых отходов от 24 мая, 03 июня, 04 июля 2013 года; жидких бытовых отходов от 02 июля 2013 года в МУП " Х." г. Похвистнево; договор между "ИП Г.А. Каштанов" и МУП МО " Д." N *** от 15 мая 2013 года на оказание услуг по сдаче на утилизацию ртутьсодержащих ламп, со счетами NN ***, *** от 31 мая 2013 года не устраняют административную ответственность Каштанова Г.А. за несоблюдение им соответствующих санитарно-эпидемиологических требований в период 2012 года и четырех месяцев 2013 года.
Из писем директоров ООО " А." от 29 мая 2013 года N ***, МУП МО " Д." N *** от 27 мая 2013 года следует, что в период с 2011 года по апрель 2013 года индивидуальный предприниматель Каштанов Г.А. с этими организациями договора на предоставление услуг по вывозу и складированию твердых, жидких и опасных бытовых отходов не заключал, данные виды услуг им не заказывались и они не выполнялись.
Допрошенный в судебном заседании районного суда исполняющий обязанности начальника Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Г. показал, что индивидуальный предприниматель Каштанов Г.А. до 16 мая 2013 года требования санитарно-эпидемиологического законодательства вывоза ТБО, ЖБО и сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не выполнял, Каштанов Г.А. не смог подтвердить, что отходы вывозились им планово и согласованно. Место хранения отработанных ртутьсодержащих ламп ему в ходе проверки показано не было.
Свидетель А., юрисконсульт МУП МО " Д.", в судебном заседании районного суда показала, что Каштанов Г.А. обратился в эту организацию по поводу заключения договоров на оказание услуг по сдаче на утилизацию ртутьсодержащих ламп в конце мая 2013 года, указанный выше договор от N *** от 15 мая 2013 года был составлен задним числом.
При таких условиях ссылки в жалобе Каштанова Г.А. на необоснованное отклонение судьей районного суда представленных им вышеперечисленных документов являются несостоятельными.
Представленные Каштановым Г.А. в судебном заседании областного суда объяснения Ч. (рабочий на свалке отходов в селе Михайловка), З., Б. (жильцы домов, расположенных вблизи от магазина " С.") о том, что Каштанов Г.А. регулярно вывозит бытовые отходы на свалку, не могут быть приняты во внимание. Из представленной Каштановым Г.А. справки МО " М." следует, что Ч. работает разнорабочим в администрации этого муниципального образования с 01 июня 2013 года. Соответственно Ч. своим объяснением не опровергает обстоятельства правонарушения, вмененные Каштанову Г.А. в период 2012 года и четырех месяцев 203 года. З., Б. в своих объяснениях указывают только на то, что они были очевидцами вывоза Каштановым Г.А. отходов с магазина в коробках, ЖБО специальной автомашиной. Таким образом, эти лица не указывают на обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, то есть на то, что Каштановым Г.А. отходы вывозились планово и согласованно по договорам с соответствующими организациями.
Довод Каштанова Г.А. о том, что договор с МУП МО " Д." на сдачу отработанных ртутьсодержащих ламп не мог быть заключен ввиду их незначительного количества и поэтому эти отработанные лампы накапливались, хранились в специальной таре в помещениях магазинов, был предметом проверки рассмотрения дела в районном суде и своего подтверждения не нашел. Поэтому представленное Каштановым Г.А. в судебном заседании областного суда объяснение П..(продавца магазина " С.") о том, что в ходе проверки проверяющий не выяснял вопросы наличия места для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, как противоречащее показаниям должностного лица административного органа и другим материалам дела, оценивается критически.
Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда от 19 июля 2013 года, в ходе административного производства по делу не допущено.
Проверка проведена должностным лицом административного органа в отношении индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А. на основании распоряжения руководителя Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области N *** от 12 апреля 2013 года. Задачами проверки являлись: осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; профилактика инфекционных и массовых не инфекционных заболеваний (отравлений) населения; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В ходе проверки еще до ее завершения в полном объеме после обследования помещений названных магазинов должностным лицом административного органа 31 мая 2013 года были составлены акт обследования и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Каштанова Г.А.
Нормы КоАП РФ запрета на составление указанных процессуальных документов до завершения проверки в полном объеме и по другим вопросам не содержат.
Каштанов Г.А. присутствовал при обследовании должностным лицом административного органа помещений названных магазинов, составлении акта обследования и протокола об административном правонарушении. Все соответствующие процессуальные требования при этом были соблюдены. Положения ст. 51 Конституции РФ, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, Каштанову Г.А. были разъяснены, с актом обследования и протоколом об административном правонарушении Каштанов Г.А. ознакомился, оставил их без замечаний, акт подписал, его отказ от подписи протокола удостоверен в нем записью должностного лица.
Поэтому доводы жалобы о том, что заявитель на момент составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, не был ознакомлен с актом проверки в полном объеме, то есть и по другим проверяемым вопросам, не относящимся к настоящему делу, подлежат отклонению.
Правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. При этом наступления последствий того или иного вреда не требуется. В связи с этим доводы жалобы Каштанова Г.А. о том, что никакого вредного влияния на окружающую среду в результате его деятельности по обращению с отходами не установлено, следует признать несостоятельными. Оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о признании совершенного Каштановым Г.А. административного правонарушения малозначительным не имеется.
Правила назначения административного наказания индивидуальному предпринимателю Каштанову Г.А., предусмотренные ст. 4.1 КоАП РФ, соблюдены. Административное наказание назначено минимально возможное предусмотренное санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июля 2013 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя КАШТАНОВА Г.А.
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Каштанова Г.А. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского областного
суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.