Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" на постановление мирового судьи судебного участка N9 Ленинского района г. Саратова от 09.07.2013 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20.08.2013 г., вынесенные в отношении администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г.Саратова от 09.07.2013 г. администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - нежилому зданию, в котором находится администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" по адресу: "адрес", и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20.08.2013 г. указанное постановление оставлено без изменения.
В надзорной жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений, полагая, что к административной ответственности администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратова" привлечена незаконно, поскольку не является субъектом правонарушения. Указанное здание на праве оперативного управления закреплено за МКУ "Транспортное управление". Ссылается на то, что администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов" и не относится к органам местного самоуправления; бюджетом муниципального образования "Город Саратов" на 2013 год не предусмотрено финансирование администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" в части проведения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к администрации района; часть необходимых мероприятий уже проведена МКУ "Транспортное управление"; наличие обращения администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" к законному владельцу здания с просьбой провести мероприятия по обеспечению доступа инвалидов в здание администрации района является обстоятельством, полностью исключающим вину администрации Ленинского района.
Проверив судебные постановления в пределах доводов жалобы, изучив возражения потерпевшего на жалобу, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ РФ от 24.11.1995 N181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Как следует из материалов дела, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" не создала условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: "адрес"
На нежилое помещение, занимаемое администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", в полной мере распространяются требования правовых норм (Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605), в силу которых оно должно быть приспособлено для доступа инвалидов, поскольку положения закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Изложенная позиция Конституционного Суда РФ отражена в Определении от 13.05.2010 N689-О-О, согласно которому органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12,130 - 133 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ (статьи 2,7,18 и 19).
В силу Положения "Об администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думой от 29.01.2009 N36-398 администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов". В пределах полномочий, предусмотренных указанным положением, представляет интересы муниципального образования.
Факт совершения администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22.04.2013 N16 (л.д.6), актом проверки от 22.04.2013 N13, проведенной сотрудниками комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, по обследованию объектов социальной инфраструктуры по обеспечению беспрепятственного доступа к ним инвалидов (л.д. 7 - 9).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и форма соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП РФ, существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих признание его недопустимым доказательством, при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Довод об отсутствии у администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" оснований для проведения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к администрации района, отсутствие финансирования, поскольку помещение находится в оперативном управлении МКУ "Транспортное управление" не влияет на законность судебных постановлений.
Таким образом, бездействие юридического лица по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов.
Оценив собранные доказательства в порядке ст.26.11 КоАП РФ, с учетом конкретных фактических обстоятельств данного дела, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности факта уклонения администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что и явилось основанием для привлечения к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
При привлечении администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности существенных нарушений требований КоАП РФ не допущено, в связи с чем оснований для отмены в порядке надзора состоявшихся по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N9 Ленинского района г. Саратова от 09.07.2013 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20.08.2013 г., вынесенные в отношении администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.