Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Низове И.В., рассмотрев жалобу генерального директора закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "БЕТТА" Пронина В.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 25 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "БЕТТА" Пронина В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Николенко В.Е. от 24 мая 2013 года генеральный директор закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "БЕТТА" (далее - ЗАО "НПП "БЕТТА") Пронин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 25 июля 2013 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ЗАО "НПП "БЕТТА" Пронина В.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, генеральный директор "ЗАО "НПП "БЕТТА" Пронин В.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и ненадлежащую оценку доказательств по делу, в частности, возражениям ЗАО "НПП "БЕТТА", приобщенным к материалам проверки, а также фотоматериалам, подтверждающим установку (крепление) дымовой трубы, приобщенным в суде.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, заслушав объяснения Пронина В.Н., его защитника Афанасьевой М.Ю., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п.3 ст. 7 настоящего Федерального закона; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Указанное приложение относит к категории опасных производственных объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
Согласно п. 1.2.1, 1.2.15, 3.3.47, 5.9.16 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 года N 9, руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления, перечисленных в п. 1.1.4, ведению технического надзора за строительством, монтажом, наладкой и испытаниями оборудования (технических устройств), изготовлению газового оборудования (технических устройств), экспертизе промышленной безопасности, подготовке кадров для опасных производственных объектов, должны пройти аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции.
Порядок проведения аттестации должен соответствовать Положению о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденному Постановлением Госгортехнадзора России от 30 апреля 2002 года N 21.
Контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов должен осуществляться в соответствии с Положением о производственном контроле, согласованным с территориальным органом Госгортехнадзора России, разработанным с учетом профиля производственного объекта, на основании Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263.
Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления (технических устройств), не принятых комиссией в установленном порядке, не допускается.
Перед ремонтом газового оборудования, осмотром и ремонтом топок или газоходов, а также при выводе из работы установок сезонного действия газовое оборудование и запальные трубопроводы должны отключаться от газопроводов с установкой заглушек после запорной арматуры.
В соответствии с п. 2, п.п. 3, 5, 6 разд. 1, п. 3 разд. 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных труб, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 03.12.2001 года N 56, организации, осуществляющие эксплуатацию труб на опасных производственных объектах, должны иметь декларацию промышленной безопасности, согласованную территориальным органом Госгортехнадзора, и страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Ответственные по надзору за техническим состоянием труб технологических агрегатов (установок) должны быть аттестованы территориальной аттестационной комиссией, создаваемой приказом начальника территориального органа Госгортехнадзора России в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России.
Каждой организацией должен быть разработан в соответствии с требованиями настоящих Правил график периодических осмотров, обследований и наблюдений за вертикальностью стволов и осадками фундаментов труб, утвержденный техническим директором, заместителем директора по техническим вопросам, главным инженером организации.
На каждую трубу организацией должен быть составлен паспорт, содержащий техническую характеристику трубы, дату ввода трубы в эксплуатацию, характеристику дымовых газов, состояния трубы по результатам обследования, проведении ремонтов и обо всех конструктивных изменениях.
Периодические наружные осмотры труб проводит комиссия, назначаемая руководителем соответствующего подразделения, по графику, составленному службой технического надзора и утвержденному техническим руководителем организации, но не реже двух раз в год.
Периодические осмотры внутренней поверхности труб проводятся через 5 лет после их ввода в эксплуатацию и далее по мере возможности при отключении технологических агрегатов, отводящих газы в трубы, но не реже чем через 10 лет при слабой агрессивности отводимых газов и не реже чем через 5 лет при средней и высокой агрессивности отводимых газов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 446-Р от 19 апреля 2013 года исполняющего обязанности заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора) в период с 06 мая 2013 года по 14 мая 2013 года государственным инспектором отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области Николенко В.Е. проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО "НПП "БЕТТА".
В ходе проверки установлено, что ЗАО "НПП "БЕТТА" использует опасный производственный объект - систему газопотребления предприятия.
Должностным лицом Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, в частности, генеральный директор ЗАО "НПП "БЕТТА" Пронин В.Н. не аттестован в области промышленной безопасности; не представлен отчет о производственном контроле за 2012 год, отсутствует план мероприятий на 2013 год; отсутствуют документы, подтверждающие приемку и эксплуатацию котла Альфа Е-170; при выводе из работы установок сезонного действия (котлов КЧМ-5-2 шт. и котла Альфа Е-170-1шт.) газовое оборудование не отключено от газопровода с установкой заглушки после запорной арматуры; на предприятии не назначено лицо, ответственное за ведение надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией дымовой трубы, отсутствует паспорт дымовой трубы, содержащий техническую характеристику трубы, дату ввода труб в эксплуатацию, характеристику отводимых газов, состояния труб по результатам обследования, при проведении ремонтов и обо всех конструктивных изменениях; не проводятся периодические наружные осмотры промышленной дымовой трубы; отсутствует график периодического осмотра, обследований и наблюдений за вертикальностью ствола и осадкой фундамента трубы.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 446 от 14 мая 2013 года и протоколе об административном правонарушении N 24/174/2013 от 14 мая 2013 года, составленном в отношении генерального директора ЗАО "НПП "БЕТТА" Пронина В.Н..
Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела, а также учитывая, что использование ЗАО "НПП "БЕТТА" системы газопотребления является квалифицирующим признаком для отнесения данного объекта к пожароопасным производственным объектам, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ЗАО "НПП "БЕТТА" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы, содержащие несогласие с оценкой, данной судом доказательствам по делу, не могут являться основанием к отмене судебного постановления. Представленные суду первой инстанции генеральным директором ЗАО "НПП "БЕТТА" доказательства, в том числе ксерокопии фотоматериала, подтверждающего установку (крепление) дымовой трубы, а также его возражения о несогласии с выявленными фактами нарушений законодательства, содержащихся в акте и протоколе по делу об административном правонарушении, не свидетельствуют об отсутствии выявленных в ходе проверки нарушений.
Суд также учитывает, что при вынесении постановления N 24/174/2003 от 24 мая 2013 года генеральный директор общества Пронин В.Н. вину в совершенном административном правонарушении признал, что явилось основанием для признания данного обстоятельства в качестве смягчающего административную ответственность.
Прочие доводы жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства, что не может повлечь отмену вынесенного судебного постановления.
Наказание ЗАО "НПП" БЕТТА" назначено ООО в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 25 июля 2013 года оставить без изменения, жалобу генерального директора закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "БЕТТА" Пронина В.Н. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.