Судья Саратовского областного суда Бартенев Ю.И.,
при секретаре Голубеве И.А.,
рассмотрев жалобу генерального директора закрытого акционерного общества "Ульяновский" Кондрашкина А.М. (далее Кондрашкин А.М.) на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 10 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Кондрашкина А.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области N 71-6-5564-12-H3/1332/2013/l/7 от 07.02.2013 года Кондрашкин A.M. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4900 рублей.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 10.04.2013 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба Кондрашкина А.М. - без удовлетворения.
Кондрашкин А.М. обратился в областной суд с жалобой на указанное решение судьи и постановление должностного лица, просит их отменить. Считает, что у государственного инспектора труда не имелось предусмотренных ст. 229.3 ТК РФ оснований для проведения дополнительного расследования несчастного случая. Кроме того, предписание должностного лица не вступило в законную силу, так как вместе с заключением от 20.01.2013 года было обжаловано в Ртищевский районный суд Саратовской области в порядке искового производства, в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности не имелось.
Изучив материалы дела, выслушав Кондрашкина А.М. и его защитника Афанасьеву С.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области Чернову В.Ф., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 года N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее Порядок), который разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
В соответствии с пп. 1.2, 2.13, 2.14, 2.1.5. Порядка, он обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 настоящего Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
В силу п. 2.1.6 Порядка внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);
по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
Согласно пп. 2.2.1 и 2.2.2 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку (п. 3.6 Порядка).
Кроме того, в настоящее время действует ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 года N 2797), который устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).
Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности.
В силу п. 7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90 все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).
Согласно подп. 3 п. 7.4.1. ГОСТ 12.0.004-90 внеплановый инструктаж проводят при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 09.01.2013 года N 71-6-5564-12-H3/1332/2013/l/l осуществлялось проведение расследования несчастного случая, произошедшего 19.12.2012 года около 11 часов 00 минут с рабочим ЗАО "Ульяновский"
ФИО8, который выполнял работу по подбору сахарной свеклы из кагата в автомобили на поле N IV, участок 3, расположенном в "адрес".
В ходе дополнительного расследования несчастного случая, проводимого в период с 09.01.2013 года в ЗАО "Ульяновский" государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО7 было составлено заключение от 20.01.2013 года, из которого следует, что произошедший с ФИО8 вышеуказанный несчастный случай с тяжелым исходом подлежит квалификации, как несчастный случай, связанный с производством, и подлежит оформлению актом по форме Н-1, а также учету и регистрации в ЗАО "Ульяновский" в 2012 году. Кроме того, были выявлены следующие нарушения трудового законодательства: в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, пп. 2.1.3, 2.1.4., 2.1.5 Порядка инструктажи на рабочем месте с работниками не проводятся; в нарушение требований приложения N 6 ГОСТ 12.0.004-90 журнал инструктажа на рабочем месте не соответствует установленной форме (имеет форму журнала регистрации вводного инструктажа); в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 7.2.4. ГОСТ 12.0.004-90 стажировка на рабочем месте с работниками не проводится; в нарушение требований п. 3.4 Порядка постоянно действующая комиссии по проверке знаний требований охраны труда на предприятии не создана; в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, пп. 2.2.1, 2.2.2, 3.6. Порядка обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ не проводится. Протоколы проверки знаний отсутствуют; в нарушение требований п. 2.1.6. Порядка и п. 7.4.1 ГОСТ 12.0.004-90 с работниками организации внеплановый инструктаж по охране труда в связи с несчастным случаем, произошедшим с рабочим ФИО8 не проведен; в нарушение требований пп. 5.1, 5.3 Постановления от 17.12.2002 года
N 80 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" инструкция по охране труда для рабочего в организации не разработана; в нарушение требований ст. 212 ТК РФ и п. 4 приказа N 342 н
"Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" аттестация рабочего места рабочего ФИО8 не проведена. Карты аттестации рабочих мест предприятия не представлены; в нарушение требований ст. 212 ТК РФ отсутствует контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты. Личная карточка учета выдачи СИЗ рабочему ФИО8 отсутствует; в нарушение требований ст. 212 ТК РФ отсутствует контроль за состоянием условий труда на рабочих местах.
25.01.2013 года по данному факту государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО7 составлен протокол N 71-6-5564-12-ИЗ/1332/2013/1/3 об административном правонарушении и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Постановлением от 07.02.2013 года Кондрашкин A.M. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Вина лица в совершении административного правонарушения подтверждается материалами расследования несчастного случая, заключением государственного инспектора труда от 20.01.2013 года, протоколами опросов пострадавшего
ФИО8 и других лиц, предписанием и протоколом от 25.01.2013 года.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доводы жалобы о том, что у государственного инспектора труда не имелось предусмотренных ст. 229.3 ТК РФ оснований для проведения дополнительного расследования несчастного случая несостоятельны.
В силу ст. 229 ТК РФ при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда.
Из материалов дела следует, что в результате несчастного случая ФИО8 получил тяжелые повреждения здоровья, государственный инспектор труда при этом в состав комиссии включен не был.
Таким образом, государственный инспектор труда при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, в силу
ст. 229.3 ТК РФ провел дополнительное расследование несчастного случая.
Не могут повлечь отмену постановления должностного суда и решения судьи доводы жалобы о том, что предписание должностного лица не вступило в законную силу, так как вместе с заключением от 20.01.2013 года было обжаловано в Ртищевский районный суд Саратовской области в порядке искового производства, в связи с чем оснований для привлечения Кондрашкина А.М. к ответственности не имелось.
Во-первых, помимо предписания вина Кондрашкина А.М. в нарушении трудового законодательства подтверждается совокупностью иных доказательств по делу.
Во-вторых, доказательств отмены предписания должностного лица Кондрашкиным А.М. не представлено.
В-третьих, решение по гражданскому делу не имеет преюдициального значения при рассмотрения административного дела.
В-четвертых, Кондрашкин А.М. обжалует постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а не законность вынесенного предписания об устранении выявленных нарушений.
Представленные Кондрашкиным А.М. в суд второй инстанции документы, якобы свидетельствующие об отсутствии выявленных нарушений трудового законодательства, также не могут повлечь отмену постановления должностного суда и решения судьи, так как ни на момент проверки должностным лицом ЗАО "Ульяновский", ни при рассмотрении дела районным судом, Кондрашкиным А.М. данные документы не представлялись, более того, в составленных документах должностного лица имеются ссылки на их отсутствие.
В связи с этим прихожу к выводу о том, что представленные документы бесспорно не свидетельствуют об отсутствии на момент проверки указанных в постановлении нарушений требований охраны труда.
На основании изложенного считаю, что суд первой инстанции правильно оценил все представленные доказательства, сделал правомерный вывод о том, что Кондрашкин А.М., являясь должностным лицом, допустил нарушения законодательства о труде, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а также законности постановления должностного лица от 07.02.2013 года.
Нельзя признать обоснованными доводы жалобы, содержащие несогласие с оценкой, данной судом обстоятельствам дела, поскольку такое несогласие не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения районного суда по делу об административном правонарушении.
В силу положений ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Наказание Кондрашкину А.М. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, равно как и постановления должностного лица, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 10 апреля 2013 года и постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от 07 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора закрытого акционерного общества "Ульяновский" Кондрашкина А.М. - оставить без изменения, а жалобу Кондрашкина А.М. - без удовлетворения.
Судья Ю.И. Бартенев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.