Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 октября 2013 г. по делу N 33А-2623/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И.,
судей:
Санникова А.Б.,
Зари А.И.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. "адрес") (далее - военная академия) на решение Майкопского гарнизонного военного суда от 16 мая 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления военного прокурора "адрес" в интересах военной академии к Болдыреву Александру Владимировичу о взыскании денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Заслушав доклад судьи Зари А.И., объяснения ответчика Болдырева А.В. и его представителя Болдырева В.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор "адрес" обратился в суд с заявлением о взыскании с Болдырева средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, в сумме "данные изъяты".
Определением Армавирского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по ходатайству представителя военной академии передано по подсудности в Майкопский гарнизонный военный суд, куда оно поступило ДД.ММ.ГГГГ
Решением гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано в связи с истечением срока привлечения Болдырева к материальной ответственности.
В апелляционной жалобе начальник военной академии просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Со ссылкой на нормы Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О материальной ответственности военнослужащих" в жалобе утверждается, что суд первой инстанции неправильно применил к спорным правоотношениям последний из названных законов и пришёл к ошибочному выводу о пропуске срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с ответчика средств федерального бюджета, поскольку оно было подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения трёх лет со дня издания приказа об исключении Болдырева из списков личного состава военной академии ДД.ММ.ГГГГ
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, в частности из - за нежелания учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Приложением N к Положению о порядке прохождения военной службы утверждена типовая форма контракта о прохождении военной службы.
Как видно из N данной типовой формы, она содержит указание на возмещение бывшими курсантами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку.
Следовательно, заключая контракт о прохождении военной службы, курсанты берут на себя соответствующие обязательства по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку в период обучения, в определённых названным законом случаях.
Поэтому, вопреки мнению автора жалобы, судом первой инстанции обоснованно применён к спорным правоотношениям Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих".
Приказом начальника "адрес" высшего зенитного ракетного училища противовоздушной обороны от ДД.ММ.ГГГГ N (в порядке реорганизации присоединено к военной академии "адрес") Болдырев отчислен из данного учебного заведения в связи с нежеланием учиться. В этом в приказе содержалось указание о необходимости возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку Болдырева в сумме "данные изъяты".
Следовательно, именно 31 марта 2010 г. был обнаружен ущерб.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
Поскольку на день принятия решения истёк предусмотренный вышеназванным законом трёхлетний срок, в течение которого с ответчика возможно было взыскать причинённый его действиями ущерб, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления.
Является ошибочным мнение автора жалобы о том, что таковой срок приостанавливается предъявлением иска в суд, поскольку срок, который предусмотрен приведенной нормой права, ограничивает тремя годами весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности вплоть до момента издания приказа командиром или вынесения решения суда, и фактически является пресекательным. Данный срок в отличие от срока исковой давности не может быть восстановлен, приостановлен или продлен.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского гарнизонного военного суда от 16 мая 2013 г. по заявлению в интересах Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" к Болдыреву Александру Владимировичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.