Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Дука Е.А., Цыганкова С.Л.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры от "данные изъяты" в присвоении (ФИО)1 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Взыскать с Департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 200 рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи (ФИО)7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда". В обоснование иска указала, что имеет общий стаж работы 32 года, в 2007 году была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Ответчиком ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением (адрес) от 06.06.2005. N 103- (адрес) данный отказ незаконным, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на присвоение указанного звания. Просила признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания "Ветеран труда".
В судебное заседание истец (ФИО)1 не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента социального развития (адрес) - Югры (ФИО)5 иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития (адрес) - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что с решением суда не согласен, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм права. Правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа - Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры", почетная грамота Министерства образования и науки РФ отсутствует. Ссылку суда на то, что законодатель субъекта РФ незаконно ограничил возможность присвоения звания "Ветеран труда" определенными видами ведомственных знаков отличия в труде, считает несостоятельной. Согласно ст.7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес) - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (ФИО)6 является пенсионером по старости, общий стаж работы истца составляет более 32 лет (л.д. 12-20, 24, 25).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата) "данные изъяты" истец награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд (л.д. 21-22).
Ответчиком истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением (адрес) от (дата) N103-п (л.д. 11).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно приказу Минобрнауки от (дата) N 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как ошибочное толкование ответчиком требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 N 103-п Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" такого ведомственного знака отличия в труде, как Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и пп.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", которая к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа. Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в пп.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 N 142-п. Истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда.
Таким образом, вывод суда о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ей такого звания соответствует требованиям закона.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес) - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Дука Е.А.
Цыганков С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.