Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Залевской Е.А.,Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании о резервировании рабочих мест
по апелляционной жалобе ответчика Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании на решение Стрежевского городского суда Томской области от 28 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя ответчика Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании Усовой Д.А., действующей на основании доверенности от 15.08.2013, представителя истца прокурора Кофман Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Стрежевого обратился с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК, ответчик, апеллянт, Общество), просил суд обязать ответчика зарезервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями пункта 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении Санитарных правил 2.2.9.2510-09", установить срок для исполнения этого требования -1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу (листы дела 2-4, 40).
В обоснование заявленных требований в письменном заявлении, в пояснениях суду первой инстанции в лице прокурора Пониматкина С.К. указал, что в ОАО "Томскнефть" ВНК зарезервировано 76 рабочих места для трудоустройства инвалидов, которые по объективным причинам не могут быть им предоставлены, так как относятся к рабочим местам с вредными и опасными для здоровья производственными факторами. Такие действия ответчика нарушают права на труд неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ответчик обязан установить квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с Законом Томской области от 10.09.2003 N 109-03 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" квота для приема инвалидов организациям, численность которых составляет более 100 человек, установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников.
Представитель ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Евтушенко О.Н. исковые требования не признала, указав, что обязанность по резервированию рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, возлагается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Томской области от 8.08.2011 N 241а организации, численность работников которых составляет более 100 человек, осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, подходящим для трудоустройства инвалидов, только в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Обязанность по квотированию рабочих мест Обществом исполнена в полном объеме. Санитарные правила, на которые ссылается прокурор, применяются только при трудоустройстве инвалида на работу при определении конкретных условий труда для конкретного инвалида на конкретном рабочем месте. В настоящее время в Обществе работают 3 инвалида, рабочие места которых организованы в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации. Права инвалидов на предприятии не нарушаются.
Обжалуемым решением на основание статьи 2, 20, части 1 статьи 21, статей 22, 24 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 13 Закона Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статей 5, 21-1, 21-2 Закона Томской области от 10.09.2003 N109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.5, 4.2 Санитарных правил 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30, заявление прокурора г.Стрежевого удовлетворено. Суд обязал ОАО "Томскнефть" ВНК в течение 1 месяца со дня вступления в силу судебного решения зарезервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями пункта 4.2 Санитарных правил 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов". С ОАО "Томскнефть" ВНК в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО "Томскнефть" ВНК просит отменить решение Стрежевского городского суда Томской области от 28.06.2013, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г.Стрежевого.
В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что ОАО "Томскнефть"ВНК не исполнена установленная квота для приема на работу инвалидов, поскольку ответчик не подтвердил возможность осуществления инвалидами трудовой деятельности в предлагаемых им профессиях, неверен. В условиях отсутствия волеизъявления инвалида о трудоустройстве, адресованного органам службы занятости или непосредственно работодателю, на работодателя не может быть возложена ответственность за незаполнение вакантных мест, предназначенных для работы инвалидов. Действующее законодательство не содержит норм о том, что выполнением квоты является подтверждение работодателем возможности осуществления инвалидами трудовой деятельности в предлагаемых им (заквотированных) профессиях.
Обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов исполнена Обществом в полном объеме, из среднесписочной численности работников, 3800 человек, приказом ОАО "Томскнефть" ВНК N 354 от 26.03.2012 установлена квота в размере 76 рабочих мест (2%) для приема на работу инвалидов. Инвалиды с целью трудоустройства на предприятие не обращались, не были таковые направлены для трудоустройства в ОАО "Томскнефть" ВНК и органами службы занятости (за исключением Ш.). Случаев отказа в трудоустройстве обратившихся инвалидов в ОАО "Томскнефть" ВНК не было.
Полагает, что суд сделал неверный вывод о том, что Обществом нарушены утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N30 "Санитарные правила 2.2.9.2510-09", устанавливающие гигиенические требования к условиям труда инвалидов, так как указанные санитарные правила применяются только при трудоустройстве инвалида на работу в Общество и определении конкретных условий труда для конкретного инвалида на конкретном рабочем месте. Следовательно, только в случае обращения инвалида с целью трудоустройства Общество обязано будет обеспечить условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида с учетом указанных Санитарных правил. ОАО "Томскнефть" ВНК проводит все необходимые мероприятия в отношении работников, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Учитывая, что инвалидность может быть установлена человеку по разным причинам, и для каждого конкретного инвалида могут потребоваться индивидуальные особенности рабочего места, все необходимые меры по обеспечению рабочего места инвалиду принимаются незамедлительно при обращении инвалида с целью трудоустройства в Общество.
Считает, что прокурор не доказал в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что по всем заквотированным Обществом вакансиям условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.
Вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом прав инвалидов в связи с необеспечением выполнения требований законодательства в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями ошибочен. На стадии выполнения обязанности по установлению квоты для приема на работу инвалидов еще не существует трудовых отношений с инвалидами, которые могли бы претендовать на трудоустройство в Обществе. Вместе с тем Общество принимает на работу инвалидов в случае их обращения и принимает все меры для обеспечения безопасности трудового процесса инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, что подтверждается как созданием специального рабочего места для Ш., так и исключением из условий труда оператора ООУ Б. вредных условий и приведением его рабочего места в соответствие с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Апеллянт полагает, что в связи с принятием обжалуемого решения судом нарушен принцип исполнимости судебного решения, так как Общество будет обязано резервировать рабочие места в отсутствие конкретных инвалидов и индивидуальных программ реабилитации, что сделает невозможным выполнение требований пункта 4.2 вышеуказанных санитарных правил, а значит, такое решение не может быть исполнено.
В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора г.Стрежевого Малевич Р.М. просит решение Стрежевского городского суда Томской области от 28.06.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК - без удовлетворения.
В судебном заседании при рассмотрении дела апелляционной инстанцией представитель ответчика ОАО "Томскнефть" ВНК Усова Д.А. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, прокурор Кофман Е.Г. как представитель процессуального истца полагала решение суда законным и обоснованным.
Обсудив и изучив материалы дела, заслушав объяснения участвовавших в апелляционном производстве лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, а также трудовое законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации (статья 72 пункты "б", "ж" и "к" части 1).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан, и прежде всего граждан с ограниченными возможностями (инвалидов).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и иные нормативные правовые акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
Закон о занятости населения, определяя в качестве основного направления государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых относятся и инвалиды, предусматривает содействие работодателей в обеспечении занятости населения, одной из форм которого является трудоустройство определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан (пункт 2 статьи 5, абзац 8 пункта 1 статьи 25).
Статьей 13 указанного Закона установлены дополнительные гарантии занятости инвалидов, в числе которых предусмотрена квота для приема на работу инвалидов устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, - инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых относятся установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
В силу статьи 24 указанного Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства в Томской области принят Закон N 109-ОЗ от 10.09.2003 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", согласно статье 21-1 которого организациям с численностью работников более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. В силу статьи 21-2 указанного нормативного акта в организациях, за исключением организаций, указанных в абзаце втором статьи 21-1 настоящего Закона, осуществляется резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в порядке, определяемом Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 08.08.2011 N241а "О резервировании рабочих мест для инвалидов" установлено, что указанные организации осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Приведённые положения закона указывают на то, что предприятия, численность работников которых составляет более 100 человек, обязаны проводить мероприятия по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, данные места должны быть созданы и выделены по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов и в результате таких мероприятий зарезервированы. Информацию о зарезервированных для трудоустройства инвалидов местах работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости, что закреплено в пункте 3 статьи 25 Закона о занятости населения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Томскнефть" ВНК относится к числу предприятий, численность работников которой составляет более 100 человек.
Приказом генерального директора ОАО "Томскнефть" ВНК N 0354 от 26.03.2012 "О выделении рабочих мест в Обществе для трудоустройства инвалидов" выделены рабочие места в пределах установленной квоты 2% от среднесписочной численности работников предприятия для трудоустройства инвалидов в соответствии с перечнем должностей и профессий для такого трудоустройства (листы дела 55-58).
Кроме того, ответчиком в /__/ подана информация о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов на 01.05.2013, из которой следует, что в ОАО "Томскнефть" ВНК зарезервированы для трудоустройства инвалидов 76 рабочих мест (листы дела 6-11).
Удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании ответчика зарезервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями пункта 4.2 Санитарных правил 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30, суд первой инстанции исходил из того, что резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов выполнено ОАО "Томскнефть" ВНК формально, с нарушением прав инвалидов на фактическое обеспечение рабочими местами.
Судебная коллегия поддерживает данный вывод.
Из предоставленной ответчиком информации о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов в виде резервирования рабочих мест на 01.05.2013 (листы дела 6-10) следует, что большинство мест выделено по профессиям, включённым в Перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 163. Кроме того, по многим выделенным местам предусмотрен вахтовый метод работы. Содержание информации о выделении и резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов было соответствующим образом проанализировано и /__/ , что следует из информационного письма от 06.05.2013 ( лист дела 5).
Между тем, в силу пункта 4.2 Гигиенических требований к условиям труда инвалидов. Санитарные правила. СП 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30 (далее - Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09), установлено, что условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Следовательно, любая организация обязана создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, исходя из среднесписочной численности работников в организации. Но при этом предприятию следует учитывать, что условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при резервировании рабочих мест в результате их выделения ответчиком приведенные нормы закона не учтены, о чём свидетельствует не только содержание информации о резервировании рабочих мест, направленной ОАО "Томскнефть" ВНК в /__/, но и перечнеь должностей и профессий для такого трудоустройства, приложенный к приказу генерального директора ОАО "Томскнефть" ВНК N 0354 от 26.03.2012 "О выделении рабочих мест в Обществе для трудоустройства инвалидов". Данный Перечень содержит указание на профессии и должности, работа по которым предполагает только вахтовый метод, условия труда на данных должностях не исключают воздействие вредных производственных факторов (например, лаборант химического анализа, дефектоскопист рентгенно-, гамма-графирования и т.д.).
При таких обстоятельствах обязанность ОАО "Томскнефть" ВНК зарезервировать в пределах установленной квоты рабочие места для трудоустройства на них инвалидов по смыслу Закона о занятости населения, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нельзя признать выполненной. Действующим законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию (выделению) в целях резервирования определённого количества рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, но и обеспечение возможности выполнить квоту, то есть фактически принять на работу определенное число граждан инвалидов.
Таким образом, ответчик обязан выделить или создать и зарезервировать в пределах квоты такие рабочие места, которые были бы пригодными для работы на них инвалидов с учётом требований Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, на что правильно указал суд первой инстанции.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ОАО "Томскнефть" ВНК о том, что возложение обжалуемым решением суда обязанности по резервированию рабочих мест необоснованно, поскольку квота для приёма на работу инвалидов выполнена, что освобождает предприятие от резервирования рабочих мест, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
Из приведённого ранее положения части 1 статьи 25 Закона о занятости населения следует, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения. Следовательно, обязанности по квотированию рабочих мест следует считать выполненными только с момента создания ( выделения) рабочих мест для работы на них инвалидов и приёма на такие места, которые должны быть зарезервированы в соответствующих целях, инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, а значит, и допустимость необоснованного отказа в приёме инвалидов на работу на указанные места, что противоречит целям федерального законодательства и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидов.
Данный вывод следует не только из содержания Закона о занятости населения, положения которого следует толковать в совокупности с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но подтверждается также и содержанием пункта 1 постановления Администрации Томской области от 08.08.2011 N 241 а "О резервировании рабочих мест для инвалидов" о том, что предприятия обязаны зарезервировать рабочие места для принятия на работу инвалидов в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Иными словами работодатели обязаны резервировать рабочие места для инвалидов в том случае, если фактически на предприятии не трудоустроено такое количество инвалидов, которое предусмотрено квотой.
ОАО "Томскнефть" ВНК не доказало суду в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации факт трудоустройства инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте - 76 человек, а значит, не выполнило установленную квоту и обязано зарезервировать места для трудоустройства инвалидов в будущем.
Материалами дела подтверждено, что в настоящее время в ОАО "Томскнефть" ВНК работают граждане инвалиды Ш., Б., С., данным гражданам созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Вместе с тем в силу статьи 224 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели обязаны создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Данная обязанность установлена законодателем наряду с обязанностью выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и не заменяет её, а заключается в мероприятиях по сокращению продолжительности рабочего времени, снижении норм выработки. Корме того, в силу статьи 22 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В рассматриваемом деле предметом судебной проверки является выполнение ответчиком обязанности по выделению ( созданию) рабочих мест для инвалидов и их резервирование, а не выполнение ОАО "Томскнефть" ВНК другой обязанности - по созданию инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в случае фактического принятия такого гражданина на работу.
Изложенное указывает также и на необоснованность ссылки апеллянта на отсутствие обращений на предприятие граждан инвалидов в целях трудоустройства, так как действующее законодательство не ставит выполнение предприятием обязанности по резервированию рабочих мест в зависимость от фактов такого обращения, а напротив, направлено на обеспечение возможности трудоустройства инвалидов, в том числе и по направлению органа службы занятости населения.
Ссылка ОАО "Томскнефть" ВНК на то, что прокурор не представил доказательств тому, что по всем заквотированным Обществом вакансиям условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы, отклоняется судебной коллегией.
Поскольку ОАО "Томскнефть" ВНК ссылалось в ходе судебного разбирательства на то, что обязанность по резервированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов им выполнена, то в соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на нём лежало бремя доказывания того обстоятельства, что все зарезервированные рабочие места для трудоустройства на них инвалидов соответствуют Санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09.
Однако материалами дела подтверждено, что большинство выделенных ответчиком для трудоустройства инвалидов рабочих мест предназначены для должностей, связанных с выполнением тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда. Данный факт следует из информационного письма /__/ , а также из анализа содержания списка зарезервированных для трудоустройства инвалидов рабочих мест, что указывает на невыполнение обязательных требований указанных Санитарных правил.
Судебная коллегия, кроме того, учитывает, что постановлением Минтруда Российской Федерации от 08.09.1993 N 150 утверждён Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Ответчик не доказал невозможность резервирования на предприятии рабочих мест с учётом данного Перечня. Положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не введены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда, не позволяющие привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности.
Количество рабочих мест с вредными и тяжёлыми условиями труда, зарезервированных ответчиком для принятия на них граждан инвалидов, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку предметом судебного разбирательства является выполнение ответчиком требований закона о создании резерва таких рабочих мест в количестве, соответствующем квоте. Из дела видно, что такая обязанность ОАО "Томскнефть" ВНК не выполнена.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы своего подтверждения не нашли, направлены на переоценку доказательств по делу, оснований для такой переоценки нет, также как и оснований для вывода о неправильном применении норм материального права. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Суд первой инстанции не допустил нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного решения в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Томскнефть" ВНК - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стрежевского городского суда Томской области от 28 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.