Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Бондаревой Н.А.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске
дело по исковому заявлению Исаева В. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 1280 от 12.05.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Исаева В. Н. на решение Северского городского суда Томской области от 09 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., пояснения Исаева В.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исаев В.Н. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса 44 года 08 месяцев. С 07.02.2012 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", - 07 лет 09 месяцев, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит п.п. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. 11.05.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 12.05.2012 N 1280 в перерасчете ДМО ему было отказано. Просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 12.05.2012 N 1280 об отказе в перерасчете Исаеву В.Н. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязать ГУ -УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Исаеву В.Н. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы 44 года 08 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы 44 года 08 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 07.02.2012.
В судебном заседании Исаев В.Н. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства финансов в лице Федерального казначейства по Томской области считала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица ОАО "СХК".
Суд на основании п.п. 1, 2, 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса" в удовлетворении исковых требований Исаеву В.Н. отказал.
В апелляционной жалобе Исаев В.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на фактические обстоятельства дела, указывая, что работал в ОАО "СХК" в период с 16.07.1966 по 30.03.2011. Анализируя положения действующего законодательства, полагает, что им предусмотрено при исчислении размера ДМО исходить не только из продолжительности специального стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса, но и из общего стажа работы на предприятиях ядерной промышленности. Поскольку его общий стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса составляет более 40 лет, размер ДМО должен составлять 75 % от среднемесячного заработка, то есть на 20% больше назначенного, исходя из расчета (44 года 8 месяцев - 20 лет общего стажа).
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Исаев В.Н. работал на Сибирском химическом комбинате в период с 16.07.1966 по 30.03.2011.
С 01.07.1994 Исаеву В.Н. назначена пенсия по старости по п. "а" ст. 12 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 15).
Согласно справке N 9/139 от 19.03.2012, выданной ОАО "СХК" (л.д. 16), Исаев В.Н. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 07 лет 09 месяцев на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращения с ними; страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации - 44 года 08 месяцев.
Из выписки из пенсионного дела Исаева В.Н. (л.д.18) следует, что дополнительное материальное обеспечение ему назначено со 07.02.2012, суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составил 55%.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет размера ДМО произведен верно, во внимание принят страховой стаж работы истца при осуществлении видов деятельности, предусмотренных Перечнем, доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований для перерасчета размера ДМО, истцом не представлено.
Судебная коллегия приведенный вывод суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которых дает право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).
Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года N 549 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 мая 2010 N 328) (далее - Положение), гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт "б" пункта 2 Положения).
Обращаясь с апелляционной жалобой, Исаев В.Н. полагал, что перерасчету подлежит суммарный размер дополнительного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацами 4, 6 пункта 10 Положения для граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа, подпункте "б" пункта 2 Положения.
Согласно пункту 9 Положения минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.
В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичные условия назначения пенсии в связи с особыми условиями труда предусматривались п. "а" ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации": пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.
Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению истца, гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 2 Положения размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению на 1% за каждый полный год работы сверх 20-летнего общего страхового стажа, требуемого для назначения мужчинам досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, в соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
Согласно абзацу 2 подпункта "б" пункта 2 Положения, в стаж, дающий право на установление дополнительного обеспечения указанным в данном подпункте гражданам засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных Перечнем. Кроме того, в абзаце 4 пункта 10 Положения также имеется указание на такое условие как осуществление данными гражданами предусмотренных Перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.
Как видно из материалов дела, стаж продолжительностью 07 лет 09 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера дополнительного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии Исаеву В.Н., относящемуся к категории граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа, подпункте "б" пункта 2 Положения, при этом ему установлен минимальный размер дополнительного обеспечения в 55 %.
Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только для граждан, которые перечислены в абзаце 2 пункта 2 Указа, подпункте "а" пункта 2 Положения - граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет, к которым истец не относится.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а потому отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 09 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исаева В. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.