Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Алексеенко О. В.,
при секретаре судебного заседания - Гарафутдиновой А.Ю.,
с участием прокурора - Фахретдиновой Ю. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль" о признании недействующим пункта 1 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 12 ноября 2012 года
N 376 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" потребителям Краснохолмского сельского совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан",
УСТАНОВИЛ:
12 ноября 2012 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам принято постановление N 376 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" потребителям Краснохолмского сельского совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан", опубликованное в издании "Республика Башкортостан" N 14 (27749) от 25 января 2013 года и на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru
08 декабря 2012 года.
Данное постановление зарегистрировано в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов дата N ...
Постановлением утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии (пункт 1), со следующей календарной разбивкой:
с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - одноставочный тариф для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии: для населения - 1 080, 86 рублей /Гкал, для остальных потребителей -
1 294, 13 рубля/Гкал;
с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - одноставочный тариф для всех потребителей - 1 346, 50 рублей/Гкал.
Общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее по тексту ООО "Модуль") обратилось в суд заявлением (с последующими дополнениями) о признании недействующим пункта 1 названного Постановления, ссылаясь на то, что установленный Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам тариф на тепловую энергию для потребителей является заниженным. Во-первых, необоснованно занижена цена на единицу холодной (технической) воды в размере 17, 57 рублей, приобретаемой у ООО "Башэнергонефть" по цене 43, 85 рублей за куб. м, установленной Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 ноября 2012 года N 754. Во-вторых, немотивированно применена тарифная ставка для рабочих первого разряда в размере 4473 рублей, вместо установленного региональным соглашением 5693 рубля с 01 октября 2012 года. В-третьих, неправомерно установлены разные тарифы на тепловую энергию для разных категорий потребителей, что искусственно сдерживает рост тарифов для населения (перекрёстное субсидирование). В-четвёртых, при исчислении размера фонда оплаты труда в сумме необходимой валовой выручки при установленном предприятием штатной численности работников в 37 человек, орган государственного регулирования без какого-либо обоснования штатную численность принимает в 35 человек, в связи с чем предприятию недоначислен фонд оплаты труда в сумме необходимой валовой выручки и на соответствующую сумму уменьшены отчисления на социальные нужды. В-пятых, тариф на тепловую энергию на 2013 год установлен органом государственного регулирования в отсутствие экспертного заключения. Представленное Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам заключение не содержит всех признаков экспертного заключения, следовательно, таковое отсутствует. Кроме того, при установлении тарифа тепловой энергии для ООО "Модуль" Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам применил неутверждённый для заявителя норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.
Заявитель считает, что пункт 1 оспоренного постановления противоречит пункту 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от
27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов", Приказу Госстроя Российской Федерации от 12 октября 1999 года N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", а также Приказу Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства".
По мнению заявителя, тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям Краснохолмского сельсовета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, является экономически необоснованным, а нормативный правовой акт не соответствует требованиям федеральных законов и иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
В судебном заседании представители ООО "Модуль": директор Хаматов М. М., Исламов В. М., действующий по доверенности от
дата N ... , заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Бурдюк С. Н. (доверенность от дата N ... ) и Пичужкина Е. Ю. (доверенность от дата N ... ) просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что расчёт тарифа произведён в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Тариф на холодную (техническую) воду был установлен Госкомитетом РБ на основании представленного ООО "Модуль" договора с ОАО "АНК "Башнефть" на поставку технической воды, где цена воды определена в
14 рублей за куб. м. С учётом прогнозного роста 108% к действующей цене 2012 года тариф на воду составил 17, 57 рублей. Рассчитывая затраты на оплату труда рабочих и служащих, Государственный комитет, основываясь на Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, исходил из месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 4473 рубля. При этом рассчитанная комитетом среднемесячная заработная плата основных производственных рабочих принята в размере 8406, 01 рублей, АУП - 9386, 29 рублей, что выше минимальной заработной платы, установленной по Республике Башкортостан. Кроме того, по мнению представителя Бурдюк С. Н., установленные на период с 01 января 2013 года по 30 июня 2013 года различные тарифы на тепловую энергию для разных категорий потребителей (перекрёстное субсидирование) согласуются с пунктом 62(3) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, действовавшим на момент принятия оспариваемого Постановления. Тариф на тепловую энергию на 2013 год установлен органом государственного регулирования при наличии экспертного заключения, составленного в соответствии с действующим законодательством.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 12 ноября 2012 года N 376 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" потребителям Краснохолмского сельского совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан". Согласно пункту 2 данного постановления утверждённые тарифы действуют с 01 января 2013 года. Оспоренное постановление опубликовано в издании "Республика Башкортостан" от 25 января 2013 года.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспариваемым постановлением утверждены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ООО "Модуль", без указания конкретных потребителей и рассчитанные на неоднократное применение. Следовательно, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность заявленных ООО "Модуль" требований, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральный закон РФ "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года
N 190-ФЗ устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1 Федерального закона "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся реализация полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утверждённого Указом Президента Республики Башкортостан от 24 сентября 2010 года N УП-567 республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное регулирование тарифов (цен) и контроль за их применением, а также другие функции, предусмотренные настоящим Положением, является Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
Пунктом 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от
26 февраля 2004 года N 109, установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Установлено, 27 апреля 2012 года теплоснабжающая организация - ООО "Модуль" представила в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам необходимые материалы для установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Краснохолмского сельского совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, на 2013 год.
06 ноября 2012 года ООО "Модуль" направило в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам дополнительные материалы для установления тарифов на тепловую энергию. При этом данные материалы содержали, по мнению заявителя, обоснованные предложения об установлении тарифов на тепловую энергию, в частности определения размера средств, направляемых на оплату труда работников теплоснабжающей организации, расчёта нормативной численности персонала.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объёмом фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Республиканским соглашением, заключенным между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан на 2011 - 2013 годы, от 28 июня 2010 года N 11 установлены месячные тарифные ставки рабочих основных профессий первого разряда, в том числе рабочих, занятых эксплуатацией и обслуживанием самостоятельных коммунальных котельных, в размере 5693 рублей (приложение N 3 названного соглашения).
Вместе с тем, из заключения Государственного комитета Республики Башкортостан по формированию тарифа на тепловую энергию, поставляемую ООО "Модуль" потребителям, затраты на оплату труда рассчитаны исходя из тарифной ставки основного рабочего первого разряда в размере 4473 рублей. При этом исследуемое заключение не содержит обоснованности применения Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам тарифной ставки для рабочих в размере 4473 рублей, вместо установленного республиканским Соглашением 5693 рублей.
Кроме того, как следует из расчёта тарифа на тепловую энергию, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам были утверждены затраты на оплату труда основных производственных рабочих ООО "Модуль" на 2012 год в размере 3033000 рублей, в 2013 году - 3127000 рублей, рост составил 103, 1 процента (лист дела 17, том 1).
Между тем, согласно информационному письму Председателя Государственного комитета Республики Башкортостан от 02 апреля 2012 года N 08-04-И установлен рост заработной платы - 105, 8 процентов (в соответствии с отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального комплекса Республики Башкортостан).
При таких обстоятельствах довод заявителя о неправомерности применения Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам заниженной тарифной ставки и, следовательно, немотивированности произведённого расчёта по затратам на оплату труда работников теплоснабжающей организации следует признать обоснованным.
Утверждения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Бурдюк С. Н. о том, что при расчёте тарифов на
2013 год затраты на оплату труда рассчитаны исходя из месячной тарифной ставки рабочего первого разряда 4473 рубля в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы (в ред. Соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 05 декабря 2012 года); рассчитанная комитетом среднемесячная заработная плата основных производственных рабочих принята в размере 8406, 01 рублей, АУП - 9386, 29 рублей, что выше минимальной заработной платы, установленной в Республике Башкортостан - 5500 рублей, нельзя признать обоснованными.
Решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от
09 января 2013 года, вступившим в законную силу 01 апреля 2013 года, заявление ООО "Модуль" удовлетворено, признан недействующим пункт 1 Постановления государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 10 февраля 2012 года N 15 "Об утверждении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль", как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Закону Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан".
Данным судебным решением установлено нарушение требований Правил и Основ ценообразования Госкомитетом при формировании затрат на оплату труда работников ООО "Модуль", немотивированно применена тарифная ставка для рабочих в размере 4449 рублей, вместо установленного Соглашением 5124 рублей, а численность административно-управленческого персонала (директор, главный, инженер, старший мастер котельной, главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, инженер-энергетик, инспектор отдела кадров) уменьшена на 6 человек (применён коэффициент 0, 25 ставки).
Таким образом, вопреки требованиям приведённого выше законодательства орган государственного регулирования при расчёте тарифа на 2013 год применил заниженную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда.
Также следует признать обоснованными доводы заявителя об отсутствии экономического обоснования уменьшения штатной численности персонала ООО "Модуль" при расчёте необходимой валовой выручки для теплоснабжающей организации на 2013 год.
Так, вопросы нормативов численности административно-управленческого персонала теплоэнергетических предприятий регулируются Приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства", Приказом Госстроя Российской Федерации от
12 октября 1999 года N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий".
Как следует из материалов дела, ООО "Модуль" представил в тарифное дело расчёты по нормативной численности руководителей, специалистов и служащих общества (листы дела 202-204, том 2), а также штатное расписание теплоснабжающей организации (лист дела 205, том 2).
Согласно штатному расписанию с 01 января 2011 года численность персонала ООО "Модуль" составляет 37 человек, при этом административно-управленческий персонал - 6 человек (директор, главный инженер, главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, инспектор по кадрам).
Между тем, представленное Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам заключение по формированию тарифа на тепловую энергию не содержит экономического обоснования уменьшения численности административно-управленческого персонала ООО "Модуль" при расчёте необходимой валовой выручки для теплоснабжающей организации на 2013 год до 4 человек.
Оспаривая Постановление в части установления Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам различных тарифов для разных категорий потребителей, заявитель считает, что органом регулирования нарушен пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов", согласно которому с 1 января 2004 года отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Как следует из пункта 1 оспариваемого Постановления, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую "ООО Модуль" потребителям тепловой энергии, со следующей календарной разбивкой:
с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - одноставочный тариф для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии: для населения - 1 080, 86 рублей /Гкал, для остальных потребителей -
1294, 13 рубля/Гкал;
с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - одноставочный тариф для всех потребителей - 1 346, 50 рублей/Гкал.
Статьёй 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено понятие потребителя тепловой энергии как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9).
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию и на соответствующие услуги определяются Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109.
Статьёй 59 Основ ценообразования установлено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.
Особенности расчёта тарифов (цен) для отдельных групп потребителей тепловой энергии определены в разделе 6 Методических указаний, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Вместе с тем, пунктом 27 Методических указаний установлены различные тарифные группы потребителей (1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители) только для расчёта регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию (мощность).
Как следует из пункта 28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по следующим видам теплоносителей: горячая вода; отборный пар давлением: от 1,2 до 2,5 кг/см 2, от 2,5 до
7,0 кг/ см 2, от 7,0 до 13,0 кг/см 2, свыше 13,0 кг/см 2; острый и редуцированный пар.
Пунктом 29.5 Методических указаний предусмотрено, что по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что установление Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам дифференциации тарифов на тепловую энергию в зависимости от категорий потребителей, то есть установление в оспариваемом постановлении повышенного тарифа для группы "потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии" по сравнению с тарифом для группы "население", противоречит приведённым выше правовым нормам.
Нельзя признать обоснованным утверждение представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам
Бурдюк С. Н. о том, что установление повышенных тарифов для прочих потребителей предусматривалось пунктом 62(3) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, действовавшим на момент принятия оспариваемого Постановления.
Так, в соответствии с пунктом 62(3) Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при наличии графиков, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", вправе устанавливать для населения тарифы на тепловую энергию на 2011 - 2012 годы в размере, отличном от размеров тарифов на тепловую энергию для прочих потребителей.
Пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счёт своих средств при условии наличия графиков, утверждённых уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации и претендующими на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и предусматривающих установление не позднее 1 января 2013 года тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг без учёта необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счёт тарифов, установленных для другой группы потребителей, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Названное нормоположение - пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" признано утратившим силу на основании статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" с 28 декабря 2012 года (со дня официального опубликования - "Российская газета", N 301,
28 декабря 2012 года).
Учитывая, что пунктом 62(3) Основ ценообразования предусматривалась дифференциация тарифов на тепловую энергию в зависимости от категорий потребителей лишь на 2011-2012 годы, а оспариваемым Постановлением устанавливались тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям, на 2013 год, суд считает, что Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам неправомерно исходил из приведённой нормы закона, действие которой утратило силу с 28 декабря 2012 года и на 2013 год не распространялось.
Кроме того, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам не представлено суду доказательств о том, что расчёт тарифа тепловой энергии для различных групп потребителей с применением перекрёстного субсидирования экономически обоснован.
Ссылка представителя Бурдюк С. Н. на приказ Федеральной службы по тарифам от 09 октября 2012 года N 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год", который, по её мнению, разрешал дифференциацию тарифов на услуги теплоснабжения на период с
01 января 2013 года по 30 июня 2013 года не является состоятельной. Из содержания данного приказа не усматривается установление Федеральной службой по тарифам повышенных тарифов для различных тарифных групп потребителей.
При таких обстоятельствах следует признать довод заявителя о неправомерности установления Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам повышенных тарифов для прочих потребителей за счёт искусственного сдерживания роста тарифов для населения (перекрёстного субсидирования) обоснованным, поскольку противоречит требованиям названного федерального законодательства.
Довод заявителя о том, что заключение по формированию тарифа на тепловую энергию, на основании которого принято оспариваемое постановление, подготовлено с нарушением пункта 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, заслуживает внимания.
В соответствии с пунктом 16 названных Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Требования к содержанию экспертного заключения установлены пунктом 17 данных Правил, согласно которому экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Между тем, представленное Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам заключение (лист дела 57-59, том 5), в нарушение приведённой правовой нормы не содержит анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 5) и сравнительного анализа динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (часть 6).
Заслуживает внимание и довод заявителя о том, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при формировании тарифа на тепловую энергию не утверждён норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, поскольку подпункт 2 пункта 2 статьи 5 Федерального Закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относит утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Указом Президента Республики Башкортостан от 22 октября 2012 года N УП-567 "О внесении изменений в Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам" на Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам возложены полномочия по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям (пункт 3.2).
Однако при формировании тарифа тепловой энергии ООО "Модуль" на 2013 год норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам утверждён не был.
В то же время суд находит неубедительными доводы заявителя в части необоснованности установления Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам заниженного тарифа на холодную (химическую) воду исходя из следующего.
Из материалов тарифного дела, представленных теплоснабжающей организацией в орган государственного регулирования для установления тарифа на тепловую энергию на 2013 год, следует, что ООО "Модуль" приобретает техническую воду, необходимую для производства тепловой энергии,
В соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, ООО "Модуль" 27 апреля 2012 года представил в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам пакет документов для установления тарифа, в том числе договор на отпуск и потребление технической воды, заключенный 23 января 2012 года N БНФ/п/23/34/12/ДНГ/2 с ОАО "АНК "Башнефть" (листы дела 13-16, том 4), из которого следует, что цена отпускаемой технической воды сторонами определена 14, 31 рубль без учёта НДС за м 3 (пункт 3.1 договора).
При формировании затрат на техническую воду Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам предусмотрел цену в соответствии с данным договором и с учётом прогнозного роста 108% к действующей цене 2012 года определил 17, 57 рублей за м 3. При этом суд отмечает, что при обращении в орган государственного регулирования
ООО "Модуль" представил свой расчёт для установления тарифов на тепловую энергию, где в пункте 1.1 указан предложенный теплоснабжающей организацией тариф воды на технологические цели в размере 17, 82 рублей за м 3 (лист дела 16, том 1).
Согласно статье 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам обоснованно установил тариф на холодную (техническую) воду, необходимую для производства тепловой энергии, в размере 17, 57 рублей за м 3.
Утверждение заявителя на причинение ему убытков от продажи тепловой энергии по экономически необоснованному тарифу нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчётного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтённые при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчётного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчётный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Ссылка заявителя на заведомую невыполнимость положения об учёте дополнительных расходов в последующем периоде в связи с тем, что процедура установления тарифов регулирующим органом предоставляет возможность компенсации только через два календарных года и влечёт потери от инфляции, судом отклоняется.
Процессы инфляции являются объективными признаками экономических отношений, субъекты предпринимательской деятельности находятся в отношении этих процессов в одинаковых условиях. Заявитель в силу пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и устава является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на свой риск.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, суд считает, что пункт 1 Постановления N 376, в котором установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" потребителям Краснохолмского сельского совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, не соответствует нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Необоснованное занижение тарифа на тепловую энергию в связи с применением заниженной тарифной ставки рабочих первого разряда и необоснованного расчёта по затратам на оплату труда работников теплоснабжающей организации, заниженной численности персонала, применением перекрёстного субсидирования, отсутствием экономической обоснованности расчёта в части определения величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организации, осуществляющей регулируемую деятельность, сравнительного анализа динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду, утверждённого норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нарушает права и законные интересы ООО "Модуль".
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Модуль" удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу, пункт 1 Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 12 ноября 2012 года N 376 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Модуль" потребителям Краснохолмского сельского совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через
Верховный Суд Республики Башкортостан.
СОГЛАСОВАНО Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан О. В. Алексеенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.